В рамках образования сегодня четко акцентируется именно мотивационный аспект. Мотивация рассматривается как особый вид побуждений, который определяют активность и направление этой активности у субъекта познания.
Больше того, этот побудительный аспект находится в фокусе не только психологии, что является естественным для науки о человеке.
Этой же проблемой озадачены исследователи ряда социальных наук и философии.
Педагогика как модель практического решения этих задач также вынуждена работать с мотивацией, ее задачами и средствами реализации для стимулирования и активизации познавательной деятельности. Ведь по статистике лишь около 15% студентов действительно ориентированы на учебную деятельность в полном объеме. Поэтому изучение и внедрение мотивационного аспекта в познавательный и практический процесс является насущным и результативным шагом.
Формы мотивации
Причем очевидно, что мотивация студентов и учащихся будет иметь две важнейший формы:
- Учебная деятельность (подразумевающая изучение дисциплин) – будет требовать акцента на познавательной мотивации
- Практическая деятельность (подразумевающая учебную практику) – это уже сфера действия профессиональной мотивации.
Подчеркнем, проблемы мотивации в учебной деятельности отражены во многих педагогических и социальных теориях, концепциях и подходах. Все они также сфокусированы на решении задачи перехода студентов от непосредственно учебной к профессиональной деятельности.
Учебная деятельность – задачи, цели
Прежде чем мы рассмотрим собственно понятие «мотивации», необходимо сказать собственно о деятельности личности.
В философии под ним подразумевают специфическую человеческую форму активного отношения к миру, в которой:
- содержанием является изменение или преобразование этого мира
- целью становятся интересы человека
- характером – целенаправленность для достижения сознательной задачи.
Таким образом, простая и бесцельная активность не может признаваться деятельностью.
Для учебной деятельности эти критерии имеют более усложненную структуру.
Начнем с того, что это изначально процесс, в который включены задачи:
- Успешного усвоения предметного содержания
- Становления индивидуальной познавательной деятельности (характер которой учащийся должен определять самостоятельно)
- Овладения способами учебных действий
На основе этих задач учебная деятельность должна «превращаться» в индивидуальную целеполагающую форму, из которой должен рождаться познавательный интерес, а в дальнейшем и высшая потребность в самореализации студента. То есть гармоничного перехода личности к профессиональной деятельности.
Весь этот процесс (учебная деятельность) от становления, формирования и перехода должен протекать как сознательные и мотивированные шаги к поставленным на каждом из этих этапов целям.
В вышесказанном предложении заметна прямая и органическая связь между понятием мотивацией и мотивом. Однако она не так прямолинейна, хотя и имеет определенное и обусловленное взаимоотношение.
Мотивы и потребности – понятия, история
В современной науке существует, можно сказать, «условное» деление мотивов на:
- Бессознательные
- Сознательные
Вопрос о существовании первых до сих пор остается спорным. Так, психологи З.Фрейд, А.Леонтьев, Л. Божович настаивали на их присутствии и на разном уровне осознания таких мотивов.
Насчет второй группы имеются мнения, которые отождествляют мотивы с такими психологическими свойствами как:
- Потребности (склонности)
- Влечениями (установками).
В этом случае в них присутствует рациональный элемент, а значит, эта группа мотивов так или иначе осознается.
Мы знаем, что началом любого действия является потребность. Дальше по мере ее осознавания у человека появляется мотив, придающий его действиям личностный смысл. А вот совокупность мотивов, которая формирует установку уже на комплекс действий (или сознательную деятельность на достижение результата) – называют мотивацией. В нашем случае – мотивацией учебной деятельности.
Ведущими мотивами учебной деятельности можно назвать следующие:
- Познавательный – (работы Л.И. Божович, П.М. Якобсон),
- Социальный (А.К. Марковой)
- Мотив достижения (И.А. Зимней)
- Компетенции (Леонтьева)
- Преодоления неудач (Х.Хеккаузена)
- Творческой реализации (П.Гальперина)
По мере развития познавательной потребности формируется непосредственно и профессиональный мотив, который связан с психологической готовностью к выбранной деятельности, проблемами самоопределения и формированием профессиональной компетенции.
А это и является целями любой учебной деятельности и актуальными педагогическими задачами.
Профессиональная компетенция – это как раз и есть мотивированное стремление к познанию, совершенствованию личности, ее готовность к решению профессиональных задач.
Схема и понятие мотивации в учебной деятельности
Таким образом, общая схема задач мотивации выглядит так:
Потребность – мотив – познание – компетенция
Но это очень приблизительная схема. Потребности и мотивы непостоянны, они взаимодействуют друг с другом и могут изменяться под влиянием друг друга.
Мотивы учебной и познавательной деятельности могут также изменяться под воздействием:
- Внешних факторов – например, способствовать снятию неудовлетворенности
- Внутренних – смена ценностей, перестройка иерархии потребностей
Внутренние и внешние факторы могут действовать одновременно, независимо и параллельно.
При том что иерархия потребностей в современной науке не понимается как незыблемая структура.
Так, ранее существовала теория американского психолога А.Маслоу, по которой все потребности были расположены в строгом иерархическом порядке, который отображал последовательность их актуализации. При этом уровень более высокой потребности мог удовлетворяться только после реализации запроса предыдущего уровня.
Но, уже по мнению Л.Выготского, иерархию потребностей следует рассматривать комплексно, а не ступенчато, как у Маслоу.
Еще один американский ученый Д.Макклеланд вводит в науку свою теорию потребностей. Как основные он выделяет в ней 3 типа:
- Достижения – но акцент не на результат, а на путь
- Соединения – это возможность социального общения, чувства взаимодействия, принадлежности к чему-либо.
- Власти – как самой приоритетной потребности
Ученый называет это потребностями высшего порядка и относит их к приобретенным.
Уже сегодня в науке отмечают, что основными современными мотивами учебной, а дальше и профессиональной деятельности являются именно приобретенные потребности. Причем для каждого студента главным становится удовлетворение наиболее значимой для себя потребности, которая затем формирует его мотив.
В заключение вышесказанного по теме мы приходим к следующим выводам.
Мотивация как процесс и состояние известна науке с начала прошлого века. К концу 20 столетия она стала самостоятельным разделом в ряде социальных наук, психологии и философии.
- Изучение мотивации претерпевало содержательные и методологические изменения параллельно с изменением научного знания, общественных отношений и политических трансформаций.
- В педагогике мотивация на сегодняшний день является востребованным и эффективным механизмом в работе над стимулированием студентов к учебной, познавательной и практической активности.
- Применение данного механизма в педагогике основано на его продуктивности, которая доказана научными исследованиями зарубежных психологических школ, подходов и направлений.
- Мотивация имеет две основные формы воздействия – внешнюю и внутреннюю. В современной практике эти формы тесно взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
- Естественным основаниями для мотивации являются природные свойства человеческой психики – потребности, мотивы, стимул.
- Важнейшим качеством, которое делает возможным использование мотивации в познавательной и профессиональной деятельности студента является ценностный аспект. Он становится стержнем для всех творческих специальностей.
Главными здесь мы называли:
- Познавательные
- Профессиональные
- Творческие
К ним добавляются и социальные мотивы:
- Достижения,
- Престижа
- Самореализации, самоутверждения
- Повышения статуса
- Материальные
- Спецификой мотивационного аспекта всегда является его сила. Мотивы неизменно выступают мощным источником и побудительным механизмом в любой активности человека.Следует заметить, что наибольший эффект дает стимуляция не какого-то одного мотива, а создание целой и сложной системы потребностей-ценностей. В этом конструкте познавательная деятельность для студента остается ведущей, поэтому развитие его потребности в познании должно стать основным мотивом.8. Особенностью познавательной потребности является то, что она может развиваться лишь в условиях, когда сам учащийся:
- прилагает максимум усилий для получения опыта и знаний
- стремится осознать и структурировать свои мотивы и потребности
старается овладеть специальными и общими компетенциями