Патриотическая музыка России — история, композиторы, жанры

Патриотическая музыка в России возникает с рождением национальной государственности и воплощается в жанрах :

  • Гимнов
  • Кантат
  • Маршей
  • Од, песен
  • И даже полонезов

Тематически она всегда «привязывалась» к соответствующим историческим событиям:

  • Военных побед
  • Государственных свершений
  • Именин государей или их коронаций
  • Юбилейных дат Отечества

Русская патриотическая музыка, как и любой вид искусства, всегда несёт в себе отпечаток той культурной, политической и религиозной жизни, которая присуща обществу во время её сотворения.

Менялась страна — менялись и песни о ней. Начиная с сугубо религиозных мотивов и заканчивая песнями о революции и интернационализме, российская патриотическая песня всегда отражала дух эпохи.

Музыка средневековой Руси

Во времена средневековья к музыке относились с подозрением. По сути, поощрялось только религиозное исполнение, которое было подчинено строгим канонам православия. Так, все песнопения должны были быть  исполнены под аккомпанемент византийского органа. Позже, сама инструментальная составляющая была упразднена. Уже в XI в церквях можно было услышать исключительно пение. Только 400 лет спустя уже в 15 веке в летописях вновь встречается упоминание об использовании музыкальных инструментов.

Рождение патриотической песни

В начале 15 века на увеселения, в том числе и музыкальные, церковь и общество начали смотреть более лояльно.  Особенно популярны были церковные песнопения — кондаки и стихиры. Это были своеобразные песенники на религиозные и исторические темы.

Сам Иван Грозный занимался сочинительством подобных православных произведений. Так, в сохранившемся до наших дней стихаре «Дьячке око»  есть несколько стихов за авторством  «царя Иоанна, деспота российского». Грозный царь посвящал песни митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Божией Матери, которая, как считалось тогда, защитила Московское княжество от нашествия Тамерлана. Можно заметить, что песнопения хоть и продолжали придерживаться церковного канона, но уже приобретали мирскую тематику. Век спустя при дворе Михаила Романова произошло первое известное разделение между религиозно-патриотической традицией  и светской, увеселительной музыкой.  Были учреждены Потешные хоромы, в которых играли музыкальные произведения уже не религиозного характера.

От сжигания музыкальных инструментов до первого неофициального гимна

 Середина 15 века стала для музыкальной жизни России смутным временем. По печально известному указу царя Алексея Михайловича «О борьбе со славянством» необходимо было уничтожить все имеющиеся в стране музыкальные инструменты.  К народному исполнительскому творчеству, относились более чем подозрительно,  видя в нём остатки языческой культуры. Помимо музыкальных инструментов, была запрещена и такая популярная профессия, как скоморох. Считалось, что страсть к мирским развлечениям удаляет подданных от церкви, а значит, вредна и для монархии.  К счастью, запрет продлился недолго и уже через 50 лет, уже во время правления Петра Великого, музыкальные инструменты для поднятия патриотического духа использовались повсеместно.

Во времена того же Петра, в моду вошли канты. Кант — это религиозная или светская песня. Канты часто имели патриотическую направленность. В них, как в былинах, рассказывалось о славных победах и даже о мирных договорах. Сопровождались такие песни фейерверками и выстрелами из пушек. Исполнение происходило в торжественной обстановке и при огромном количестве зрителей. Вообще массовые музыкально-театральные представления на патриотическую тематику быстро вошли в моду.

Горячей почитательницей подобных зрелищ была Екатерина II, во времена правления которой был организован и первый маскарад. Маскарад под названием «Торжествующая Минерва» длился несколько дней и сопровождался веселой, славящей императрицу музыкой, живыми картинами и театральными представлениями. Главным певцом и организатором этого небывалого по масштабу празднества был Фёдор Волков.  Для маскарада «первый русский актёр» срежиссировал сюжеты живых картин, показ которых сопровождался хоровым исполнением стихов Александра Сумарокова.

Сумароков являлся одним из ведущих поэтов и главным драматургом екатерининской эпохи.  Поэт часто использовал патриотический лейтмотив в своих произведениях, Так, его знаменитый цикл од был посвящен прославлению монарших особ Российской Империи. Произведения Сумарокова так нравились  при дворе, что его долгое время считали придворным поэтом.

Увлечение празднествами и торжественными мероприятиями неизбежно привело к тому, что был создан первый (но не официальный) гимн Российской империи. Композиция была выполнена на мотив полонеза и называлась «Гром победы, раздавайся!», текст был написан Гавриилом Державиным. Гимн был посвящен победе русских войск при взятии мусульманской крепости Измаил. В нем превозносилась слава Российской Империи  и сама Екатерина II. Хотя «Гром победы» и не был официально признанным символом государства, он имел большую популярность и часто звучал как при дворе, так и во время массовых гуляний.

Сын императрицы, Павел I, тоже имел свой неофициальный гимн. Песня «Коль славен наш Господь в Сионе» исполнялась на всех торжественных мероприятиях и парадах, а также при погребении военнослужащих. Прототипом мелодии являлась немецкая лирическая песня «Я молюсь силе любви».

«Позолоченный век» Екатерины II  породил новую традицию русской патриотической музыки. Музыка во славу государя и песни о ратных подвигах вышли на государственный уровень. Появление специальной, торжественной музыки несущей патриотическую направленность указывает на укреплении российской государственности со своими собственными национальными символами и традициями.

Первый официальный гимн

По восшествии на престол Александра I стало понятно, что стране нужен официальный гимн, который и появился в результате победы над Наполеоном в Отечественной  войне 1816 года. В этот победный год император постановил исполнять определённую мелодию при его появлении и в государственные праздники. Гимн имел название «Молитва русского народа».  Великие державы, принимавшие участия в борьбе с Наполеоном – Россия и Великобритания, —  засвидетельствовали военный и государственный союз, приняв один и тот же музыкальный мотив в качестве национального гимна. Если в Российской Империи музыка и слова главной музыкальной композиции впоследствии претерпевали изменения, то в Великобритании тот самый гимн до сих пор является официальным и носит название «God Save the King». Таким образом, в гимнах Российской и Британской империй, некоторое время использовалась одна и та же музыка. На этот казус обратил внимание приемник Александра — Николай I, который приехав с визитом в королевство, был возмущен тем, что одна и та же музыка игралась два раза.  Вышло постановление, которое указывало на необходимость замены старой мелодии на новую. Так появился известный новый российский гимн «Боже, царя храни».

Помимо официальной патриотической музыки в моду начали входить и популярные произведения соответствующего жанра. Многие композиторы, такие как  П.И.Чайковский, посвящали свои музыкальные произведения темам славных побед, героизму русского народа и царю.  Одна из самых популярных композиций того времени «Славянский марш».

Знаменитый композитор Глинка написал культовое произведение «Жизнь за царя».  Эти  произведения были настолько популярны, что многими воспринимались в качестве официального гимна России. Глинковское «Славься» из оперы «Иван Сусанин» традиционно считается одним из главных патриотических произведений русской культуры.

«Реввоенсовет нас в бой зовёт»

Революция 1917 года принесла новые воззрения о патриотизме и новые песни. Сохранять старый гимн «Боже, царя храни» в революционной России никто не собирался. Появились новая патриотическая музыка, которая касалась таких тем, как революция, интернационал, рабочее движение. Партия большевиков очень внимательно относилась к культурной работе. Ценились талантливые композиторы, которые могли писать произведения, что способны были:

  • во-первых, актуально отразить новую, революционную ситуацию,
  • во-вторых, являлись бы пропагандой большевистской партии.

В песнях появились имена Ленина и Троцкого, упоминалась Красная Армия и рабочий народ.  Композиторы того времени  предпочитали писать песни о заводах, стройках и борьбе.  Так, Александр Мосолов в 1920-х годах создал произведения под названием «Сталь», «На Днепрострое», «Завод».

Песни первых пятилеток наполнены:

  • духом коллективизации,
  • темами гражданской войны
  • идеями о мировой революции.

Когда советская власть была прочно установлена и приобрела устойчивые границы, патриотическая музыка тоже изменилась. В ней уже переосмыслялась роль царей и царских военачальников. Так, знаменитый композитор  Юлий Мейту наряду с такими произведениями как «Братья Ульяновы» писал и о «Ярославе Мудром» и «Иване Грозном».

Гимны молодого советского государства сменяли один другого. В первые месяцы установления советской власти был принят гимн «Рабочая Марсельеза» на мотив Марсельезы французской. Несмотря на то, что музыка для гимна была иностранная, текст (не перевод) был написан советским поэтом П.Л. Лавровым. Через несколько месяцев она сменилась на «Гимн свободной России». Стихи были написаны К. Бальмонтом, а музыка  А. Гречаниновым. Но и этот гимн просуществовал недолго, уже в 1918 году в качестве главного музыкального произведения страны был принят «Интернационал».  Музыку к новому государственному символу сочинил Пьер Дегейтер, а слова написал  Эжен Потье (перевод А.Коц).

С этим гимном страна Советов не только пережила первые годы коллективизации и гражданской войны, он стал одним из символов борьбы советского народа с фашисткой Германией.  В 1944 году был принят «Государственный гимн СССР», который просуществовал до распада страны в 1991 году.

После того как СССР завершил свое существование, возникла потребность в новом гимне, который бы соответствовал обновлению российского государства. Но именно с новым гимном возникло больше всего сложностей. В качестве музыки к главной песни государства была предложена  «Патриотическая песня» композитора  М.Глинки.  Если музыкальная составляющая была утверждена в 1990 году, то текста гимна не было вплоть до 2000 года.

В декабре 2000 г. Государственная дума приняла закон «О государственном гимне Российской Федерации». В качестве такового использовалась уже знакомая всем советским гражданам музыка гимна СССР, стихи также принадлежали перу С.В.Михалкова, но смысл был уже совсем другим.

Патриотическая музыка — наиболее известные примеры

Российская Империя:

  1. Иван IV Грозный. Стихиры на Преставление Святителя Петра, митрополита Московского и Всея Руси и на Сретение иконы Владимирской Богоматери
  2. Гавриил Державин – «Гром победы, раздавайся»!
  3. Дмитрий Бортнянский, на стихи Михаила Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе»
  4. Музыка Генри Кэри на слова стихотворения Василия Жуковского — «Молитва русского народа»;
  5. Музыка Львова, слова Жуковского — «Боже, царя храни»;
  6. П.И.Чайковский — «Славянский марш»;
  7. М.И.Глинка — «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;

СССР

  1. Александр Мосолов — «Сталь», «На Днепрострое», «Завод»;
  2. Юлий Мейту — «Братья Ульяновы», «Ярослав Мудрый», «Иван Грозный»;
  3. П.Л. Лавров — «Рабочая Марсельеза»;
  4. А.Гречанинов, К.Бальмонт — «Гимн свободной России»;
  5. Пьер Дегейтер, Эжен Потье — «Интернационал»;
  6. Музыка А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова, Г.А.Эль-Регистан «Государственный гимн СССР»;

Российская Федерация

  1. М.И. Глинка предложена — «Патриотическая песня»;
  2. Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова — Государственный гимн Российской Федерации;

 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская музыка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.