Феномен идентичности был «вызван к жизни» в начале 20 века, в так называемую эпоху «модерна». Эта категория имеет свои собственные виды и формы, а также подходы к изучению.
Феномену идентичности мы посвятили отдельную статью (см. тут), здесь же мы проанализируем его основные формы – культурную, национальную и этническую, а также их взаимосвязь в современном мире в условиях глобализации.
Культурная идентичность человека
Это такая самотождественность человека, при которой он:
- Внутренне и внешне соотносит себя с указанной культурой
- Осознанно приемлет базовые культурные ценности, характеристики и нормы этого сообщества
- Действует в рамках определенной традиции и ее культурных сценариев
Часто культурную самоотнесенность человека «совмещают» с социальной идентификацией. Особенно актуальным такой «синтез» стал в условиях масштабно идущей глобализации. Этот процесс неимоверно ускорил темпы социальных и культурных изменений (см. Глобализация). Вследствие чего перед человеком проходит калейдоскоп как событий, так и изменений ценностей, значения социальных ролей и образов жизни. Индивид не в состоянии не просто усвоить такой «ценностный поток», но зачастую и осознать его трансформации. А это база для кризиса идентичности.
В традиционном обществе вопрос о культурной самотождественности не был таким острым, более того, он был естественным образом жизни. Как правило, ощущение себя представителем и субъектом своей культуры возникает:
- в первую очередь при взаимодействии с субъектами иных культур или групп
- в столкновении с иным ценностным порядком
- в конфликте с иными культурными сценариями или формами поведения.
Знание особенностей культурной идентичности (своей и чужой):
- Позволяет упрощать и облегчать коммуникацию
- Прогнозировать сценарии поведения второй стороны
- Понимать источники конфликтов и противоборств
- Работать над компромиссом
Национальная идентичность человека
Согласно сложившейся в науке точке зрения, в которой отрицаются все прочие формы идентификации человека, кроме национальной (как неизменной и базовой), – процесс формирования такого самоотождествления является многоуровневым или многоэтапным.
Первый этап – это:
- стадия дифференциации – осознание и формирование понятия «МЫ» (отличие от прочих представителей и культур, осознание собственных особенностей, ценностей и т.д.)
- стадия классификации – формирование противопоставления
Второй этап – это:
- «подведение базы» – придание определенной этнической общности качественных характеристик (социальных и культурных)
- «формирование ценностного поля» – выработка стереотипов для объяснения культурного отличия сообщества
Третий – это разработка идеологии, национальной идеи и т.д. и ее внедрение
Четвертый – это использование данного инструментария для воздействия на мир, регулирование поведения и прогностика.
Следует заметить, что наука все еще не располагает единым понятийным аппаратом для категории «нация», поэтому национальную идентичность часто рассматривают вместе с этнической (где тоже нет общепринятого определения).
Этническая идентичность
Для изучения этой формы соотнесенности человека с группой или сообществами в науке широко используются методы:
- Примордиалистский
Самая первая идентификация человека, связанная с его естественной средой, культурой и группой. Она реально существует, в отличие от иных неорганических конструктов.
- Инструменталистский
Подход, используемый в политических науках, рассматривает этническую идентичность в качестве социального инструментария и нацелен на получение групповых преимуществ и мобилизацию представителей
- Конструктивистский
Утверждает созданность этничности «вручную» для целей групповой солидарности. Отрицает ее объективность.
Все эти подходы имеют свои веские основания и аргументы и во многом являются «дополнениями» друг друга.
Отечественная наука уже давно для объяснения этнической идентификации использует понятие «самосознание». Однако в нем, помимо соотнесенности к национальному отождествлению, присутствуют также и представления о народе и языке, его культуре, истории и менталитете. Как правило, такие представления всегда эмоционально окрашиваются и вызывают соответствующее отношение. Поэтому здесь возможно совмещение понятий национальной и этнической идентичностей и самосознания.
Между тем, более стабильна как раз этническая самотождественность, поскольку она менее зависима от экономики, политики, так как базируется на общности культуры и происхождения.
Ввиду этого соотношение национальной и этнической идентичностей может иметь несколько форм:
- Отождествление категорий
Происходит подчинение одной группой остальных этнических групп (власть), данный этнос становится господствующим и основным, а культура титульной нации объявляется всеобщей. В этом случае национальная идентификация сводится к этническом определению.
- Различение категорий
В этой ситуации этническое отождествление называется ранней социальной формой взаимосвязи в группе, связанной с культурой. А национальное – последующей и связанной больше с гражданством и политикой. (Здесь также часто кроется непонимание разницы между национальной и государственной идеей).
- Противоборство категорий
Это ситуация активного и конфликтного противопоставления этнических групп и намеренного отделения от существующей национальной идентичности. Обычно такие противоборства используются в идеологиях, которые преследуют политические цели.
Россия как полиэтническая страна вырабатывает свои подходы в поддержании стабильности между многочисленными развитыми этническими общностями на своей территории. Но современные исследования показывают, что, тем не менее, в групповом сознании присутствует противоречие по вопросам идентичности. Среди национального и этнического самоотождествления доминирует именно этническое.