Любая культура представляет собой
социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколения поколению (А.Я.Флиер)
А, следовательно, основные функции культуры (любой)– это самые оптимальные по своей значимости и последствиям, а также отобранные всем опытом истории общества способы общего существования и жизнедеятельности.
Иными словами, то, что доказало эффективность и устойчивость во времени, показало «лучшие результаты» и гарантирует «минимальные ошибки», повторяется людьми как наиболее приемлемая форма коллективного существования. Это и обеспечивают многообразные функции культуры, принятой в этом сообществе. Поэтому все эти функции изначально имеют социальный характер, т.е. «работают» на все общество целиком, обустраивая именно коллективную жизнедеятельность, «вписывая» в нее каждого индивида.
Отсюда –
Универсальная и жизненно необходимая для выживания любого общества функция – это:
обеспечение социальной интеграции людей
Здесь массовой культуре отводится значительная роль, поскольку именно она преподносит стандарты:
- миропредставлений,
- ценностей,
- способов и форм коммуникации и взаимодействий,
- шаблоны и стереотипы «правильных», «модных» ориентаций, поведения и притязаний.
В рамках этой функции массовая культура унифицирует интересы и потребности всего общества, его главные социокультурные установки, становясь оптимальным инструментом общей социализации каждого.
Сюда же можно отнести и
транслирующую функцию,
в задачи которой входит передача следующему поколению накопленного эффективного социального опыта. Культура массового потребления оптимально «доносит» до каждого азы социально значимой информации с помощью:
- орудий СМИ,
- демократических институций и процедур,
- а также национального стандарта общего образования.
Также она с большим успехом справляется с
познавательной функцией
редуцируя сложные смыслы и специализированные знания в доступную обывателям информацию, и избавляет от самостоятельного «поиска истины», предоставляя готовые решения и ответы или, как минимум, открытый доступ к различным «базам данных». Информация тоже становится предметом массового потребления, доступность и «инфантильность» которой «гарантирует» актуальную компетенцию в любых вопросах человека «с улицы».
Еще одна важная функция массовой культуры, которая очевидна из всего вышесказанного –
это компенсаторная.
Человек может
- снять напряжение в неутомительных для мозга произведениях массового искусства (сериалы, легкого чтиво, различные шоу),
- может поправить свою «физику» до уровня существующих секс-стандартов (фитнес, пластика у хирурга и проч.), а следовательно, повысить собственную самооценку и «конкурентоспособность»,
- а также решить свои экзистенциальные вопросы, используя готовые шаблоны престижности и компетенции.
Наша презентация:
Как мы видим, основные функции масскультуры по сути своей являются главными функциями культуры любого общества. Способ и форма решения этих задач у массовой культуры своя, и порождена она, в том числе, и общими историческими процессами развития:
- демократизацией,
- технологизацией
- и информатизацией человечества.