Первая половина XVII века в русской общественной жизни стала периодом брожения идей. Усиливалась самодержавная власть московских государей, укреплялся статус Москвы как центра общественно-политической жизни всей страны.
Особенности философии 17 века
С другой стороны, в середине XVII века происходит церковный раскол, ставший результатом давно копившихся противоречий в русской церкви. Позиция церкви была направлена на укрепление самодержавной власти и превращение царя в “вседержателя”, которому власть “вверена” самим Богом.
Христианская теократия в России развивается не в русле превосходства духовной власти над светской, как это было в странах Запада, а в русле “освящения” государственной власти и присвоения власти священной миссии.
Церковь сама ищет пути к освящению государственной власти. При этом православие мыслилось “русским”, а Московское царство – единственным хранителем истинной веры и подлинного христианства. Эта вселенская миссия русского государства стала основой для укрепления самодержавия и его идеологических основ. Учение о Москве – третьем Риме из консолидационной идеи для всей нации постепенно превращалось в консервативную силу, охраняющую самодержавную власть московских государей. Поэтому не случайно, что именно эта идея сыграла роковую роль в произошедшем церковном расколе, который в XVII веке перерос в трагический раскол всего русского общества.
На фоне раскола церкви и кризиса православной идеологии, в конце XVII века в России:
- начинают распространяться светские знания,
- происходит отход от религиозных догм в литературе, живописи, архитектуре, философии.
В Россию проникают идеи Нового времени – постепенно уходит в прошлое эпоха феодально-религиозной культуры. С избранием на престол новой династии Романовых в России начинаются закладываться предпосылки европеизации и постепенно формируется общественная среда, в которой уже с XVIII века будут развиваться идеи русского Просвещения.
Киево-Могилянская академия и Московская славяно-греко-латинская академия
С присоединением Украины к России сформировались две разные, независимые церковно-мировоззренческие модели. До середины XVII-го века политическая и культурная жизнь Украины находилась под влиянием Польши. Именно это обстоятельство и стало толчком к православному церковному возрождению на Украине, которое началось с конца XVI-го века. Разность культурного наследия и традиций России и Украины отразилась также в деятельности двух самых влиятельных в XVII веке учебных заведений – Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академии.
Киево-Могилянская академия стала первым высшим учебным заведением России.
Церковное возрождение, начавшееся на Украине, явилось следствием необходимости защититься от все более усиливающегося наступления католицизма. Уже с конца XVI-го века начинает бурно развиваться православное книгопечатание, центром которого становится Острожский монастырь. А в 1632 году знаменитый митрополит Петр Могила основал православную Киево-Могилянскую Академию, которая фактически стала единственным высшим учебным заведением, где формировались и получали фундаментальное образование интеллектуальные силы русского государства.
В Академии изучали греческий и латинский языки, западную богословско-философскую литературу, бурно развивалась переводческая деятельность. В Киеве возникает Православное Братство и создается церковное издательство.
В богословском образовании Академии большое место занимает изучение философии.
Благодаря Академии восточнославянская религиозно-богословская мысль становится философичной.
Киево-Могилянская академия выдвинула таких выдающихся ученых, писателей и мыслителей, как Иннокентий Гизель, Иосиф Кононович-Горбацкий, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Киевская Академия изначально создавалась как религиозное учебное заведение, но со временем она стала оплотом науки. Киевские ученые занимаются философскими изысканиями, поисками истины. В Боге они видели не столько персонифицированного Творца, сколько «совершенный разум», первопричину сущего и саму природу. Пантеистическое восприятие бытия закрепляло представления киевских ученых о деятельной материи. На первый план выходит не догматизм и авторитет, а логика и разум.
В конце XVII века в Московской Руси возник острый вопрос о научном и культурном противопоставлении южно-русскому влиянию. Ученость и знания киевских деятелей в Москве казались чем-то чуждым и не в полной мере православным, а превосходство киевских ученых задевало гордость великорусских ученых. Поэтому, чтобы восполнить недостаток книжных людей, в Москву решили приглашать греков, а не киевлян. Из Греции сюда приехали ученые братья Лихуды, которые сначала открыли школу. Затем благодаря пожертвованиям любимца царевны Софии – Василия Голицына, в Заиконоспасском монастыре было построено здание Московской Академии, где в 1686 году открылась Московская славяно- греко-латинская академия. С Московской Академией связаны имена таких деятелей, как Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, Карион Истомин, Сильвестр Медведев и др.
Начало русского Просвещения
В конце XVII века начинается эпоха Русского Просвещения, которая продолжается до начала XIX века.
В истории русской культуры ХVII век стал переломным:
- в конце века происходит процесс секуляризации культуры,
- возникает светское знание,
- зарождается литература и философия.
Усугубляется церковный раскол, на фоне которого происходит мировоззренческое разграничение во всем обществе. Одна часть общества восторженно принимает западные тенденции, вливающиеся в русскую культуру, а другая часть всеми силами стремится противостоять процессу европеизации русской жизни.
Процесс европеизации русской общественной жизни пережил две стадии:
- на первой стадии происходило слепое подражание западной культуре,
- вторая стадия – это осмысленное внедрение западных идей в русскую жизнь.
В XVII веке были заложены основы самостоятельной русской философии.Западные тенденции и изменения в мировоззрении русского общества стали результатом объективных исторических закономерностей.
Таким образом, реформы Петра, осуществленные в XVIII веке, не были случайными и спонтанными, они были продиктованы насущными государственными нуждами, социально-экономическим состоянием страны и полностью отвечали тенденциям своего времени и запросам российского общества, которые в наиболее яркой форме выражались передовыми общественными слоями.
Именно в лоне XVII «бунташного» века накопились идеи преобразования русской жизни и возник общественный спрос на реформы.
Петровские реформы стали логическим завершением всего предшествующего периода и были завещаны новой эпохе концом XVII столетия.