«Распутин» Ираклия Квирикадзе: новая версия образа «святого старца» в культуре

Два года назад, в декабре 2011 года, на экраны вышел фильм «Распутин» режиссёра Жозе Дайана, главную роль в котором исполнил Жерар Депардье. Несмотря на то, что проект был изначально российско-французским, на российских экранах работа появилась лишь в ноябре 2013-го, до этого времени фильм демонстрировался по французскому телевидению и был размещён в интернете.

Российский зритель получил не просто переозвученную или дублированную работу, а адаптированную версию, созданную специально для отечественного проката. Ответственность за адаптацию была возложена на кинорежиссёра и сценариста Ираклия Квирикадзе, который известен постановками фильмов «Пловец», «Путешествие товарища Сталина в Африку» и сценарием к картине «Лимита». Изначально было понятно, что для русского проката французская версия фильма совсем не подходит, поэтому Квирикадзе провёл существенную доработку фильма, перемонтировал ряд эпизодов, а на роль композитора пригласил Энри Лолашвили. Переозвучка фильма проводилась при участии таких актёров, как Сергей Гармаш и Мария Неёлова. Закадровый текст был озвучен Сергеем Шакуровым.
Невзирая на это, фильм «Распутин» уже получил свою долю критики в России. Отечественный киноман всегда очень недоверчиво относится к попыткам иностранцев воспроизвести на экране феномен русской жизни. Тем более, французы посягнули на одну из самых таинственных фигур русской истории, которая не всегда поддаётся даже понимаю аборигена.

Тем не менее, очень интересно наблюдать за Жераром Депардье в роли Распутина, поскольку его появление на экране в этом качестве весьма симптоматично. Как известно, в начале 2013 года актёр получил российское гражданство. Весь год этот процесс обсуждался в средствах массовой информации, а в ноябре будто бы нарочно завершился появлением российской версии фильма. Так что теперь увидеть «обрусевшего» Депардье всякий желающий сможет не только в новостях, но и на киноэкране.

Постер к фильму "Распутин"

Постер к фильму «Распутин»

Распутин являлся ключевой фигурой в тех культурно-исторических процессах, которые протекали в России в 1910-е. Будучи «серым кардиналом» при дворе Николая II, он имел огромное влияние на окружение последнего императора и, самое главное, на императрицу. Не без его участия принимались многие судьбоносные решения августейшего семейства, а кто-то, как известно, полагает, что именно Распутин стал причиной экономического и политического фиаско Российской империи и падения Дома Романовых.

Все эти в разной степени аргументированные заявления, тем не менее, послужили причиной огромного интереса к бродячему монаху по имени Григорий Распутин как в России, так и за её пределами, а также поспособствовали формированию образа этого человека, который на протяжении минувшего века неоднократно видоизменялся. Трансформациям образа способствовала и культура – за истекшее столетие было создано немало художественных работ, посвящённых Распутину.
Гибель Григория Распутина в декабре 1916 послужила причиной появления целой волны киноработ, посвящённых ему. Во всех этих картинах делался акцент либо на демоническую природу «кардинала», либо на его личную жизнь. Принято считать, что первой такой работой стала «Драма из жизни Григория Распутина» А. Дранкова, который попросту перемонтировал свою картину «Омытые кровью» и выпустил заново под другим названием. Далее последовали фильмы с красноречивыми заглавиями «Святой чёрт», «Люди греха и крови», «Любовные похождения Гришки Распутина». В общей сложности было создано около десяти подобных фильмов, часть из них была раскритикована в силу нарочито эротического содержания. Создание фильмов уже тогда было делом сугубо коммерческим – создавалось множество работ-однодневок, о художественной ценности которых никто не заботился, и вскорости об этих фильмах забывали.
Однако же начало было положено – образ Распутина укрепился в культуре. Так, в Москве в 1925 году была поставлена пьеса «Заговор императрицы», ключевое место в которой занимал «старец Григорий». Вместе с тем, в довоенном советском кинематографе образ Распутина как фигуры неоднозначной и не вполне понятной не был особо популярен.
Зато западная киноиндустрия, которая интересовалась, в основном, мистицизмом Распутина и его любовью к женщинам, выпустила целый ряд фильмов, посвящённых ему («Распутин – чёрный монах», «Распутин – сумасшедший монах», «Распутин и императрица»). Все эти работы были переполнены стереотипами о русской жизни, были далеки от исторических и бытовых русских реалий и показывали Распутина тенденциозно.

г. распутинБлагодаря множеству этих работ, современная западная массовая культура, сформировавшаяся чуть позже, получила уже готовый образ Распутина, который в своё время лаконично озвучил коллектив «Boney M»: «Распутин – русская любовная машина».
В Советском Союзе за разработку образа Григория Распутина всерьёз принялись лишь в 80-е. В 1981 году на экранах появляется «Агония» – работа Элема Климова. Фильм о последних годах Романовых, который задумывался как фарс, на деле получился серьёзной драматической работой, где Распутин рисовался юродивым, устами которого глаголет высшая истина, недопонятая и недооценённая современниками.
Одной из недавних реализаций образа Распутина на экране стала картина «Заговор» Станислава Либина, в которой «старец» предстаёт перед нами влиятельным политическим игроком, а его смерть показывается как результат совместных действий русского дворянства и британской разведки.
Все вариации образа, сформированные культурой в течение минувшего столетия, дают благодатную почву для домыслов, кем же на самом деле был Григорий Распутин. Для кого-то он пьяница и гуляка, который волею судеб оказался вхож в высший свет, а для кого-то – умелый и расчётливый диверсант, погубивший империю. Для одних – святой старик из полуеретической секты «хлыстов», который, будучи способным заглядывать в будущее и заговаривать болезнь цесаревича, бросил вызов косной иерархии ортодоксальной церкви, для других же – демон и наказание для России за её многовековые прегрешения.
Работа «Распутин» Дайана и Квирикадзе – это первая проба адаптировать западный фильм о Распутине к отечественному просмотру и, пожалуй, первая попытка привести к общему знаменателю западный и русский образы «старца», которые годами формировались параллельно. Насколько же она вышла удачной – решать зрителю.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Интересные новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: «Распутин» Ираклия Квирикадзе: новая версия образа «святого старца» в культуре

  1. Tykhon говорит:

    По моему мнению, тема Распутина и околораспутинских событий — это прекрасная «отмазка» для всех литераторов, сценаристов и режиссёров, которые не хотят давать себе труда реально разобраться в ситуации, думать и анализировать. Неужели, по вашему, царь был настолько глуп, что мог бы позволить себя дурачить Распутину и Ко? Нет, конечно, события той поры были иными… Но ведь о них не хотят писать книги и ставить кинофильмы, потому что для этого надо напрягаться!

Добавить комментарий