Понятие народности, ставшее в русской литературе едва ли не краеугольным камнем с середины 19 века, возникло, однако, поначалу в сфере проблем российской государственности и даже имело в там своего непосредственного автора – князя П.А.Вяземского.
Затем народность как некоторый, но еще не до конца сформулированный концепт «перебирается» в историко-культурную сферу России, но наиболее объемно оно получает выражение и фундаментально присутствует особенно в русской литературе. Именно в ней ко второй половине века разворачивается открытая дискуссия о теории народности и ее значении, в которую вовлечена, помимо самих писателей и поэтов, большая читающая публика страны. (Такая массовость литературных увлечений того периода обусловливалась растущими тиражами публицистических, критических и собственно литературных изданий).
Идея народности – предпосылки появления теории в 19 веке
Сразу отметим, что значимость этого понятия была определена еще В.Белинским в его цикле текстов о народной поэзии (1841), в котором критик определяет «народность» самой актуальной и важной идеей и категорией всей отечественной культуры, называя ее
«альфой и омегой эстетики нашего времени»
Но при этом он же отмечает, что содержание новой идеи, равно как использование ее критериев для оценок произведений, определения смысла творчества – пока все еще неясно и неотчетливо. Хотя как «термин» и «характеристика» народность используется в то время повсюду.
Но сам же Белинский также называет и слово, воспринимаемое им как антоним народности, – это «европеизм». Отсюда становится более-менее очевидной и «смысловая нагрузка» этой идеи в понимании критика. Она соотносится с поисками национальной идентичности, которыми были заняты в те годы все образованные представители интеллигенции России:
- от гуманитариев (литераторов и философов),
- до естественников (географов)
- и деятелей искусства ( живописцев, музыкантов и т.д.)
В этом контексте «идея народности» смыкается с «русской идеей», где основными вопросами становятся:
- Поиски русского пути
- Осмысление русской души
- Формирование российской «зоны в пространстве» отечественной государственности, философии, истории и т.д.
Так или иначе, но противопоставление «народности» и «европеизма» как культурных концептов 19 века отсылает нас в первую очередь к основной дилемме «Россия-Запад», что и определяет суть всей этой теории на то время.
Понятие народности – автор и история
Интересно, что такое глобальное и значимое для нашей культуры понятие появилось сначала как простой и почти «технический» термин.
Его автором стал Петр Вяземский, который и предложил его для исключительно политического текста – «Государственной уставной грамоты». (Она должна была разрабатываться как аналог-вариант конституции, появлением которой был озадачен император Александр I).
Однако сам язык российский к тому времени не имел соответствующих слов, то есть политическая лексика русской речи была почти не разработана. В отличие от европейских языков, у нас не было языковых «аналогов» на целый ряд основных понятий политической теории, которые уже существовали в языках Европы.
Так, у французов имелся термин nationalité, посредством которого они объясняли власть своего монарха как особую связь с народом. Прямой перевод этого термина как «национальность» не отображал бы сути этих политических отношений. Тогда появилась необходимость нового определения.
Находившийся в то время в Польше Вяземский обратил внимание на местное слово narodowość и предложил уже свой русский вариант – народность.
В содержании этого нового термина (по причине его новизны) увязывались два главных значения «народного»:
- В понимании – имеющего отношение к народной жизни
- В значении – общенационального, то есть имеющего отношение ко всем слоям российского социума.
(Например, в немецком эта оппозиция выражалась в термина Nation и Volk)
Однако уже в 80 гг. 19 века в политической сфере России слово «народность» все-таки заменят на «национальность», но судьба этого нового термина вынесет его на самый пик всего историко-культурного контекста и той эпохи, и последующих за ней периодов.
Теория официальной народности в России
«Уйдя» из официально-государственной сферы, народность мощно «осела» в интеллектуальном и художественном пространствах страны.
Она олицетворяла собой проблемы в
- столкновениях славянофилов и западников
- появлении культурологических теорий Данилевского, Леонтьева, Бердяева
- спорах писателей и поэтов и т.д.
Меж тем, однажды посетив сферу государственности, идея народности не ушла из нее навсегда. Более того, она стала частью идеологического «обоснования» монархии, войдя в знаменитую триаду от графа С.Уварова, который был на тот момент министром просвещения.
Это:
«Православие, самодержавие, народность»
В этом лозунге-эмблеме также есть свое понимание народности. Оно выводимо из смысла двух других понятий и может сводиться к роли православия и самодержавия в жизни народа, а также к задачам следования и приверженности им, исключительно как исторически данным и оправданным основам России.
Еще из трудов Н.Карамзина выводилось понимание, что самодержавие стало национальной формой власти в результате большой русской истории как оптимальный итог развития страны. Значит, и его народность имеет большие корни в традиции и истории России.
Идеологический концепт Уварова, впрочем, сразу встретил сопротивление у российской элиты. Как он мог отображать общенациональные смыслы, когда существовало такое жесткое социальное позиционирование – дворянин и крепостной.
С уничтожением крепостничества социальное пространство России и вовсе разорвалось. Теория народности тогда почти повисла над бездной
– как можно было и какими идеями объединить российское общество?
Наша презентация темы
Художественная и интеллектуальная элита начинает видеть в идее народности далекие мистические контуры, образы идеального мироустройства без социальных преград и т.д. Это снова и уводит всех из рациональной сферы, и возрождает бесконечные дискуссии о его понятии и смысле.
Такая неопределенность содержания этой идеи, ее открытость разным (даже противоположным) трактовкам, введение в нее новых смыслов позволило использовать «народность» как совершенно различным культурным программам, так и самым разным политическим группам и партиям. И у каждого из них была своя и полностью обоснованная теория, понимание и идея народности.