Понятие «народность» – идея и теория в русской культуре

Понятие народности, ставшее в русской литературе едва ли не краеугольным камнем с середины 19 века, возникло, однако, поначалу в сфере проблем российской государственности и даже имело в там своего непосредственного автора – князя П.А.Вяземского.

Затем народность как некоторый, но еще не до конца сформулированный концепт «перебирается» в историко-культурную сферу России, но наиболее объемно оно получает выражение и фундаментально присутствует особенно в  русской литературе. Именно в ней ко второй половине века разворачивается открытая дискуссия о теории народности и ее значении, в которую вовлечена, помимо самих писателей и поэтов, большая читающая публика страны. (Такая массовость литературных увлечений того периода обусловливалась растущими тиражами публицистических, критических и собственно литературных изданий).

Идея народности – предпосылки появления теории в 19 веке

Сразу отметим, что значимость этого понятия была определена еще В.Белинским в его цикле текстов о народной поэзии (1841), в котором критик определяет «народность» самой актуальной и важной идеей и категорией всей отечественной культуры, называя ее

«альфой и омегой эстетики нашего времени»

Но при этом он же отмечает, что содержание новой идеи, равно как использование ее критериев для оценок произведений, определения смысла творчества – пока все еще неясно и неотчетливо. Хотя как «термин» и «характеристика» народность используется в то время повсюду.

Но сам же Белинский также называет и слово, воспринимаемое им как антоним народности, – это «европеизм». Отсюда становится более-менее очевидной и «смысловая нагрузка» этой идеи в понимании критика. Она соотносится с поисками национальной идентичности, которыми были заняты в те годы  все образованные представители интеллигенции России:

  • от гуманитариев (литераторов и философов),
  • до естественников (географов)
  • и деятелей искусства ( живописцев, музыкантов и т.д.)

В этом контексте «идея народности» смыкается с «русской идеей», где основными вопросами становятся:

  • Поиски русского пути
  • Осмысление русской души
  • Формирование российской «зоны в пространстве» отечественной государственности, философии, истории и т.д.

Так или иначе, но противопоставление «народности» и «европеизма» как культурных концептов 19 века отсылает нас в первую очередь к основной дилемме «Россия-Запад», что и определяет суть всей этой теории на то время.

Понятие народности – автор и история 

Интересно, что такое глобальное и значимое для нашей культуры понятие появилось сначала как простой и почти «технический» термин.

Его автором стал Петр Вяземский, который и предложил его для исключительно политического текста – «Государственной уставной грамоты». (Она должна была разрабатываться как аналог-вариант конституции, появлением которой был озадачен император Александр I).

Однако сам язык российский к тому времени не имел соответствующих слов, то есть политическая лексика русской речи была почти не разработана. В отличие от европейских языков, у нас не было языковых «аналогов» на целый ряд основных понятий политической теории,  которые уже существовали в языках Европы.

Так, у французов имелся термин nationalité, посредством которого они объясняли власть своего монарха как особую связь с народом. Прямой перевод этого термина как «национальность» не отображал бы сути этих политических отношений. Тогда появилась необходимость нового определения.

Находившийся в то время в Польше Вяземский обратил внимание на местное слово narodowość и предложил уже свой русский вариант – народность.

В содержании этого нового термина (по причине его новизны) увязывались два главных значения «народного»:

  1. В понимании – имеющего отношение к народной жизни
  2. В значении – общенационального, то есть имеющего отношение ко всем слоям российского социума.

(Например, в немецком эта оппозиция выражалась в термина Nation и Volk)

Однако уже в 80 гг. 19 века в политической сфере России слово «народность» все-таки заменят на «национальность», но судьба этого нового термина вынесет его на самый пик всего историко-культурного контекста и той эпохи, и последующих за ней периодов.

Теория официальной народности в России

«Уйдя» из официально-государственной сферы, народность мощно «осела» в интеллектуальном и художественном пространствах страны.

Она олицетворяла собой проблемы в

Меж тем, однажды посетив сферу государственности, идея народности не ушла из нее навсегда. Более того, она стала частью идеологического «обоснования» монархии, войдя в знаменитую триаду от графа С.Уварова, который был на тот момент министром просвещения.

Это:

«Православие, самодержавие, народность»

В этом лозунге-эмблеме также есть свое понимание народности. Оно выводимо из смысла двух других понятий и может сводиться к роли православия и самодержавия в жизни народа, а также к задачам следования и приверженности им, исключительно как исторически данным и оправданным основам России.

Еще из трудов  Н.Карамзина выводилось понимание, что самодержавие стало национальной формой власти в результате большой русской истории как оптимальный итог развития страны. Значит, и его народность имеет большие корни в традиции и истории России.

Идеологический концепт Уварова, впрочем, сразу встретил сопротивление у российской элиты. Как он мог отображать общенациональные смыслы, когда существовало такое жесткое социальное позиционирование – дворянин и крепостной.

С уничтожением крепостничества социальное пространство России и вовсе разорвалось. Теория народности тогда почти повисла над бездной

– как можно было и какими идеями объединить российское общество?

Наша презентация темы

Художественная и интеллектуальная элита начинает видеть в идее народности далекие мистические контуры, образы идеального мироустройства без социальных преград  и т.д.  Это снова и уводит всех из рациональной сферы, и возрождает бесконечные дискуссии о его понятии и смысле.

Такая неопределенность содержания этой идеи, ее открытость разным (даже противоположным) трактовкам, введение в нее новых смыслов позволило использовать «народность» как совершенно различным культурным программам, так и самым разным политическим группам и партиям. И у каждого из них была своя и полностью обоснованная теория, понимание и идея народности.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.