Русская литература 17 века: жанры, темы, особенности

Начало XVII века осталось в памяти русского народа как «смутное время». Убийство царевича Дмитрия, сложная политическая ситуация в стране и своеволие бояр, неустойчивое положение Московского царства на мировой арене привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.

 

Актуальной стала публицистическая литература, содержащая размышления о политике, пламенные призывы бороться с захватчиками, прославление мужества героев и укрепление авторитета новой царской династии. Эти идеи были главными в таких произведениях, как «Повесть 1606 года», «Повесть о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского», «Летописная книга», «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же патриотов, как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.

 

Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется. Теперь в повестях описываются не только конкретные события общегосударственного значения, но и факты из жизни отдельно взятых людей, используется художественный вымысел, развивается сюжетная линия и система образов. Донские казаки, по своей инициативе захватившие крепость Азов и открывшие выход к морю, становятся главными героями «Повести об Азовском сидении донских казаков». В центре повести – простые по происхождению, но смелые и отважные герои, рискнувшие своей жизнью ради блага Отечества.

 

Такая, казалось бы, важная для государства тема, как основание Москвы, в «Повести о начале Москвы» подается в форме любовно-приключенческой новеллы. В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе 17 века являются «Повесть об основании Тверского отроча монастыря» (добавлен лирический сюжет), «Повесть о Сухане» (обработан сюжет из былины).

 

Традиционное житие как жанр в русской литературе 17 века тоже впитывает в себя мирские мотивы. В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Все это превращает его в автобиографическую исповедь. Это можно сказать о житиях Иоанна Новгородского и Михаила Клопского. Они уже больше напоминают бытовые повести, чем строго канонизированные церковные произведения. А «Повесть о Юлиании Лазаревской» впервые описывает факты биографии русской женщины-дворянки, ее характер и нравственные черты.

 

Во второй половине XVII в. появляются бытовые повестиПовесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения – «Повести о Горе и Злосчастии». Ее герой, выходец из купеческой семьи, пытается найти свою дорогу в жизни. И хоть Молодец и является плодом фантазии автора, он олицетворяет трагическое положение всего молодого поколения, которое пытается вырваться за установленные рамки. У одних ничего не выходит, другие, как вот Фрол Скобеев, наоборот добиваются успеха. Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой и для других бытовых повестей.

Таким образом, в XVII веке в русской литературе:

  • - трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);
  • - в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами;
  • - были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);
  • - было уделено внимание устному народному творчеству;
  • - как самостоятельный литературный жанр выделилась сатира.

Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия.

Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.

 

XVII век стал переходным от историзма в литературе к авторскому художественному вымыслу. История постепенно выделяется в отдельную науку, а литература продолжает свое триумфальное шествие по векам.

 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Блог Li.ру
  • Blogger

Запись опубликована в рубрике Русская литература с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Русская литература 17 века: жанры, темы, особенности

  1. Terri говорит:

    Да, наши предки умели писать. Умели жить, любить и воевать. И умирать за Отечество. Нынче же и не пишут особо путного, за редкими исключениями, да и не читают. А стоило бы. А то с русским языком воюют, как с личным врагом, топчут его и уничтожают, как какого таракана, слово «Родина» уже и вполне с виду грамотные пишут с маленькой буквы — а ведь прописная буква- уважение.
    Наше нам же — хуже песку в глаза. Не любим мы Россию, истории ее великой

  2. Terri говорит:

    не знаем, не читаем ничего, кроме комиксов для умственно отсталых, вот и получается, что вроде как умереть русской литературе? Не дождутся! Стояла и стоять будет Великая и Святая Русь!

  3. Станислав говорит:

    Как бы смело это ни звучало с моей стороны,но развитие литературы как огромнейшего и значительного пласта нашей культуры невозможно было бы без всякого рода метаморфоз и трансформаций о коих было упомянуто выше. А вот уже кто какие из этого делает выводы — это уже другой вопрос, кто-то может быть сетует на неумолимость движения времени и трансформацию общепринятых форм восприятия окружающими,другой же узрит в этом что-то «новое» ради чего стоит творить и жить. Несмотря ни на что — так было и будет,а остальное зависит от того как мы это будем принимать в настоящем прошлом или в будущем — да! Именно в будущем нам и придется столкнуться с метаморфозами! Вот что я читаю в прошлом!

  4. Уведомление: Периодизация древнерусской литературы

  5. Мари говорит:

    Литература 17 века намного отличается от нашей…люди что ли умней были..

Добавить комментарий