Идентичность как понятие – это соприкосновение проблематики ряда современных наук (от философии до социологии, от психологии до культурологии и т.д.).
В целом эта категория используется в описании индивидуальной или групповой целостности и соответствия. (Идентичность как характеристика может применяться как к личности, так и группе).
Проблема идентичности в разных ее проявлениях (социальной, культурной, национальной, этнической и т.д.) возникает в поле зрения науки с начала 20 века, т.е. с наступлением современного периода истории.
Важной категориальной сущностью идентичности является то, что она не определяется как некое «свойство», которое изначально характерно личности или группе. Напротив, идентичность понимается как отношение и процесс, которым свойственно:
- формирование,
- трансформация,
- закрепление
- переопределение (изменение).
Такой процесс можно назвать идентификацией, а его результат, соответственно – формированием идентичности как определенной социальной конструкции.
Процесс идентификации неизменно включает в себя:
- коммуникацию и взаимодействие людей или групп,
- также обработку и усвоение ими социального опыта, появившегося в таком процессе коммуницирования.
Идентичность человека – формирование, динамика, конфликты
Каждый индивид стремится к определенной упорядоченности в своей жизни. Это относится как к его личной, так и к общественной жизнедеятельности. Присутствуя в малой группе или существуя большем сообществе (стране, народе) человек пробует принять и усвоить имеющиеся там культурные, социальные и прочие нормы и ценности. Это необходимо как для его выживания, так и для социализации.
Идентичность человека (соответствие, тождественность выбранной группе):
- обеспечивает устойчивость индивида в данной группе и его личную стабильность
- базируется на приятии национальной, культурной, этнической, социальной самотождественности.
Идентичностью называют устойчивую мировоззренческую конструкцию, которая:
- возникает в процессе социализации человека
- является результатом социокультурной коммуникации
- становится потенциалом интерпретации и применения социальных и культурных знаний.
Идентичность в таком понимании обеспечивает стабильное позиционирование личности в указанной социальной группе или сообществе и возможность продуктивного обращения с существующими нормами, социальным знанием и ценностями.
Формирование идентичности
Этот процесс зависит от множества факторов, включая социокультурный контекст, гендерные и этнические аспекты, а также воздействие глобализации и миграции:
- Социокультурный контекст играет ключевую роль в формировании идентичности, поскольку влияние семьи, образования, религии, массовой культуры и традиций оказывает значительное воздействие на личностное становление. Семейные ценности, образовательные возможности, религиозные убеждения и культурные традиции формируют основные краеугольные камни индивидуальной идентичности.
- Гендерные и этнические аспекты также играют важную роль в формировании идентичности. Стереотипы и ожидания, связанные с полом и этнической принадлежностью, могут оказывать существенное воздействие на самопонимание и осознание своей роли в обществе.
В условиях глобализации и миграции идентичность становится более многоплановой и динамичной. Глобальные тенденции, транснациональные связи и культурный обмен могут приводить к изменениям в самоопределении индивида. Миграция также может повлиять на идентичность, привнося новые культурные элементы и вызывая необходимость адаптации к новой социальной среде.
Динамика
Очевидно также, что идентичность человека подвержена постоянным процессам изменения и развития, которые включают в себя идентификационные кризисы, адаптацию к новым средам и ролям, а также воздействие технологий и социальных медиа.
- Процессы изменения идентичности в течение жизни человека часто сопровождаются идентификационными кризисами, когда индивид обнаруживает несоответствие между своим текущим самопониманием и ожиданиями, наложенными окружающими. Эти кризисы могут возникать на различных этапах жизни, таких как подростковый возраст, переход во взрослую жизнь, кризис среднего возраста и поздняя зрелость.
- Адаптация к новым средам и ролям также является важным аспектом динамики идентичности, поскольку человек постоянно сталкивается с новыми жизненными обстоятельствами, требующими пересмотра своего самоопределения и взаимодействия с окружающим миром.
Индивидуальные и коллективные аспекты динамики идентичности охватывают как внутренние изменения в самоопределении отдельного человека, так и процессы социальной идентификации, связанные с принадлежностью к различным группам, общностям и культурам. Идентичность часто формируется через взаимодействие с другими людьми и включает в себя как индивидуальные черты личности, так и общие черты, которые объединяют членов определенных групп.
- Влияние технологий и социальных медиа на формирование идентичности становится все более заметным в современном мире. Социальные сети, онлайн-сообщества и интернет-платформы предоставляют новые возможности для самовыражения, социального взаимодействия и конструирования идентичности. Однако они также могут создавать новые вызовы и проблемы, связанные с приватностью, самоидентификацией и социальным сравнением.
Таким образом, динамика идентичности человека представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает в себя как внутренние изменения личности, так и внешние воздействия социальной среды и технологий.
Конфликты
Конфликты идентичности в некотором роде можно разделить на 2 подвида – внутренний и внешний.
Внутренний конфликт напрямую связан с динамикой развития личности и переживанием ею кризисов и адаптаций.
А вот внешние конфликты идентичности могут подстерегать человека, например, в многонациональных обществах из-за различий в культурном самоотождествлении, которые часто воспринимаются как угроза для личной и групповой самоидентификации. Культурные идентичности представляют собой комплексную совокупность ценностей, обычаев, языков, традиций и образа жизни, которые формируются внутри определенной культурной группы. Конфликты могут возникать, когда эти культурные идентичности сталкиваются с претензиями других групп на территорию, ресурсы или власть.
Религиозные и этнические конфликты также могут быть проявлением различий в идентичности. Религиозные убеждения и этническая принадлежность играют важную роль в формировании самоидентификации и социальной принадлежности. Конфликты могут возникать в результате противоречий между различными религиозными или этническими группами, основанными на их убеждениях, практиках и культурных традициях.
При этом, разумеется, не следует недооценивать и роль политики и экономики в формировании и разрешении подобных конфликтов. Политические и экономические факторы могут стимулировать или усиливать конфликты, связанные с идентичностью, через манипуляцию ресурсами, властью и пропагандой. Однако эти же факторы также могут играть и ключевую роль в разрешении конфликтов путем создания условий для социальной справедливости, уважения культурного многообразия и участия различных групп в политическом процессе.
Наша презентация
ЧТО ТАКОЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА? на RUTUBE
Виды и типы идентичности, подходы в ее исследовании
Акцент на необходимости внутреннего приятия личностей долженствующих норм и ценностей – не случаен. В противном случае усвоение исключительно внешних свойств, ролей и признаков того или иного референтного сообщества будет означать приобретение человеком воображаемой идентичности.
Таким образом, идентичность может быть:
- Подлинной
- Мнимой
Современный мир, в отличие от традиционного и совсем недавнего – индустриального, предоставляет человеку широкий спектр возможностей для идентификации. Групп, сообществ, а также иных социальных образований (включая мобильные и сетевые) существует в изобилии. От более крупных (профессиональных, религиозных или политических) до менее масштабных (субкультурных или маргинальных). Тем не менее, в качестве основных видов для описания проблем идентификации современного человека используются три основные ее поля:
- Культурное
- Этническое
- Национальное
Следует отметить, что современная наука не выработала пока критериев строго их разграничения, а в научном дискурсе присутствуют несколько подходов к решению проблемы:
- Мультикультурный (применяется, в основном, в отношении культурной идентификации)
Здесь предполагается, что существующее культурное многообразие автоматически обеспечивает множественность выбора идентичностей. Следовательно, человек как сам определяет набор своих самотождеств, так и самостоятельно выстраивает их иерархическую ценность.
- Биполярный (для социального отождествления)
Для исследователей данного подхода очевидно, что идентичность человека складывается из суммы всех его «тождеств». В таком случае отсутствуют даже отграничения социальной и культурной идентичности. Базой для такого подхода является «биполярная» модель, когда провозглашает существования только 2-х видов идентификации вообще:
- Соотнесение представителя с собственной группой
- Соотнесения представителя меньшинства с доминантной группой
В рамках это модели идентификация человека возможна только с одной из групп и исключает одновременное соотношение с двумя из них.
- Многоуровневый (в национальной идентификации)
При этом подходе существование разных видов идентификации отрицается вообще и признается наличие лишь одной – национальной. Определение же этой идентификации объявляется многоэтапным или многоуровневым.
Подробнее о формах – национальной, культурной и этнической – идентичности читай тут.