«Золотой Орел» — лауреаты 2018

В торжественной обстановке на Мосфильме двадцать шестого января вручали «Золотого орла».

Эта награда в области кино, учрежденная Академией кинематографии России, существует с 2002 года. Статуэтки  здесь можно получить в 24 номинациях за достижения в российском кино и телевидение. Отбор номинантов проводит совет экспертов.

В этом году он представил:

  • 51 художественную картину,
  • 32 документальных ленты,
  • 24 короткометражки,
  • 15 мини и 17 сериалов,
  • 22 мультипликационных фильма
  • и 22 иностранных кино.

Шестнадцатую церемонию награждения предварил министр культуры В. Мединский приветственным словом президента России. В нем было отмечено, что это одна из самых престижных наград России в сфере культуры. Она показывает степень признания талантов и заслуг профессионалов в мире кино. По словам В.В. Путина, лауреатов отличает любовь к своему делу, кино, осознание его огромной роли в жизни народа. От себя же Мединский добавил, что главный лауреат – это кинематограф.

Появившегося на сцене президента Академии В. Наумова, 90-летний юбилей которого праздновали в декабре 2017 года, приветствовали стоя.

Лучшие «Орлята»  2018

Вручение золотых статуэток началось с телевизионных премий, перешло к другим категориям за лучшую работу и закончилась главной – «Лучший игровой фильм».

Лариса Дружинина вручила эту кинопремию  киноленте «Салют-7». В основу картины Клима Шипенко легли реальные драматические события 1985 года — полет экипажа корабля «Союз Т-13» с В. Джанибековым и В. Савиных на борту. Это художественное воплощение героического подвига космонавтов, вынужденных провести стыковку с неуправляемой станцией, не претендует на документальное воспроизведение сложного полета. Картина собрала в прокате почти 14 млн. долларов.

Другие номинанты хоть и не получили главного приза, но были удостоены внимания жюри. Про космос снят кинофильм — «Время первых» (реж. Д. Кисилев). Для него также были использованы реальные события – полет корабля «Восход-2» и первый выход космонавта в открытый космос, который осуществил А. Леонов. Здесь события максимально приближены к тем, что происходили тогда в 60-х с реальными героями. Кинолента была признана лучшей в других четырех категориях.

Лауреаты «Орла» 2018

Драма В. Тодоровского «Большой» о творческом становлении балерины и закулисных интригах.

«Аритмия» Б. Хлебникова рассказывает о непростых буднях доктора неотложки. Эта картина была первой на «Кинотавре».

“Нелюбовь” про развод и кризисные взаимоотношения в семье. Ей еще предстоит борьба за «Оскар». С этой кинолентой А. Звягинцев взял «Орла» за режиссуру. Самого номинанта на вручении не было из-за болезни, продюсер А. Роднянский получил для него статуэтку от А. Маковецкого. Аутсайдерами категории оказались Тодоровский и Хлебников.

Включенный в номинанты «Оскара» анимационный «Ван Гог. С любовью, Винсент» стал призером как зарубежный фильм. Очень впечатляющая картина, которая впервые выполнена маслом на холсте. Она выиграла у своих соперников «Дюнкерк» и «Ла-Ла Ленд».

За анимацию удостоен «Орла» мультфильм «Два трамвая». Он снят по Мандельштаму режиссером С. Андриановой.

Взяла свою кинопремию короткометражка «Время жить, время умирать (реж. М. Поляков). Претендентами на статуэтку были: «Вера» (Т. Федоровская) и «Скрипка» (К. Фам).

Документальное кино о сценаристе Геннадии Шпаликове Олеси Фокиной опередило  своих соперников — ленты  «Про Рок» Е. Григорьев, «Фабрика грез для товарища Сталина» Б. Караджев.

Гоша Куценко передал «Орла» И. Горбачевой («Аритмия»). Она лучше других справилась с женской ролью. На приз в этой категории могли рассчитывать Фрейндлих («Большой»), Неёлова («Карп отмороженный»). Алиса Бруновна была отмечена жюри за исполнение второплановой женской роли в «Карпе». «Орла» ей передаст продюсер ленты и ее внук Н. Владимиров.

Призовой мужской ролью стала работа Е. Миронова в картине «Время первых». Актеры Вдовиченков («Салют») и Яценко («Аритмия») остались без приза.

В. Ильин (Время первых») получил статуэтку из рук М. Кожевниковой за исполнение роли второго плана.

Достойный приза сценарий оказался у А. Пальчиковой («Большой»).

Гримеры фильма «Последний богатырь» П. Горшенин и О. Афиногенова взяли «золото» за работу, оставив без награды своих коллег из «Матильды» и «Викинга».

Лучшей операторской была признана работа И. Гринякина в «Викинге». Эта лента взяла еще две золотых птицы Академии: за звукорежиссуру- В. Литровник и П. Дореули и костюмы – Е. Шапкайц.

«Визуальные эффекты» — эта номинация могла попасть в руки создателей «Салюта» или Викинга», но, первым в ней стало «Время первых» (Студия CGF), получив еще и музыкальную награду  – композитор Ю. Потеенко.

«Аритмия» и «Большой» могли рассчитывать на статуэтку за монтаж. А. Мукасей, вручавший ее в этой категории, сказал, что нет кино без монтажа и отдал награду «Салюту» (С. Бейсеу и М. Сергеенкова).

«Анна Каренина. История Вронского» обошла двух претендентов – «Торсинг» и «Софию» в категории телефильм или мини сериал. В этой же картине удостоилась «золота» работа художника-постановщика» – С. Февралев и Ю. Макушина.

Телесериал  «Оптимисты» ( А. Попогребский) получил «Золотого Орла», оставив без награды «Мурку» (А. Розенберг, Я. Мочалов) и «Таинственную страсть» (В. Фурман).

Свои фигурки царственной птицы за лучшую женскую и мужскую роль в телефильме получили Е. Боярская (Каренина) и С. Пускепалис («А у нас во дворе»).

Особой награды за свою работу в кино удостоился А. Калягин и историк Александр Звягинцев за неоценимую помощь в создании более десятка документальных фильмов о суде над нацистскими преступниками.

«Золотые орлы» последних лет – интересные цифры

А теперь немного сравним всех «Орлов» за последние три года. Предлагаем забавную выборку по статистике лауреатов за 2016, 2017 и, конечно, 2018 года по тематикам и жанрам. (Позволим себе собрать вместе как фильмы, так и сериалы).

Темы фильмов-победителей

  1. Историческая (сюда отнесем и героико-патриотическую тему)
    • 2016 — 5 лент,
    • 2017 – 7 фильмов
    • 2018 – 4 ленты
  2. Экранизации   
  • Все три года по одному фильму
  1. Социальная тема
    • В 2017 – 2 фильма
    • В 2018 — тоже

Жанры лент-призеров

Если сравнить жанровую представленность российских кинопремий «Орла», то картина тоже интересная:

  1. Драма (безусловный лидер за весь взятый период)
    • 16 год — 8
    • 17 – 8
    • 18 — 9
  2. Катастрофа
  • Прошлый год – 2 фильма
  • Этот — 1
  1. Триллер
  • Фильмы, относящие к жанру триллера, победили в 16 году – 1, в 2017 – 2, в этом – не присутствовали
  1. Детектив
  • Тут одинаково – по одной ленте, за исключением текущего года
  1. Приключения
  • Два фильма за 2018
  1. Философский жанр – здесь присутствует лишь 1 полотно «Рай» 2016

И что печально – ни одна комедия за все три года не удостоилась данной премии, если не считать ленту «Про любовь» со смешанным жанром.

Вот такие у нас в кинематографе «орлиные цифры». В этот однозначно сложный для страны период художники активно взялись за нашу историю, ища и предлагая зрителю отечественных героев в войне, спорте, космосе, политике, культуре. А эта тема героики в России всегда драматична, высока по накалу, и очень хорошо, что наши кинодеятели сумели вывести такие нелегкие исторические «мотивы» как на прекрасный художественный уровень, так и в широкое общественное поле. Время общефилософских же обобщений в российском кино как по жанру, так и темам обязательно придет следом за этим пусть поначалу даже немного мифологическим знакомством с нашей историей.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.