История русского театра: развитие театра при Екатерине II

При Екатерине II театральное искусство переживает невиданный до этого расцвет. Но, несмотря на то, что императрица придавала театру большое воспитательное значение, театр был больше развлечением и предназначался для увеселения придворного окружения.

Но в то же время развитие русского театра было одной из задач просветительской деятельности Екатерины Великой

И российские, и иностранные труппы (немецкая, французская и итальянская) пользовались одинаковой поддержкой у императорского окружения.

В правление Екатерины еще не делалось различия между оперой, балетом, театром и оркестром – все это именовалось «зрелищем».

Екатерина Великая

Екатерина Великая

В 1766 году императрица объединила все придворные театры в единое ведомство (дирекцию), получившее название Императорских театров, и назначила его главой И.П. Елагина. Делами дирекции занимался специально созданный для этого «Комитет для управления зрелищами и музыкой». В том же году по монаршему указу началось строительство Большого Каменного театра в Петербурге.

Перу И. Елагина принадлежит давший огромный толчок развитию русского театра «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям», учредивший структуру Императорских театров. В нее вошли:

  • итальянская опера;
  • французский театр;
  • русский театр;
  • балет;
  • оркестр бальной музыки.

Была учреждена театральная школа. Ее учениками становились в основном сироты воспитательных домов. Одними из первых учителей будущих театральных деятелей были итальянский танцор Ф. Беккари и Л. Парадиз.

Русский театр при Екатерине стал частично обеспечивать социальные нужды актеров. Пожилым артистам впервые полагалось выплачивать пенсию. Крепостных актеров разрешалось переводить в вольноотпущенников. Словом, развитию театрального искусства «Стат» дал ощутимый толчок.

Всего в год на театр тратилось казной около 140 000 рублей, сумма ассигнований русского театра достигала 10 500 рублей (для сравнения: французская труппа «спонсировалась» вдвое выше). «Стат» позволял труппам свободно выступать на улицах и площадях города, т.е. была отменена государственная театральная монополия.

Поэтому русский театр выступал не только на императорской сцене, но и давал за деньги публичные представления. Это позволяло частично компенсировать недостаток выделяемых денежных средств на содержание труппы.

Театры Петербурга времен Екатерины II

Эрмитажный театр прославился как придворный (императорский) театр, в котором играли актеры-любители из высшего общества. Основной репертуар этих театров составляли переводные пьесы французских классицистов. Часто в их постановках участвовали и совсем юные артисты – кадеты, пажи и воспитанницы Новодевичьего монастыря.

Большой любовью постановщиков пользовались комедии, написанные самой Екатериной II, – «О время!» и «Именины г-жи Ворчалкиной». Всего императрицей было написано 13 комедий. Они походили по стилю на легкие французские пьесы с непритязательным сюжетом и незамысловатой интригой.

История русского театра 18 века будет неполной без упоминания о частных театрах.

В 1766 году был открыт Российский театр (руководитель – полковник Н.С. Титов). Но через три года Титов отказался от поста директора театра, и его место заняли итальянские антрепризеры Дж. Бельмонти и Дж. Чинти. Для постановок они взяли в арену дом графа Воронцова, который располагался на Знаменке. Так появился известный Знаменский театр. Основной репертуар театра составили легкие пьесы и водевили итальянских авторов. Однако судьба «Знаменки» сложилась драматично: в 1771 году, во время чумы, Бельмонти погиб, а Чинти пропал без вести. Руководителями «Знаменки» стали князь П.В. Урусов и английский механик М.Е. Медокс. В 1780 году Знаменский театр погиб в огне. Медокс построил Петровский театр. Однако спустя двадцать лет он разорился, и Петровский театр был передан государству.

Известным в Петербурге был частный театр немца Карла Книпера (или Книппера). Он был создан в столице в 1777 году и получил название Вольного Российского театра. Основной костяк труппы Книпера составляли выпускники Петербургского воспитательного дома. В 1779 году состоялось премьерное выступление труппы Вольного Российского театра – ставили комическую оперу А.О. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Премьера имела огромный успех. Успех театра также закрепила постановка фонвизинского «Недоросля». Пьесу поставил специально приглашенный в театр профессиональный актер Иван Дмитриевский (в самом спектакле он исполнил роль Стародуба). Дмитриевский остался в театре. Под его руководством труппа поставила 28 пьес русских авторов – Я. Княжнина, А. Сумарокова, А. Аблесимова, О. Козодавлева. В 1783 году Вольный театр в связи с реорганизацией структуры Императорских театров изменил свой статус и стал казенным предприятием, получив наименование Малого театра.

В Москве же в 1790-х годах функционировало примерно 15 частных театров, в которых служило 160 актеров и актрис, 225 музыкантов и исполнителей.

Крепостные театры

Крепостными театрами назывались домашние (или дворовые) театры в помещичьих усадьбах. Многие из них существовали исключительно для развлечения помещиков. Но некоторые музыкальные оркестры, балетные, оперные и актерские труппы становились знаменитыми при дворе, например, театры Румянцева, Волконского, Шереметьева, Волкенштейна, Сумарокова, Юсупова, Щербатова и др. Актеров, выступающих в частных и крепостных театрах, нередко приобретали для трупп государственных (императорских) театров. Для многих крепостных артистов это был единственный и уникальный шанс получить свободу.

Драматургия – новые жанры

Верно и неуклонно российские подмостки завоевывала комедия. Но это была уже не светская или бурлескная комедия, а комедия иного плана. Иногда ее называют «народной» комедией. Это принципиально новый жанр в истории русского театра. Большой популярностью пользовались пьесы Лукина, Плавильщикова и Капниста, написанные прекрасным русским языком. Драматурги-юмористы высмеивали человеческие пороки, потешались над человеческой глупостью и дремучестью. Их комедии еще были написаны в жанре классицизма, но узкие рамки течения уже не отвечали потребностям писателей. Наряду с боярами и помещиками на сцену выводились простые русские мужики, которые говорили без особого стеснения и иногда даже позволяли себе отнюдь не этикетные выражения. Яркий пример тому – диалог двух ямщиков (извозчиков) из комедии Капниста «Ябеда».

Большой любовью у простого народа пользовались пьесы Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир». Эти комедии долго не могли попасть на придворные подмостки. Однако Екатерина, увидев «Недоросля», искренне восхитилась пьесой, посчитав главных положительных героев Правдина и Стародума образцами высоконравственного поведения.

Не менее популярными были исторические («Владимир и Ярополк») и комические («Несчастье от кареты», «Скупой») пьесы Я. Княжнина, оперы А. Аблесимова, Н. Николева, А. Сумарокова.

На улицах городов появился особый балаганный жанр пьесы, главным героем которого являлся Петрушка (прототип итальянского арлекина). Персонаж Петрушки был хитер, находчив и с успехом «утирал нос» боярам и помещикам, дерзнувшим перейти ему дорогу. Он просто-напросто побивал их дубиной.

При дворе любили смотреть легкие водевили (короткие, одно- или двухактные пьесы, с закрученной интригой и благополучным концом, сопровождаемые многочисленными музыкальными номерами), постановки-переложения романтических повестей и романов с претензией на трагедийность, бурлески (комические пьесы с грубоватыми шутками и большим количеством музыкальных номеров, главными героями которых были Арлекин или подобные ему персонажи), переводные постановки Мольера, Реньяра, Детуша, порой в очень вольной трактовке.

Актерский состав

Так сложилось, что согласно «Стату» к актерской профессии привлекались в основном выпускники Воспитательного дома. Многие из них выросли в артистическом мастерстве и стали широко известными исполнителями. Это танцоры В. Балашов, И. Еропкин, А. Собакина; оперные певцы и драматические актеры В.М. Черников и П.П. Черникова, М. Волков, А. Крутицкая; артисты С.Е. Рахманов, Х.Ф. Рахманова.

Из крепостных артистов вырос и получил свободу знаменитый Михаил Щепкин, впоследствии принятый в Императорскую труппу г. Москвы. Вообще, принадлежность к императорским театрам возвышала статус крепостных актеров и нередко вела к их освобождению.

Знаменитый актер Дмитриевский неоднократно выступал и постановщиком пьес. Он являл собой последователя европейской школы актерской игры, поэтому его воспитанники – Гамбуров, Крутицкий, Плавильщиков, Каратыгин, Семенова и многие другие – также следовали его примеру и подражали манере игры зарубежных коллег. До формирования национальной манеры игры еще требовалось время.

Значение екатерининского театра

История русского театра немыслима без этой эпохи. Становление структуры императорских театров, с одной стороны, способствовало сокращению свободного доступа к театральным постановкам простых людей, с другой — способствовало повышению социального статуса актеров, давало мощный импульс к развитию театрального искусства, породило целую плеяду талантливых артистов. «Стат», давший начало формированию национального театра, вошел в историю как важный для культурной жизни страны документ.

К зрителям вышла народная (бытовая) комедия, в которой отражался «дух русского народа». Простые зрители смеялись над человеческими пороками: злобой, завистью, ленью. Особой народной любовью пользовался театр Петрушки, побивавшего своих врагов.

При дворе предпочитали музыкальные пьесы и романтические постановки. Сама императрица выступала как драматург и писала нравоучительные комедии в стиле французских классицистов.

В целом, надо отметить, что эпоха Екатерины II стала расцветом русского классицистического театра. Впереди открывались новые горизонты и перспективы, следовала эпоха сентиментализма и романтизма со своими, отличными от классицизма, ценностями и образами.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский театр с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: История русского театра: развитие театра при Екатерине II

  1. nicknick говорит:

    Все хорошо. Но можно было, про первые кукольные театры и немного побольше. Ведь «ходячие Петрушечники» не только ограничивались битьем бояр. Но все-таки это были вполне осмысленные постановки, как покупка лошади и ее испытание или обучение военной службы. Ну, или о настоящем имени Петрушки.

  2. Terri говорит:

    И все-то заезжие господа учат нас уму разуму. театр, и тот устанавливали итальянцы да англосаксы. Механик получился сноровистей наших дворян. Мне всегда казалось удивительным и странным такое отношение к делу: а разве древние традиции наших скоморохов и былинников не могли быть привлечены к делу? Сколько наших талантов могло бы быть привлечено к театру! Да и теперь — чей театр самый прославленный? Русский! И балет, и Большой, и Мариинка — да и из самой глубинки такие звезды восходят!

  3. Уведомление: Русская литературная критика 18 века

  4. Уведомление: История русского балета: истоки и первые шаги

  5. Уведомление: Шок от Большого театра: 5 скандальных постановок от цитадели академизма

Добавить комментарий