Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно постижение:
- реальной народной жизни и народных типов,
- новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.
Черты реализма в романе «Отцы и дети»
Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).
Новый тип героя
Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это Евгений Базаров. В нем воплотились реальные черты революционеров-демократов 60-х годов:
- позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
- эстетические взгляды героя близки к взглядам Чернышевского —
«Прекрасно то, что полезно»;
- эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.
Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:
- судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
- судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.
Авторская позиция писателя
В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя авторская оценка (недаром волна критики обрушилась на писателя и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).
Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой).
Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна. В этом жизненный и философский реализм писателя.
Композиционное решение романа
Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста.
Ходом сюжета писатель доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.
В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине ( Базаров об Одинцовой:
«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)
следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.
Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.
Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.
Образная система — реализм персонажей романа
В системе образов романа важны все персонажи. Так, Павел Петрович — главный противник Базарова.
Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней.
Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.
Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.
Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.
В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог:
- примат вечной природы на смертным человеком в описании могилы Базарова,
- кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
- описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
- далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
- судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.
Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»
Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:
- описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
- красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
- а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;
фраза Базарова
«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»
должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться;
многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,
что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.
Наша презентация
Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого литературного направления. Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.