Глобалистика — современные мегатенденции культуры

Глобалистика – это дисциплина, изучающая мегатенденции.

Если прогностика устремлена в будущее, то она рассматривает его почти без связи с прошлым и настоящим. Иной прием используется в глобалистике. Эта наука изучает потенциальные возможности, которые имеют корни в настоящем, с активным использованием опыта прошлого. На основе этого она строит будущее.

Предмет глобалистики — какие процессы в жизни общества являются актуальной проблемой, причем с точки зрения того, как эти проблемы проявят себя в будущем. То есть эта наука прогнозирует будущие проблемы, которые могут возникнуть из сегодняшней логики развития общества.

А поскольку их можно предсказать, то, следовательно, уже сейчас есть возможность их анализировать. Глобалисты могут:

  • отыскивать пути решения потенциальных проблем,
  • либо воздействовать на процессы, способствующие возникновению проблемных тенденций, чтобы избежать их формирования.

Эти потенциальные возможности получили именование мегатенденций.

Современное культурное взаимодействие

Современные культурологи понимают, что взаимодействие между различными культурами (причем не только «здесь и сейчас», но и по временной оси «прошлое-будущее») является одной из мегатенденций современности.

Культура одного народа неотделима от культуры другого, и все они подчиняются единым законам культурного взаимодействия.

Это отмечал и М. Бахтин:

«культура всегда лежит на границах» с другими культурами.

Но мировая культура не просто совокупность различных культур, это – единый историко-временной поток, включающий в себя культуру различных эпох и стран.

Но как будет развиваться она дальше? Сформировалось два диаметрально противоположных взгляда на пути ее развития: «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты считают, что развитие мировой культуры находится на правильном пути и что в будущем наука, техника, информация, экономика будут особо значимыми формациями, а такие ценности, как успех, свобода, сила сформируют правильный образ жизни. По их мнению, рационализм в итоге восторжествует и человечество достигнет нового пика своего могущества.

Пессимисты же склонны считать, что мы наблюдаем закат мировой культуры. Н. Бердяев писал, что развитие индустриально-капиталистической системы общества, индивидуализм, упадок веры, рост потребностей и неограниченных возможностей привели к тому, что человеческая жизнь оторвалась «от ритма природы». Пессимисты уверены:

  • что миром правит не разум, но стихия,
  • что культура – хаотично построенный организм с неизвестной  системой жизнедеятельности.

Путей решения таких проблем также намечено два. Первый – разрешить проблемы благодаря разумному и рациональному подходу к организации жизни, при этом большие надежды возлагаются на науку, технику, образование.

«Наука часто служит силе, – утверждает Ф. Майор. – Ответ в том, чтобы она служила только разуму».

Второй альтернативный путь – «эзотерический». Его идеологи видят спасение человечества в уходе к различным религиозным доктринам, изменении образа жизни на более «естественный» – отречение от техники, единство с космосом и т.д.

Оба подхода органичны для нашей культуры и реализуются в действительности, в то время как культурный кризис нарастает. При этом часть общества уходит от традиционных представлений о жизнедеятельности и практикует альтернативные формы жизни – эзотеризм, аскетизм, вегетарианство и т.д.

Сосуществование кризисов и вариантов их решения

В современном мире причудливо переплелись различные кризисные явления в то время, как существует множество их решений, причем многие решения являются диаметрально противоположными. Это и является второй мегатенденцией современной мировой культуры.

В качестве примера можно взять обсуждение в обществе проблемы техники.

Многие мыслители (Э. Канн, Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Л. Мэмфорд) считают технику одной из причин кризиса нашей цивилизации. При этом только немногие дают этому адекватное объяснение. Например, Хайдеггер и Ясперс утверждают, что человек незаметно для себя стал одним из видов сырья («поставом») для техники, поставив себя на службу машинам. В результате он деградирует и разрушается как личность, поскольку становится обычным бездушным элементом в конвейере постоянного производства. Выход в том, чтобы человек осознал свое превращение в постав и вырвался из заколдованного круга.

Мэмфорд считал, что корень всех зол заключается в усилении роли «Мегамашин» – сложной иерархии человеческой деятельности. Он призывает к их разрушению.

Другие философы, например, Дж. Мартин, считают, что отказываться от техники – неразумно, поскольку это приведет ко многим лишениям. По их мнению, следует из всего множества технологий выбрать для развития только те, которые позволяют находиться в гармонии с природой.

Скалимовски же считает, что гуманизировать технику, внедряя в нее человеческие ценности, невозможно, поскольку система обладает к ним исключительным иммунитетом.

Еще одна точка зрения на проблему техники прозвучала в выступлении Ф. Раппа в начале 1989 года. По его мнению, техника возникла благодаря культурным и общественным механизмам, следовательно, необходимо оздоравливать сами общественные отношения, социальные институты, систему образования.

Таким образом, формулируя различные взгляды на проблему взаимоотношений техники и человека, мыслители пришли к выводу, что техника плотно связана со всеми сферами человеческой жизни, но при этом они пока не дали определения этим самым связям. Однако они единодушны в одном – изучение роли техники в человеческой культуре необходимо, поскольку в современном обществе превалирует техническое мышление, человечество постепенно превращается в цивилизацию, целиком зависящую от техники, а это сигнал  не только неблагополучия, но  и кризиса.

Поэтому изучение техники должно помочь в преодолении кризиса современной культуры и привести к трансформации общества, созданию принципиально новых концепций развития мира.

При этом наряду с попытками создать «гуманную технику», используя принципиально новые экологически чистые технологии, многие страны (особенно развивающиеся) используют традиционные способы научно-технического прогресса.

Формирование нового образа культуры

 Наряду с традиционным ее образом, ассоциирующимся с идеями исторического и органического единства, соблюдения традиций и преемственности поколений, формируется новый образ культуры. Он связан с космическими, экологическими, этическими идеями цельности всего человечества. Вместе с этим новым образом складывается и новый образ самого человека.

Русский философ Н. Бердяев отмечал, что на смену индивидуализму, главенствующему в Новом времени, должна прийти идея новой соборности, человек должен почувствовать себя «вкорененным в универсум, в космос». Эту формацию он именовал Новым средневековьем. В новом обществе человек будет соотносить личностные интересы с интересами других людей в большей степени, нежели сейчас. Он должен будет подчинить свою жизнь интересам цивилизации и культуры.

А. Эйнштейн писал:

«мир может быть единым или никаким».

Г. Гачев отмечал, что человек должен «считаться с природой».

Все больше людей ищут выход из кризиса мировой культуры. Повсюду вспыхивают очаги ее новой альтернативной формы, усиливаются поиски новой нравственности, укрепляются экологические движения, люди практикуют эзотерический образ жизни, предпринимают педагогические эксперименты.

Очевидно одно – на наших глазах складывается новый тип человечества. В этих условиях целесообразно готовить почву для появления человека новой формы и цивилизации посредством как социологических экспериментов, так и аккумуляции накопленных знаний. Человек нового  постевропейского типа  преодолеет свой эгоцентризм и чрезмерные претензии, сформировав новую личность с иными духовными запросами, проблемами и, возможно, даже иной физической формой.

Новый тип культурного взаимодействия

На смену упрощенным рациональным схемам приходит новое понимание культурного взаимодействия, связанное с возрастанием:

  • роли самооценки,
  • критического восприятия собственных установок,
  • умения идти на компромисс.

Особенностью современной культурной картины мира является сосуществование в ней наличия не просто различных, а разнонаправленных культур и культурных ценностей. При этом на процесс их взаимодействия  воздействуют не только акты деятельности, порожденные рационально, но и культурные компоненты, возникающие как «ниоткуда» и действующие по иной логике.

Она строится на основе новых ключевых понятий, таких как

«повышение качества жизни», «способность к пониманию и обновлению», «замена потребительского отношения на созидающую установку», «подключение к культурному процессу разных субъектов культуры».

Новый тип социального взаимодействия во многом:

  • раскрыт и разомкнут,
  • признает чужую самобытность и правомерность существования многих истин,
  • способен к пониманию различных точек зрения,
  • характеризуется умением построить диалогические отношения и пойти на компромисс.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Философия культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.