Функции массовой культуры

Любая культура представляет собой

социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколения поколению (А.Я.Флиер)

А, следовательно, основные функции культуры (любой)– это самые оптимальные по своей значимости и последствиям, а также отобранные всем опытом истории общества способы общего существования и жизнедеятельности.

Иными словами, то, что доказало эффективность и устойчивость во времени, показало «лучшие результаты» и гарантирует «минимальные ошибки», повторяется людьми как наиболее приемлемая форма коллективного существования. Это и обеспечивают многообразные функции культуры, принятой в этом сообществе. Поэтому все эти функции изначально имеют социальный характер, т.е. «работают» на все общество целиком, обустраивая именно коллективную жизнедеятельность, «вписывая» в нее каждого индивида.

Отсюда —

Универсальная и жизненно необходимая для выживания любого общества функция – это:

обеспечение социальной интеграции людей

Здесь массовой культуре отводится значительная роль, поскольку именно она  преподносит стандарты:

  • миропредставлений,
  • ценностей,
  • способов и форм коммуникации и взаимодействий,
  • шаблоны и стереотипы «правильных», «модных» ориентаций, поведения и притязаний.

В рамках этой функции массовая культура унифицирует интересы и потребности всего общества, его главные социокультурные установки, становясь оптимальным инструментом общей социализации каждого.

Сюда же можно отнести и

транслирующую функцию,

в задачи которой входит передача следующему поколению накопленного эффективного социального опыта. Культура массового потребления оптимально «доносит» до каждого азы социально значимой информации с помощью:

  • орудий СМИ,
  • демократических институций и процедур,
  • а также национального стандарта общего образования.

Также она с большим успехом справляется с

 познавательной функцией

редуцируя сложные смыслы и специализированные знания в доступную обывателям информацию, и избавляет от самостоятельного «поиска истины», предоставляя готовые решения и ответы или, как минимум, открытый доступ к различным «базам данных». Информация тоже становится предметом массового потребления, доступность и «инфантильность» которой «гарантирует» актуальную компетенцию в любых вопросах человека «с улицы».

Еще одна важная функция массовой культуры, которая очевидна из всего вышесказанного –

это компенсаторная.

Человек может

  • снять напряжение в неутомительных для мозга произведениях массового искусства (сериалы, легкого чтиво, различные шоу),
  • может поправить свою «физику» до уровня существующих секс-стандартов (фитнес, пластика у хирурга и проч.), а следовательно, повысить собственную самооценку и «конкурентоспособность»,
  • а также решить свои экзистенциальные вопросы, используя готовые шаблоны престижности и компетенции.

Наша презентация:

Как мы видим, основные функции масскультуры по сути своей являются главными функциями культуры любого общества. Способ и форма решения этих задач у массовой культуры своя, и порождена она, в том числе, и общими историческими процессами развития:

  • демократизацией,
  • технологизацией
  • и информатизацией человечества.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.