Однажды в далеком 1672 году царь Алексей Михайлович в окружении ошеломленной боярской знати 10 часов кряду просидел перед сценой, не отводя изумленных глаз от «Артаксерксова действа». Никто не представлял тогда, какое у этого зрелища будущее: нелегко было разглядеть черты, которые буквально через полтора столетия сделают его популярнейшим развлечением для всех слоев российского общества. Казалось, и прошлого у него нет: оно воспринималось как редкостная новинка и невидаль. Как же могло случиться, что к восприятию одного из древнейших искусств русская публика конца 17 века оказалась совершенно не готова?
А между тем истоки русского театра глубоко национальны, театральное действие выросло на исконно русской культурной почве, хотя и не без заморских влияний.
Древнейшие корни театрального зрелища
Театральность как игра и притворство, представление себя кем-то другим восходит к древнейшим обрядам. Охотник изображал зверя-покровителя рода, подражал его манерам и повадкам – и его соплеменники совершали ритуальное убийство. Поклоняясь огню, солнцу или воде, встречая зиму или весну, наши языческие предки устраивали игрища с ряжеными, разыгрывали целые представления, на которых не было зрителей, потому что каждому находились в них роль и место.
Тотальный синкретизм – вот что характерно для этого периода творчества.
Танец, пантомима, музыка – все было слито воедино в древнейших представлениях. Зрители и участники легко менялись местами, не было артистов, как и стремления развлечься: соблюдение обряда было делом жизненно важным, таким же важным, как сама охота или жатва.
Зрелища в средние века. Скоморохи
Только на первый взгляд может показаться, что христианизация положила конец этим языческим спектаклям. На самом деле церковь:
- во-первых, так никогда и не смогла вытравить исконные славянские обычаи и предпочла с ними примириться, соединив с собственной обрядностью.
- во-вторых, ее службы тоже были своего рода представлениями: каждый их участник играл раз и навсегда определенную роль, и от правильности исполнения зависел уже не успех на охоте или хороший урожай, а ни много ни мало спасение рода человеческого.
Так что зрелищная сторона жизни не исчезла, а обрела иной статус, вбирая через христианскую культуру богатейшее византийское наследие. И все же настоящий праздник для простых людей наступал независимо от календаря, когда в деревне появлялись скоморохи – эти универсальные средневековые артисты.
Исторические рамки рождения русского театра
Первые упоминания об истоках русского театра относятся к 11 веку и потом то чаще, то реже появляются в исторических документах вплоть до середины 17 века, причем не только в связи с их искусством. Дело в том, что скоморохи – чуть более свободные, веселые и творческие, чем массы населения – оказались едва ли не основной силой, в которой постоянно бродило сопротивление власти. Разносчики всяческого инакомыслия, иной раз промышлявшие и грабежом на дороге, они нередко вызывали гнев как светской власти, так и церкви. Гонения на них иногда затихали, но никогда не прекращались совсем, пока в 1648 году указ того же Алексея Михайловича, будущего любителя театра, не запретил само их существование.
Вопреки распространенному мнению, существовали не только бродячие («походные»), но и оседлые скоморохи: они жили в деревнях и обращались к своему ремеслу только по праздникам, в остальное время ничем не отличаясь от своих соседей. Позже эти две ветви приняли совершенно разные формы развития.
Жанры скоморошьего искусства
Скоморошество – чрезвычайно интересное явление русского средневековья, без которого вся история развития русского театра выглядела бы совершенно иначе. И все же настоящий театр начался там, где оно закончилось.
Изначально искусство скоморохов сохраняло тот синкретизм, который был характерен для древних обрядовых форм. Они плясали, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления с дрессированными зверями (чаще всего медведями), лицедействовали в простейших пьесках, всегда смешных, а иногда и злободневно сатирических.
Постепенно условия жизни потребовали от этих универсальных умельцев повышения мастерства, а значит, специализации. В 16-17 веках они уже почти повсеместно стали городскими жителями и должны были служить для развлечения социальных верхов и зажиточных горожан. Потребность в услугах «гудцов», «плясцов», «гусельников», «домрачеев» была огромной: русские очень любили музыку в своих домах, особенно во время праздничных трапез. На ярмарках публику привлекали кукольники и вожаки медведей, обученных всяким трюкам.
Первые театральные формы
Походные скоморохи овладели «мобильными» формами театрального искусства:
- это кукольный театр,
- раек,
- медвежья потеха.
Оседлые пополнили ряды живых актеров народного театра, становление которого приходится как раз на это время. Со второй половины 17 века искусство скоморохов как таковое исчезло, да и само слово «скоморох» практически полностью вышло из употребления. Несмотря на то, что разница между предыдущим, «скоморошим», периодом и новым, «театральным», кажется незначительной, только с этого времени можно говорить об истории собственно театра.
Что же изменилось?
- Универсальность сменилась профессионализмом и специализацией
- На смену устному бытованию драматургического текста пришел написанный сценарий
- Начали строить театральные здания, устроенные особым образом, с отдельными от сценической площадки местами для зрителей.
О крепостных театрах
Итак, 17 октября 1672 году по инициативе самого царя был устроен театральный спектакль по специально написанной для этого пьесе, специально собранными для этого и наскоро обученными актерами. И что же – вот это и было рождение русского театра? Если и так, то в этот день он всего лишь появился на свет и известил об этом окружающих громким ором. Его сложное, но чрезвычайно интересное младенчество прошло на бескрайних российских просторах, в роскошных столичных домах и провинциальных поместьях. Настоящее становление драматического, музыкального, хореографического мастерства в России было бы невозможно без такого феномена, как русский крепостной театр.
Отдельные крепостные театры в России возникли еще в 17 веке, но настоящую популярность обрели уже в следующем столетии. Их общее количество достигало нескольких сотен, в них играли сами дворяне и их крепостные, позже стали приглашать профессиональных актеров, в том числе из-за границы. Несмотря на то, что художественный и этический уровень представлений в каждом таком театре зависел исключительно от его владельца, их общий вклад в развитие театральной жизни был огромным.
Некоторые известные любители искусства (графы Шереметевы, князь Юсупов, граф Воронцов) создали полноценные театральные труппы, занимались обучением крепостных артистов и устройством театральных зданий.
Из безымянной массы талантливых крепостных актеров выделилось несколько выдающихся дарований, таких, как Прасковья Жемчугова или Татьяна Шлыкова, в таком же качестве начинал свой творческий путь знаменитый потом Михаил Щепкин. Крепостные театры создали потребность в профессиональной драматургии – в ответ появились переводы Мольера, а вскоре и пьесы русских драматургов С. Полоцкого, А. Сумарокова, Я. Княжнина.
По сути, именно крепостные театры воспитали публику и сформировали высокую театральную культуру общества.