Идентичность как понятие – это соприкосновение проблематики ряда современных наук (от философии до социологии, от психологии до культурологии и т.д.).
В целом эта категория используется в описании индивидуальной или групповой целостности и соответствия. (Идентичность как характеристика может применяться как к личности, так и группе).
Проблема идентичности в разных ее проявлениях (социальной, культурной, национальной, этнической и т.д.) возникает в поле зрения науки с начала 20 века, т.е. с наступлением современного периода истории.
Важной категориальной сущностью идентичности является то, что она не определяется как некое «свойство», которое изначально характерно личности или группе. Напротив, идентичность понимается как отношение и процесс, которым свойственно:
- формирование,
- трансформация,
- закрепление
- переопределение (изменение).
Такой процесс можно назвать идентификацией, а его результат, соответственно – формированием идентичности как определенной социальной конструкции.
Процесс идентификации неизменно включает в себя:
- коммуникацию и взаимодействие людей или групп,
- также обработку и усвоение ими социального опыта, появившегося в таком процессе коммуницирования.
Что такое идентификация человека?
Каждый индивид стремится к определенной упорядоченности в своей жизни. Это относится как к его личной, так и к общественной жизнедеятельности. Присутствуя в малой группе или существуя большем сообществе (стране, народе) человек пробует принять и усвоить имеющиеся там культурные, социальные и прочие нормы и ценности. Это необходимо как для его выживания, так и для социализации.
Идентичность человека (соответствие, тождественность выбранной группе):
- обеспечивает устойчивость индивида в данной группе и его личную стабильность
- базируется на приятии национальной, культурной, этнической, социальной самотождественности.
Идентичностью называют устойчивую мировоззренческую конструкцию, которая:
- возникает в процессе социализации человека
- является результатом социокультурной коммуникации
- становится потенциалом интерпретации и применения социальных и культурных знаний.
Идентичность в таком понимании обеспечивает стабильное позиционирование личности в указанной социальной группе или сообществе и возможность продуктивного обращения с существующими нормами, социальным знанием и ценностями.
Виды и типы идентичности, подходы в ее исследовании
Акцент на необходимости внутреннего приятия долженствующих норм и ценностей — не случаен. В противном случае усвоение исключительно внешних свойств, ролей и признаков того или иного референтного сообщества будет означать приобретение человеком воображаемой идентичности.
Таким образом, идентичность может быть:
- Подлинной
- Мнимой
Современный мир, в отличие от традиционного и совсем недавнего – индустриального, предоставляет человеку широкий спектр возможностей для идентификации. Групп, сообществ, а также иных социальных образований (включая мобильные и сетевые) существует в изобилии. От более крупных (профессиональных, религиозных или политических) до менее масштабных (субкультурных или маргинальных). Тем не менее, в качестве основных видов для описания проблем идентификации современного человека используются три основные ее поля:
- Культурное
- Этническое
- Национальное
Следует отметить, что современная наука не выработала пока критериев строго их разграничения, а в научном дискурсе присутствуют несколько подходов к решению проблемы:
- Мультикультурный (применяется, в основном, в отношении культурной идентификации)
Здесь предполагается, что существующее культурное многообразие автоматически обеспечивает множественность выбора идентичностей. Следовательно, человек как сам определяет набор своих самотождеств, так и самостоятельно выстраивает их иерархическую ценность.
- Биполярный (для социального отождествления)
Для исследователей данного подхода очевидно, что идентичность человека складывается из суммы всех его «тождеств». В таком случае отсутствуют даже отграничения социальной и культурной идентичности. Базой для такого подхода является «биполярная» модель, когда провозглашает существования только 2-х видов идентификации вообще:
- Соотнесение представителя с собственной группой
- Соотнесения представителя меньшинства с доминантной группой
В рамках это модели идентификация человека возможна только с одной из групп и исключает одновременное соотношение с двумя из них.
- Многоуровневый (в национальной идентификации)
При этом подходе существование разных видов идентификации отрицается вообще и признается наличие лишь одной – национальной. Определение же этой идентификации объявляется многоэтапным или многоуровневым.
Подробнее о формах – национальной, культурной и этнической – идентичности читай тут.