Современная наука активно занимается исследованиями психологических и профессиональных характеристик человека, которые способствуют его:
- Успешности
- Продуктивности
- Высокому качеству жизни.
В числе главных факторов, которые обуславливают эти критерии, по мнению большинства авторов, называется мотивация.
Характерной особенностью мотивации сегодня также можно называть то, что из стандартного рабочего психологического понятия мотивация уверенно обретает черты культурного феномена.
Современный социум остро нуждается именно в высокоразвитых личностях, компетентных профессионалах, творческих и предприимчивых людях. Такие запросы общества в свою очередь требуют определенной модернизации, в том числе и образовательных систем.
Мотивация – история, виды, системы, научные подходы
Начнем с того, что изучение мотивации в отдельное направление в исследовании человека выделилось лишь к началу 20 века. А к началу 21 века возникли и расцвели уже разнообразные теории мотивации, которые оформились в самостоятельную область знаний в психологии и педагогике.
В целом, развитие этой проблемы и понятия можно обозначить как три основных этапа.
1. Социальный
Для него характерна социальная направленность и внешние факторы. Перед системой образования на этом этапе ставились задачи подготовки специалистов, которые мотивированы на профессиональную деятельность именно по полученной специальности. Управлялся данный аспект обучения исключительно через внешние факторы
Научное «подкрепление» для этого этапа составил бихевиористский подход к образованию (появился в 1913 году). Концепт этого подхода состоял в формуле «ситуация – реакция», в таком виде он применялся и в любом процессе обучения
2. Субъектный
В связи с кардинальными сменами политических карт мира на этом этапе активно фокусируется сам субъект обучения.
Этому способствует и изменение взгляда на психоаналитический подход, и его педагогическое влияние на ученика. Происходит расширение сферы осознаваемого, формируется направленность на итоговый результат взаимодействия обучающегося и его преподавателя.
В исследованиях того периода мотивация учебного процесса и последующей практической и профессиональной деятельности уже определялась как совокупность:
- внешних факторов (характер учебы, влияние общества, соперничество)
- внутренних факторов (интерес, эмоции, целеполагание)
Ученые отмечают рост мотивов на этом этапе и их влияние на уровень учебной мотивации в целом.
Сам обучающийся являлся здесь уже полноценным субъектом со своими определенными потребностями, которые в свою очередь:
- становились фундаментальными условиями его существования
- являлись качеством его мотивации
Основные научные подходы этого периода и их связь с мотивационным аспектом
Основными здесь выделяют следующие теоретические подходы:
- Бихевиористский – определял физиологическую основу мотивации («стимул – реакция»)
- Когнитивный (Х.Хеккаузен) – фиксирует социальную потребность ученика: ожидание успеха, боязнь неудачи
- Психоаналитический (Фрейд и последователи),
- Биологизаторский (теория мобилизации энергии и метод мотивационной индукции Ж.Нюттена) – акцентируют внимание на изменениях цели и как ее следствие – на изменение мотивации.
Главным во всех этих исследований является то, что понятие мотивации используется здесь уже для описания процессов, которые:
- «Запускают» поведение человека
- Дают направление его деятельности
- Ставят цель для конкретных действий
Или иными словами, ученые исследуют психические свойства человека в учебной деятельности (концентрация, внимание, настойчивость, усилие, инициатива) и приходят к выводам, что здесь они сливаются с мотивационными задачами, которые в свою очередь активизируются и поддерживаются психической энергией. Одновременно эти свойства фокусируются на выбранный человеком аспект мотивации.
Еще одним открытием данных исследований была констатация факта, что вопросы и проблемы формирования мотивации в процессах познания лежали на стыке обучения и воспитания.
То есть воспитание становилось фактором воздействия на весь внутренний мир личности, включая ее чувства и побуждения нравственного характера.
Педагог мог влиять на изменение мотивов поступков обучаемого, и они становились движущими силами всего поведения ученика. Тогда мотивация понималась не простым побуждением к действию, а становилась осознанным и принятым личностью моральным основанием для определенного действия.
На этих же параллелях известный ученый M.W. Galbraith определял мотивацию как:
- индивидуальную концепцию, которая может помочь понять поведение человека и его производительность
- нестабильную конструкцию, не подлежащую непосредственным измерениям или проверкам с помощью естественных наук.
В целом, для этого периода характерно понимание личностью необходимости изменения своей жизни в соответствии с новыми общественными потребностями. Такое осознание запускало взаимодействие внутренней и внешней мотивации, которые действовали одновременно, независимо и параллельно друг другу.
3. Личностно-ориентированный
Эта фаза развития проблемы и понятия мотивация отличается уже не просто субъект-субъектным подходом, а прямой ориентацией на личность обучающегося. В центр процесса ставится не вопрос исключительного получения знания или подготовки компетентного специалиста, а развитие и воспитание личности в процессе познания. Это отчасти позволяет снимать проблемы низкой мотивации студентов, особенно в сфере специального профессионального образования.
Мотивация здесь уже понимается не как импульс или простое желание, а как комплекс иерархически выстроенных мотивов, ценностей, которые становятся осознанными свойствами личности и побуждениями к учебной или практической деятельности.
Из этого краткого обзора становления и изучения проблематики мотивации видно, что деятельность (профессиональная, учебная) изначально побуждалась лишь внешними мотивами (социальными), а мотивационный аспект касался только внешних воздействий на ученика. (Аргумент: человек не только субъект социальных отношений, но и объект их. Общество может не только поощрять нужные ему мотивации, но и существенно ограничивать ряд мотивов и потребностей, диктовать свои условия и способы их реализации. А также заниматься ликвидацией ненужных ему мотивов, формировать новые и т.д.).
Внутренняя же мотивация долгое время не изучалась вообще или с должным фокусом.
Лишь в последнее время научные и педагогические в частности исследования стали фокусироваться на сочетании внешних факторов с внутренними или акцентировать превалирование внутренней формы мотивации в процессе познания. Однако эти формы могут распространяться в большей степени лишь на зрелых личностей, очевидно, что студенты не могут полностью относиться к таковым.
Итак, мотивация имеет сложную систему или структуру и может рассматриваться на разных уровнях организации человека. Она оказывает влияние на:
- Социальную сферу личности
- Психические качества человека (память, мышление, восприятие, воображение, чувства)
В полной мере задействует и интеллектуальную сферу.
В разных теориях под мотивацией понимают процессы, а также алгоритмы жизни.
Изучается этот феномен, помимо психологии, в биологии, антропологии (философская и социальная), этики, философии.