Язычество древних славян является частью огромного комплекса общечеловеческих первобытных представлений о мире и человеке, древних обрядов и верований, корнями уходящих вглубь тысячелетий и ставших основой для всех существующих мировых религий.
Язычество древних славян
Русское язычество -это совокупность древних религиозных представлений, которые существовали на славянских землях вплоть до принятия христианства.
Его феномен – это также особый, специфический мировоззренческий комплекс, присущий славянским народам.
Славянская же мифология, в основном, осталась неописанной, в отличие, например, от греческой, которая уже с античных времен стала объектом литературной обработки, обогащалась и разрабатывалась поэтами, писателями и мифографами.
На примере разработанных и описанных мифологических систем, которые известны миру во всех подробностях, таких , как греческая, мы можем проследить:
- логику народного мифотворчества
- и путь развития социально обусловленных мифологических представлений об окружающем мире, природе и мироздании.
Глубинные же архаические представления разных народов имеют общие черты, сопоставимые источники возникновения и схожую логику развития.
Древнегреческая мифология и религия не ограничивается позднейшими литературными интерпретациями, рассказывающими о пирующих на Олимпе богах с их страстями и занимательными историями. Античные мифологические образы имеют глубокие архаические корни, которые восходят к первобытным историческим формациям. В этом смысле интересны также мифологические и космогонистические представления индоевропейских земледельческих племен, которые, по мнению ряда исследователей, являются общими предками славян, греков и других индоевропейских народов.
Общие мифологические образы, рожденные в недрах исторического бытия, нашли свое дальнейшее развитие в крито-микенской и классической греческой мифологии, индоиранской и малоазийской мифологической системах, а также в славянском мифотворчестве.
Пантеон славянских языческих богов
Пантеон языческих богов индоевропейских народов во многом имеет общие культурно-мифологические корни. Так, перечень богов в крито-микенской культуре дает основу для позднейших персонажей классического греческого пантеона.
Четыре основных мужских божества присутствуют в нем имеют четко распределенные функции:
-
Зевс – повелитель неба, громовержец, бог грозы и дождя;
-
Посейдон – владыка моря;
-
Гермес – покровитель пастушества,
-
Дионис – бог земледелия и виноградарства.
Но во главе древнего крито-микенского пантеона стояла богиня Ма или богиня Дивия – Великая Мать.
Среди женских божеств мы находим прототипы таких олимпийских богинь,
как Гера, Эриния (владычица царства мертвых, предшественница Аида), Гестия, Артемида, Афродита и т.д.
Однако, в отличие от патриархального Олимпийского пантеона, крито-микенский отличается преобладанием женского начала, что говорит об изначальной матриархальности мифомышления и язычества.
Славянское мифомышление также изначально зиждется на женских божественных началах. В древних народных верованиях, сохранившихся вплоть до XX в., именно женское божество, мыслимое как «мать-земля» и обладающая мощной плодоносящей ее силой, являлось объектом поклонения и аграрного культа.
Однако в официальном пантеоне славянских богов, учрежденном князем Владимиром в 980 году, мы видим совершенно иную картину: это главным образом патриархальный “олимп”, в котором ведущую роль играют мужские божества
-
Перун – громовержец,
-
Дажьбог – божество солнца и живительной силы,
-
Стрибог – божество неба, воздуха, ветра,
-
Хорс, священная собака Симаргл,
и только одно женское божество присутствует в этом перечне –
-
Макошь,
и оно находится на самом последнем месте.
Кроме перечисленных божеств, в этом древнеславянском “собрании” Владимира упоминаются также
Сварог, Велес, Род
и рожаницы. Впоследствии из этнографических источников к известным “персонам” богов древних славян были добавлены такие мифологические персонажи, как
Лада и Лель.
На западнославянских землях были распространены культы
Святовита, Яровита Сварожича, Живы, Девы, Радогоста.
Славянская мифология, боги которой в своей основе имеют общие черты с богами других индоевропейских народов, не до конца изучена. В настоящее время далеко не все функции древнеславянских божеств ясны нам до конца. Семантика и этимология их имен также вызывает споры и дискуссии лингвистов и этнографов.
Обычаи и празднества на Руси, связанные с языческими богами
Женское божество Макошь может быть представлена как Ма-кошь , что можно трактовать как “мать счастья” или мать хорошего урожая”.
Атрибутом этой “богини” был рог изобилия, который связывает воедино понятие счастья, удачи с конкретным понятием изобилия урожая и продовольствия.
В почитании ее культа определяющую роль играло празднование 12 пятниц в году и существование пятничного апокрифического календаря. Празднования в честь Макоши проходили в 9-ю и 10-ю пятницы. Эти празднества приходились на конец октября и первую неделю ноября. С них начинался зимний сезон интересных и веселых обрядов. Во время праздничных посиделок долгими зимними вечерами пели песни, загадывали мудреные загадки, рассказывали сказки, девушки занимались коллективным прядением.
В языческом годичном календаре были также весенние праздники, которые отмечались в 1-ю и 3-ю пятницы. Они сопровождались обрядами, связанными с выгоном скота, пахотой земли, севом и первыми всходами. Во 2-ю пятницу праздновали языческую масленицу, а летние празднества (4-я и 5-я пятницы) были связаны с молениями о дожде и хорошем урожае. 6-я пятница – летнее солнцестояние, праздник Купала; 7-я отмечалась как Перунов день, а вот 12-ая пятница называлась Велесовым днем.
Интересные празднества были посвящены богине брака и благополучия Ладе. Празднования в ее честь назывались «зеленые святки». Они проводились весной (в мае) и длились до первой половины лета.
Кровавые жертвоприношения приносились Перуну-громовержцу. Специально ко дню Перуна «всем миром» выкармливали большого быка и в день праздника его закалывали.
Интересны также обряды и праздники в честь божеств, связанных с плодородием (Велес, Род и Ярило). Так, в народной памяти остался фаллический обряд, связанный с Ярилой-Яровитом, который назывался “похороны Ярила”. Когда колосья хлеба начинали колоситься и зерно уже успешно порождало новый урожай, тогда “ярость” Ярилы уже была не нужна. Тогда славяне делали куклу старика с огромным фаллом и весело хоронили его, сопровождая обряд притворным плачем, смехом, весельем и шутками.
У восточных славян долгое время сохранялся также обряд, посвященный Велесу: после жатвы последнюю жменю колосьев оставляли на поле – “Волосу на бородку”.
Многие празднества и народные обряды жили в народной памяти вплоть до 20 века.
Несмотря на то, что новая эпоха принесла множество перемен и потрясений, элементы языческого мышления и обрядов можно встретить и по сей день.