В торжественной обстановке на Мосфильме двадцать шестого января вручали «Золотого орла».
Эта награда в области кино, учрежденная Академией кинематографии России, существует с 2002 года. Статуэтки здесь можно получить в 24 номинациях за достижения в российском кино и телевидение. Отбор номинантов проводит совет экспертов.
В этом году он представил:
- 51 художественную картину,
- 32 документальных ленты,
- 24 короткометражки,
- 15 мини и 17 сериалов,
- 22 мультипликационных фильма
- и 22 иностранных кино.
Шестнадцатую церемонию награждения предварил министр культуры В. Мединский приветственным словом президента России. В нем было отмечено, что это одна из самых престижных наград России в сфере культуры. Она показывает степень признания талантов и заслуг профессионалов в мире кино. По словам В.В. Путина, лауреатов отличает любовь к своему делу, кино, осознание его огромной роли в жизни народа. От себя же Мединский добавил, что главный лауреат – это кинематограф.
Появившегося на сцене президента Академии В. Наумова, 90-летний юбилей которого праздновали в декабре 2017 года, приветствовали стоя.
Лучшие “Орлята” 2018
Вручение золотых статуэток началось с телевизионных премий, перешло к другим категориям за лучшую работу и закончилась главной – «Лучший игровой фильм».
Лариса Дружинина вручила эту кинопремию киноленте «Салют-7». В основу картины Клима Шипенко легли реальные драматические события 1985 года – полет экипажа корабля «Союз Т-13» с В. Джанибековым и В. Савиных на борту. Это художественное воплощение героического подвига космонавтов, вынужденных провести стыковку с неуправляемой станцией, не претендует на документальное воспроизведение сложного полета. Картина собрала в прокате почти 14 млн. долларов.
Другие номинанты хоть и не получили главного приза, но были удостоены внимания жюри. Про космос снят кинофильм – «Время первых» (реж. Д. Кисилев). Для него также были использованы реальные события – полет корабля «Восход-2» и первый выход космонавта в открытый космос, который осуществил А. Леонов. Здесь события максимально приближены к тем, что происходили тогда в 60-х с реальными героями. Кинолента была признана лучшей в других четырех категориях.
Лауреаты «Орла» 2018
Драма В. Тодоровского «Большой» о творческом становлении балерины и закулисных интригах.
«Аритмия» Б. Хлебникова рассказывает о непростых буднях доктора неотложки. Эта картина была первой на «Кинотавре».
“Нелюбовь” про развод и кризисные взаимоотношения в семье. Ей еще предстоит борьба за “Оскар”. С этой кинолентой А. Звягинцев взял «Орла» за режиссуру. Самого номинанта на вручении не было из-за болезни, продюсер А. Роднянский получил для него статуэтку от А. Маковецкого. Аутсайдерами категории оказались Тодоровский и Хлебников.
Включенный в номинанты «Оскара» анимационный «Ван Гог. С любовью, Винсент» стал призером как зарубежный фильм. Очень впечатляющая картина, которая впервые выполнена маслом на холсте. Она выиграла у своих соперников «Дюнкерк» и «Ла-Ла Ленд».
За анимацию удостоен «Орла» мультфильм «Два трамвая». Он снят по Мандельштаму режиссером С. Андриановой.
Взяла свою кинопремию короткометражка «Время жить, время умирать (реж. М. Поляков). Претендентами на статуэтку были: «Вера» (Т. Федоровская) и «Скрипка» (К. Фам).
Документальное кино о сценаристе Геннадии Шпаликове Олеси Фокиной опередило своих соперников – ленты “Про Рок” Е. Григорьев, “Фабрика грез для товарища Сталина” Б. Караджев.
Гоша Куценко передал «Орла» И. Горбачевой («Аритмия»). Она лучше других справилась с женской ролью. На приз в этой категории могли рассчитывать Фрейндлих («Большой»), Неёлова («Карп отмороженный»). Алиса Бруновна была отмечена жюри за исполнение второплановой женской роли в «Карпе». «Орла» ей передаст продюсер ленты и ее внук Н. Владимиров.
Призовой мужской ролью стала работа Е. Миронова в картине «Время первых». Актеры Вдовиченков («Салют») и Яценко («Аритмия») остались без приза.
В. Ильин (Время первых») получил статуэтку из рук М. Кожевниковой за исполнение роли второго плана.
Достойный приза сценарий оказался у А. Пальчиковой («Большой»).
Гримеры фильма “Последний богатырь” П. Горшенин и О. Афиногенова взяли «золото» за работу, оставив без награды своих коллег из «Матильды» и «Викинга».
Лучшей операторской была признана работа И. Гринякина в «Викинге». Эта лента взяла еще две золотых птицы Академии: за звукорежиссуру- В. Литровник и П. Дореули и костюмы – Е. Шапкайц.
“Визуальные эффекты” – эта номинация могла попасть в руки создателей «Салюта» или Викинга», но, первым в ней стало «Время первых» (Студия CGF), получив еще и музыкальную награду – композитор Ю. Потеенко.
“Аритмия” и “Большой” могли рассчитывать на статуэтку за монтаж. А. Мукасей, вручавший ее в этой категории, сказал, что нет кино без монтажа и отдал награду «Салюту» (С. Бейсеу и М. Сергеенкова).
«Анна Каренина. История Вронского» обошла двух претендентов – «Торсинг» и «Софию» в категории телефильм или мини сериал. В этой же картине удостоилась «золота» работа художника-постановщика” – С. Февралев и Ю. Макушина.
Телесериал «Оптимисты» ( А. Попогребский) получил «Золотого Орла», оставив без награды «Мурку» (А. Розенберг, Я. Мочалов) и «Таинственную страсть» (В. Фурман).
Свои фигурки царственной птицы за лучшую женскую и мужскую роль в телефильме получили Е. Боярская (Каренина) и С. Пускепалис («А у нас во дворе»).
Особой награды за свою работу в кино удостоился А. Калягин и историк Александр Звягинцев за неоценимую помощь в создании более десятка документальных фильмов о суде над нацистскими преступниками.
«Золотые орлы» последних лет – интересные цифры
А теперь немного сравним всех «Орлов» за последние три года. Предлагаем забавную выборку по статистике лауреатов за 2016, 2017 и, конечно, 2018 года по тематикам и жанрам. (Позволим себе собрать вместе как фильмы, так и сериалы).
Темы фильмов-победителей
- Историческая (сюда отнесем и героико-патриотическую тему)
- 2016 – 5 лент,
- 2017 – 7 фильмов
- 2018 – 4 ленты
- Экранизации
- Все три года по одному фильму
- Социальная тема
- В 2017 – 2 фильма
- В 2018 – тоже
Жанры лент-призеров
Если сравнить жанровую представленность российских кинопремий «Орла», то картина тоже интересная:
- Драма (безусловный лидер за весь взятый период)
- 16 год – 8
- 17 – 8
- 18 – 9
- Катастрофа
- Прошлый год – 2 фильма
- Этот – 1
- Триллер
- Фильмы, относящие к жанру триллера, победили в 16 году – 1, в 2017 – 2, в этом – не присутствовали
- Детектив
- Тут одинаково – по одной ленте, за исключением текущего года
- Приключения
- Два фильма за 2018
- Философский жанр – здесь присутствует лишь 1 полотно «Рай» 2016
И что печально – ни одна комедия за все три года не удостоилась данной премии, если не считать ленту «Про любовь» со смешанным жанром.
Вот такие у нас в кинематографе «орлиные цифры». В этот однозначно сложный для страны период художники активно взялись за нашу историю, ища и предлагая зрителю отечественных героев в войне, спорте, космосе, политике, культуре. А эта тема героики в России всегда драматична, высока по накалу, и очень хорошо, что наши кинодеятели сумели вывести такие нелегкие исторические «мотивы» как на прекрасный художественный уровень, так и в широкое общественное поле. Время общефилософских же обобщений в российском кино как по жанру, так и темам обязательно придет следом за этим пусть поначалу даже немного мифологическим знакомством с нашей историей.