Культура и общество — определение и взаимосвязь понятий

Соотношение культуры и общества — это одна из самых сложных теоретических проблем, решаемых в рамках социологии культуры. Эти понятия практически тождественны – таково мнение, распространённое в обиходе.

Взаимосвязь понятий культуры и общества

Представление о культуре

Однако теоретики заявляют о конкретном тождестве понятий культуры и общества, или таком тождестве, которое, кроме совпадения, предполагает и различие, не жёсткое, не возводящее между понятиями глухой преграды.
В литературе встречаются различные трактовки отношения культурного и общественного.

Так, в сочинениях М. Кагана

культура предстаёт как продукт деятельности общества, само общество представляется как субъект этой деятельности.

Иначе видит это соотношение Э. Маркарян, представляя культуру как одну из функций общества.

Понятие общества

Неоднозначно понимается и само общество, воспринимаемое как специфическая часть бытия или самобытная реальность.

Различные социально-философские концепции примиряет общее положение:

общество – не просто совокупность людей, не собрание индивидов, а определённая система, внутри которой люди объединены комплексом различных отношений, связей.

В частности марксистская формула, определяющая общество не как простое собрание индивидов, а как сумму отношений и связей, в которых они пребывают между собой, не теряет актуальности и поныне.

Взаимодействие людей – необходимое условие деятельности человека. Младенец, едва появившийся на свет, наделённый совокупностью индивидуальных качеств, унаследованных от родителей, попадает в общественную среду, не зависящую от него. Проходя жизненный путь, человек находит место в конкретной системе общественных связей, обретает социальные роли, соотносит себя с определёнными культурными традициями и получает возможность действовать в качестве субъекта культуры. Если воспринимать культуру как способ деятельности людей, то общественные отношения следует считать основой, полем, плацдармом для этой деятельности. Общество – основа, на которой создаётся обоснованное – культура.

Культура и общественные отношения не соотносятся как целое и часть, они тесно переплетаются, взаимопроникают.

Социальное бытие культуры

Теоретики выделяют традиционные (срединные) и специфические культуры.

Традиционная (срединная) культура

Срединные культуры доминируют в обществе, определяя образ жизни большей части людей.

Традиционный или срединный тип определяют как устойчивую сумму ценностных ориентаций общества, обусловливающих его единство. Или своего рода культурное ядро, не позволяющее специфическим крайностям изменять сложившийся способ жизнедеятельности.

Традиционная культура препятствует расколу общества на субкультуры, возникновению контркультуры. Именно в недрах срединного типа происходит формирование системы идеалов и ценностей, которые выражают интересы большинства людей и обеспечивают передачу социального опыта.

Срединная культура воплощает тип культурной жизни, доминирующий в конкретном обществе и в конкретное время. Разрушение традиционного культурного типа недопустимо, поэтому в любом нормальном обществе (государстве) принимаются меры для его надёжной защиты и укрепления как  основы жизни и самоидентификации конкретного социального организма.

Специфические культуры — маргинальная, субкультура и контркультура

Маргинальный культурный тип начинает формироваться при отходе людей от срединного типа. Это происходит при резком изменении жизненных условий, когда люди переезжают, например, из города в деревню или в другую страну. Люди, оказавшиеся в иной культурной среде, становятся маргиналами, испытывающими затруднения с самоидентификацией, часто не могут определённо заявить о своей принадлежности к той или другой культуре.

Термин «субкультура» принято применять для характеристики специфической формы организации жизни людей и социальных групп, которые стремятся к созданию внутри доминирующего, традиционного культурного типа собственного, достаточно обособленного культурного пространства.

Социальной базой для формирования субкультуры выступают следующие социальные группы:

  • возрастные группы,
  • религиозные сообщества,
  • этнические образования,
  • неформальные группы.

Различные общественные образования стремятся оптимальным образом приспособить под себя доминирующую культуру, поэтому есть смысл говорить о субкультуре как способе адаптации господствующего типа для социальных групп. Специфическая субкультура выступает также как альтернативная общепринятой форма социальной активности, позволяющая социальным группам придать смысл своему обособленному культурному существованию. В качестве примера субкультуры можно привести разные групповые культуры: молодёжные, спортивные, профессиональные, музыкальные и другие.

Субкультура не посягает на изменение традиционной культуры, довольствуется относительно автономным положением, изолируя при этом свои ценности и специфические признаки. Причём,  эти ценности и идеалы не противоречат срединному типу, они взаимодействуют с ним.

Когда периферийные, локальные культурные ценности не вмещаются в рамках субкультуры, выходят за них, стараются подменить собой фундаментальные ценности срединной культуры, имеет смысл говорить о формировании контркультуры.

Характеризуя проблему культуры и общества, исследователи обращаются также к анализу этнической и национальной культур, организующих органическое единство. В основе этих культур лежат национальные и этнические ценности.

Наша презентация:

Основные взгляды на связь культуры и общества

Можно выделить две стороны в этом вопросе:

  • Первая: культура есть характеристика развития общества, его технологичности и способа функционирования. Общество является субъектом культурной деятельности.
  • Вторая: культура характеризует общество и его движение с точки зрения активного участия человека. Отношения между отдельными людьми, их группами образуют «субстанцию» культуры. Другими словами, уровень развития общественных отношений является показателем как развития человека, так и его культуры, следовательно, не будет ошибкой считать культуру обществом в его человеческом значении.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.