Научное понятие типа культуры логически связывает и акцентирует внимание на характерных показателях жизни, сосредоточенных в одном пространстве и времени.
При типологическом изучении русской культуры особое внимание уделяется анализу широкого комплекса факторов: пространственных, временных, этно- и социопсихологических.
- Пространственные – определяются спецификой природных и геополитических данных.
- Временные – связаны с обстоятельствами истории существования культуры.
- Этно- и социопсихологические – упрочняют культурное единство при помощи создания соизмеримых и значимых регламентирующих механизмов личностного осмысления единства, самоотождествления людей.
Рассмотрим подробнее специфику формирования русской культуры по такому анализу.
Пространственные факторы формирования культуры
В формировании культуры народов большое значение имеют географические территории, на которых они проживают. Это сложный процесс взаимовлияния географического положения и социально-исторической среды друг на друга. Из основных особенностей пространственного месторазвития народов России можно выделить:
- большие пространства,
- открытость территорий,
- природа и климат,
- растянутость с востока на запад.
В этой связи специфику формирования культуры России обуславливают:
- Многообразие, его фундаментом многообразия служат обширные пространства.
Природные зоны: арктических пустынь, тундры, тайги, лесов, степей, приморских и высокогорных районов, они создают непохожую среду обитания людей.
Этим объясняется возникновение разных субкультур. Народы севера и юга страны очень отличаются друг от друга.
- Отсутствие рубежей между восточной и западной частью, Азией и Европой, необъятность территорий, безграничность.
Все это находит отражение в русской душе. В ней такая же бесконечность, бескрайность, широта. Большие пространства объясняют малонаселенность и экстенсивный путь развития страны. Западные границы Руси имели почти те же очертания, что и при Советском Союзе, но на востоке они продвинулись на многие тысячи километров, начиная с XII в. В это время активно стали заселяться земли Русской равнины. Крестьянские общины перебирались далее на восток по мере того, как происходило истощение земель. Создавался уникальный образ жизни и мышления: так как земли много, то она не принадлежит никому, она «божья». Жизнь на ней непостоянна, а значит, и не стоит слишком привязываться к месту. Население России не расселялось по территории из-за нарождения, а переселялось, осваивая новые земли. Отсюда и своеобразный путь преодоления препятствий и проблем – уход от них. Переселение на новые земли накладывало новые условия жизни, предавая другое направление, влияя на характер и уклад жизни народа.
- Особую роль всегда играла и суровая природа, непредсказуемость климата, переменчивость погоды. Она нарушала все расчеты человека и приучила его действовать интуитивно, иногда наудачу, не принимая за основу расчетливость.
Некоторые черты русского характера формировались именно под влиянием специфичных природных условий и сурового климата.
- Обширные территории, тянущиеся с запада на восток, обогащали русскую культуру. Народы, населяющие страну, взаимодействовали между собой, делясь опытом, знаниями. Кроме того, Россия всегда играла роль посредника между культурой Востока и Запада. По ее обширной территории из Азии в Европу переселялись кочевники. Европа проникала в Россию с христианством. Другое влияние Востока на некоторые народы России принесло распространение ислама.
Временные факторы
Временные факторы, влияющие на формирование русской культуры и определяющие специфику ее развития, можно представить в виде двух составляющих:
- основные элементы, находившиеся у зачатия русской культуры,
- а также самобытность ее исторического развития.
Основные элементы
- Культура язычества восточных славян является одним из слагаемых культурных компонентов, она имеет значительную долю тюркских, финно-угорских и балтских элементов.
Это единство сформировалось VIII – IX вв. на основе язычества, земледельческого уклада жизни, свойственных им правил, обычаев, канонов. Даже с принятием христианства многие элементы этой культуры существовали до XIII века, а что-то сохранилось и по сей день.
- Восточное направление христианства – православие
Спецификой распространения христианства на Руси в конце X века явилось то, что оно было принято по велению князя как государственная религия. Приобщение к православию и добавление народов к Киевской Руси совершалось параллельно. Это наложило определенный отпечаток на развитие христианства в стране. Церковь и государство были тесно взаимосвязаны. Значительная часть населения хоть и соблюдала обряды, в которых сохранялись элементы язычества, но это больше носило формальный характер. Меньшая часть населения искренне и глубоко приняла веру, что сказалось на создании монастырей, скитов.
- Культурные ценности степных народностей
Восточные славяне, осваивая соседние территории, постоянно и тесно контактировали с тюркскими кочевыми народами. В IV – XIII вв. по южнорусским степям с востока на запад прошло Великое переселение народов. Восточные славяне с кочевниками воевали, торговали, заключали браки и военные союзы. Вступив в коалицию, некоторые племена оседали по южной окраине государства, охраняли его рубежи. Примером тому могут служить черные клобуки и берендеи.
- Еще одной самобытной чертой русской культуры во временной и пространственной плоскостях является пограничность.
Необходимость постоянного взаимодействия с враждебными племенами порождала своеобразные пограничные отношения, требующие знания образа жизни соседей, их нравов. Контакты были не только военного, но и торгового, личного, политического характера. Условия пограничности во многом определили и специфику последующего развития русской культуры.
Самобытность исторического развития русской культуры и его социодинамика
Культура и история страны тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Российская история характерна своей неожиданностью, резкими изменениями и виражами. Одним из факторов формирования русской культуры, повлиявший на специфику ее развития, является прерывистый характер истории страны. Под культурой принято понимать единство деятельности людей во всех сферах жизни. В явлениях одного периода можно проследить единую закономерность, которая придает ему монолитность.
Н.А. Бердяев в российской истории обособляет пять периодов:
Россию киевскую, татарского периода, московскую, петровскую, императорскую и советскую.
Каждый из выделенных периодов имеет характерные черты и внутреннюю гармонию. Переход же всегда проходил из-за резких внешних или внутренних сдвигов.
И.В. Кондаков, беря за основу «пять бердяевских Россий», считает, что в истории русской культуры было больше эпохальных событий, повлиявших на последующее ее развитие. Он выделяет следующие периоды:
- принятие христианства,
- монголо-татарское иго,
- образование Московского царства, установление самодержавия,
- раскол в религии, реформы Петра,
- отмена крепостничества,
- Октябрьский переворот 1917 года,
- советский тоталитаризм,
- августовский путч, 1991 – крах тоталитарной власти, начало реформ.
Все эти социокультурные изменения имели радикальный характер и наложили свой отпечаток на культурно-историческое развитие. По мнению ученого, эти события «ломок» к тому же носили взаимообратное направление
- Крещение и Раскол,
- Орда и утверждение Царства Москвы,
- отмена крепостничества – колхозы,
- Октябрь 1917 – Август 1991.
Наша презентация темы:
В этом перечне узловых событий истории постепенно сокращается период времени. Промежутки на начальных этапах длятся по два-три века, а последние составляют несколько десятков лет. Возможно, что последние события, непосредственно повлиявшие на нашу жизнь, кажутся значимее, чем те, что давно канули в лету. Глядя на перечень периодов по Кондакову, можно сделать вывод: повторение событий, круто меняющих ритм истории, влияет и на развитие взаимопротивоположных качеств в культуре. Это податливость, гибкость, приспособляемость и реакционность, косность, идейность, приверженность своим взглядам. Периодические сдвиги сложившихся суждений и понятий, несогласованное наложение взаимоисключающих представлений о мире – все это делает русскую культуру сложной и противоречивой.
Ю.М. Лотман отмечает скачкообразную, прерывистую форму социодинамики русской культуры. Он обращает внимание на смену центростремительных и центробежных периодов, когда созданная структура равновесия сметается безудержным движением развития. Центростремительные периоды оцениваются как время величия и в описаниях занимают главное место. Центробежные, динамичные периоды занижены в оценке их значимости, но именно они пробуждают качественно новые черты культуры.