Открытие МХАТа: первые постановки режиссеров-реформаторов

Первый спектакль МХАТа

История создания МХАТа, несомненно, началась со встречи Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре», но сам театр, в то время носивший имя Художественно-Общедоступного, открылся 14 октября 1898 года. На премьеру давали «Царя Федора Иоанновича» по пьесе А.К. Толстого.

С первого же спектакля зрители были покорены исторической правдой, достоверностью бытовых деталей и живыми массовыми сценами. Даже критика признала, что это новое слово в театральном искусстве России, и восторженно отзывалась об оригинальности режиссерского решения и новизне приёмов.

Сам же Станиславский говорил, что именно с «Царя Федора Иоанновича» началась историко-бытовая линия во МХАТе.

Но зрителей в первую очередь восхитила в спектакле не смелая режиссура и блистательная игра артистов, а бутафория, грим, декорации. До этого публика, приходящая в театр, никогда не видела такой тонкой работы над деталями, такого точного воссоздания быта на сцене. Ведь для «Царя Федора» была приобретена старинная утварь, собраны по музеям предметы обихода, иконы, оружие, сшиты достоверные до мельчайших подробностей костюмы, восстановлены забытые обычаи и обряды. На глазах зрителя протекала самая настоящая жизнь, натуральная, узнаваемая.

афиша

Критики считали, что порой стремление к реализму было утрированным. Так, если по ходу пьесы наступала ночь, в зале была полная, совсем не театральная, темнота, деревья в натуральную величину загораживали актеров и мешали восприятию, а за чересчур громким пением соловьев были не слышны реплики персонажей. Таким образом, критики, ничуть не умаляя достоинств спектакля, замечали, что всё же опасно так увлекаться деталями, так как, выходя на первый план, они могут обесценить само произведение.

Мелочи в искусстве не должны быть главными, гораздо важнее художественный смысл и гармоничная целостность постановки.

Тем не менее, «Царь Федор» несколько лет с неизменным успехом держался в репертуаре, оставаясь любимейшей постановкой у зрителей. И именно с этого спектакля берет начало новый виток развития реализма в русском театре.

Как рождалась «Чайка»
Кроме «Царя Федора Иоанновича», в первом сезоне театр представил на суд зрителей спектакль «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова. Спектакль имел огромный успех и определил направление всего будущего творчества МХАТа.

Взять в работу «Чайку» было довольно смелой идеей, так как попытка постановки этого произведения однажды уже потерпела фиаско. Пьеса «Чайка» Чехова была поставлена в Александринском театре Санкт- Петербурга, и, несмотря на то, что задействованы в ней были лучшие артисты труппы, спектакль провалился, а сам Чехов бежал из театра и из города и даже поклялся отречься от театра.

Причина провала крылась в том, что неподготовленная публика, придя на комедию, как значилось в афише, ждала привычного веселого водевиля, тем более, что в главной роли была бенефициантка Елизавета Левкеева, известная комическая актриса.

Теперь же ставить «Чайку» так, как задумывал её автор, было рискованно, и Чехов долго не давал своего согласия на постановку.

Станиславский и сам не очень понимал, как нужно играть эту пьесу. Актерам был невероятно трудно существовать в чеховской манере, режиссер не мог сформулировать задачи, и театр был готов отказаться от идеи постановки.

Чтение пьесы "Чайка"

Чтение пьесы «Чайка»

Но Немирович-Данченко, который и выбрал «Чайку», не мог отступиться от задуманного. Он настоял на продолжении работы, и в репетициях, в мучительных поисках, в бесконечных спорах между актерами и режиссёром, наконец, нашлось правильное решение, начали прощупываться те самые «новые формы». В «Чайке» нельзя было говорить просто, бытово, громко, здесь нужна была иная речевая мелодия, и вдруг в голосах уставших, измученных актеров зазвучали нужные ноты. Уже во второй раз «утомление театральностью» дало верное направление русскому театру! Так же было, когда Щепкину не давалась роль в «Школе мужей» Мольера, и именно усталость, человеческое утомление тогда сделали персонаж живым, открыв актеру тайну простоты.

Долгожданная премьера новой пьесы

Премьера «Чайки» состоялась 16 декабря 1898 года. Уверенности в успехе не было ни у кого, публика могла не принять нового спектакля. Вся труппа испытывала неимоверное волнение и тревогу, осознавая степень ответственности перед автором и будущим своего театра. Немирович нервно бродил по коридору, а Станиславский, исполняющий роль Тригорина, не мог унять лихорадочной дрожи в ногах.

Сначала зрители были весьма сдержаны, и актеры не могли почувствовать, что их ждет в финале – успех или провал. К середине спектакля в зрительном зале ощущалась напряженная тишина, а в третьем акте публика была уже покорена! Когда спектакль закончился, на исполнителей обрушился град аплодисментов и оваций, публика не давала опустить занавес, а актеры плакали от счастья и обнимались прямо на сцене! В зрительном зале слышались взволнованные голоса, кто-то требовал послать телеграмму Чехову в Ялту.

Как сказала потом Ольга Книппер-Чехова: «И “Чайка», и Чехов-драматург были реабилитированы!»

Спектакль имел небывалый успех.

Критики были восхищены не меньше зрителей и признали, что спектакль поражает своей новизной, отсутствием шаблонов и великолепным актерским ансамблем. Детали здесь были воспроизведены так же подробно и точно, как в «Царе Федоре», но тут уже никто не упрекал постановщиков в утрированной внешней правде.

«Это совершенно новая пьеса, по-новому задуманная, написанная и исполненная как раз в том тоне, в каком автору желательно», — писали московские газеты.

Стало очевидно, что МХАТ нашел своего Автора и вышел на новый уровень, заняв одно из первых мест в русском театральном искусстве рубежа веков.

МХАТ — театр Чехова

Чайка на занавесе МХТРождение Московского Художественного Академического театра неразрывно связано не только с «Чайкой» (хотя, безусловно, «Чайка» МХАТ – это визитная карточка), но со всей драматургией Чехова.

В последующие годы театр осуществил и другие постановки по пьесам автора:

* «Дядя Ваня» в 1899 году, где Станиславский блистал в роли Астрова. Спектакль не сразу был принят публикой, однако впоследствии стал одним из «козырей» театра.

* «Три сестры» — самая пронзительная пьеса Чехова. Поставлена она была в 1901 году, когда из названия театра уже убрали слово «общедоступный»

* «Вишневый сад», который играли уже не в помещении театра «Эрмитаж», а в новом здании — в Камергерском переулке.

Именно в спектаклях по пьесам Чехова начинала рождаться театральная система, которая и формировала совершенно новый тип актеров. МХАТ утвердил значение режиссера как автора спектакля, произвел реформу репертуара, ища для постановок произведения, созвучные времени. Но, работая с «модной» драматургией и не обходя вниманием символизм в русском театре,  МХАТ никогда не забывал о классике.

«Чайка» до сих пор является символом МХАТа: изображение белой птицы украшает занавес театра.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский театр с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий