Глобальные кризисы: понятие и философия глобальных проблем современности

В 20 веке человечество встало перед рядом проблем и кризисов, которые требуют решения в масштабе всей планеты.

Эти проблемы, касающиеся судьбы дальнейшего развития человеческой цивилизации, получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).

Впервые человечество осознало себя как единое целое во время Первой мировой войны. Поскольку для боевых действий не существовало границ и расстояний, миллионы людей оказались втянуты в военный конфликт глобального масштаба. В это время возникло учение о ноосфере, чье авторство принадлежит Владимиру Вернадскому (1863-1945). Он называл человека самой крупной силой на Земле, способной изменять облик планеты и влиять на ее настоящее и будущее.

Глобальные кризисы алармистского характера

Все возрастающее количество глобальных проблем привело к тому, что человечество сегодня стоит перед двумя путями развития:

  • либо оно продолжит стихийно развиваться, действуя деструктивно на окружающий мир,
  • либо целенаправленно перестроит свое бытие принципиальным образом.

Существуют две разновидности кризиса алармистского характера (от фр. alarme – тревога):

1) ограниченное количество ресурсов, наличие «экономических границ» при прежнем уровне роста мировой цивилизации приведет в итоге к катастрофе – сырьевому голоду;

2) неразумное отношение человека к природе, бесконтрольное потребление и переработка природных ресурсов (например, последовательная вырубка лесов, возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере и, как последствие, повышение температуры воздуха и т.д.) приведет к тотальному загрязнению и природным катаклизмам.

Алармистские кризисы со временем только усугубляются, чему способствует стремительная индустриализация человечества. Решение таких проблем, как голод, нехватка пресной воды, ликвидация отставания развивающихся стран от развитых, ведет к постоянному росту промышленности и экономики, а это требует все большего количества ресурсов.

Виды глобальных кризисов и причины их появления

Развитие общества приводит к другим видам глобальных кризисов:

  • рост научно-технического прогресса обязательно сопряжен с риском техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС;
  • к катастрофическим последствиям приводят природные стихийные катаклизмы (ураганы, обрушивающиеся на США в последние годы, взрыв на Фукусиме);
  • социальные конфликты – войны, революции, терроризм и религиозный экстремизм – оказывают разрушающее воздействие на экономическую, энергетическую и промышленную инфраструктуру;
  • «кризис внутреннего развития» возникает по причине неравномерного распределения энергоресурсов на территории Земли, при этом процветающие слои населения ограждают себя от экологических проблем, возникающих вследствие переработки ресурсов, в то время как иные социальные группы вынуждены бороться со все более ухудшающейся экологической обстановкой.

Аурелио Печчеи отмечал, что глобальные проблемы не знают социальных и политических границ, они для всех едины.

В числе основных причин ученые называют:

1) Единство современного мира, которое сформировалось благодаря взаимопроникающим политико-экономическим связям. Как ни странно, наиболее ярко это проявилось во время мировых войн. Вторая мировая война, начавшаяся как небольшой конфликт на границах Германии и Польши, вскоре охватила весь мир. Философ Н. Бердяев писал, что

в военном «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все перемешивалось, человек мог быть «разодран в клочья», уничтожались великие культурные ценности.

2) Рост промышленного производства планеты. По сравнению с началом XX века, индекс производства сегодня возрос более чем в 50 раз. Мировой ВВП составляет около 13 триллионов долларов. По прогнозам ученых, к 2050 году он увеличится в 10 раз. Константин Циолковский (1857–1935) еще в позапрошлом веке предрекал, что человек станет самой могучей силой на планете. При этом человек воздействует на природу намного сильнее самых неистовых природных стихий и часто не может контролировать вызванные своей деятельностью изменения.

3) Глобальный кризис вызван также неравномерным уровнем развития промышленности и культуры в различных странах. Тем не менее, благодаря передовым информационным технологиям, таким как телевидение, спутниковая связь, интернет, любая информация об открытиях и событиях становится доступна в любом уголке земного шара. Между тем, люди, имеющие доступ к этой информацией, находятся на различных ступенях цивилизации: племена, пребывающие в родоплеменных отношениях, живут в паре часов пути от мыса Канаверал или космодрома Байконур, откуда человечество исследует космос. Поэтому в мире остро стоит проблема владения ядерным оружием и имеется угроза ядерного терроризма.

Пути решения глобальных кризисов

Некоторые ученые предполагают гибель человечества уже в течение ближайшего столетия. Однако, оглядываясь на историю, можно делать не столь пессимистические выводы. Человечество способно находить компромиссные решения даже в самых сложных ситуациях. Например, удалось избежать атомной войны между СССР и США во время Карибского кризиса в конце XX века.

В 1960-1970-х годах создавалось множество центров, объединяющих ученых-футурологов для изучения философии глобальных проблем. Один из самых известных – Римский клуб, исследующий взаимосвязь всех аспектов жизни человека в двух направлениях: экономического развития и человеческих взаимоотношений.

В докладе «Пределы роста» (1972) ученые Дж. Форрестер и Д. Медоуз говорили о необходимости немедленной экономической и экологической стабилизации, глобального равновесия, в связи с чем человечеству нужно пересмотреть саму структуру своих потребностей.

В 1974 году М. Месарович и Э. Пестель опубликовали доклад «Человечество у поворотного пункта». Они считали, что мир – не просто единое целое. Мир походит на организм, в котором каждый элемент обладает своими специфическими чертами. Индустриальное общество, в котором экономика являлась определяющим фактором развития, осталось в прошлом. Поэтому человечеству необходим качественный скачок в развитии цивилизации, а не дальнейшее наращивание промышленной мощи (количественное развитие).

Один из основателей Римского клуба Аурелио Печчеи утверждал, что рост промышленного потенциала и индустриализации в реальности не более, чем миф, за которым скрывается множество глобальных проблем.

Выход А. Печчеи видит не только в проработке юридической базы, усиливающей ответственность за экологические преступления, внедрения экологосберегающих производств, использовании экологических чистых источников энергии. Главное – «внутренняя трансформация» самого человека. А. Печчеи принадлежит идея «нового гуманизма» – гармонического равновесия между человеком и природой, создания новых культурных ценностей, который следует сделать фундаментом мировоззрения всего населения Земли. Это приведет к культурной эволюции человеческой цивилизации, появлению «обновленного человека»

Наша презентация:

«Новый гуманизм» характеризуют три аспекта:

  • чувство глобальности;
  • стремление к справедливости;
  • неприятие насилия.

В центр этой концепции философии глобальных проблем поставлена целостная человеческая личность и ее неисчерпаемые возможности. Человечеству необходима «беспрецедентная культурная перестройка», трансформация сознания каждого без исключения.

По мнению А. Печчеи, такая «человеческая революция» – это единственная настоящая возможность выхода из социокультурного кризиса современного мира.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.