Иностранцы давно обратили внимание – русские люди неулыбчивы. И утверждают, что россияне – народ мрачный, невоспитанный и неуважительный. Но это не совсем так. Хотя действительно улыбаемся мы намного реже, чем население Запада и Востока. Мало того, нас раздражает широкая в 32 зуба улыбка американцев, приторно сладкая мимика китайцев, вьетнамцев… А тем временем объяснение русской сдержанности существует.
По утверждению ученых-лингвистов – неулыбчивость, ярчайшая национальная черточка общения в русском обществе, имеющая глубокие корни. Наша неповторимая улыбка сравнении с иностранной имеет свое значение.
«Скалозубы не бывают любы»
Как правило, мы улыбаемся губами. Неприкрытая демонстрация зубов у нас всегда ассоциировалась с оскалом.
В русской культуре улыбка никогда не обозначала вежливость, потому и не обязательна в общении. Чисто вежливая, “натянутая” улыбка нас настораживает, ее обладатель – вызывает недоверие. Об этом свидетельствует расхожая фраза: «дежурная улыбка».
Не принято у русских и улыбаться незнакомцам, отвечать на улыбку встречного. Улыбнувшийся незнакомцу прохожий рискует в ответ услышать: «Разве мы с вами знакомы?».
Для русского человека улыбка – показатель личного расположения, приглашение к дружескому общению. Порой беспричинная улыбка в сторону собеседника и вовсе принимается как издевка. В общем, для улыбки нужна веская причина. На этот счет есть уникальная поговорка:
«Смех без причины — признак дурачины».
Кроме того, она должна соответствовать ситуации. Не приветствуются улыбки учеников на занятиях: «делу – время, потехе – час». Также в присутствии людей, у которых произошли неприятности, когда «не до улыбок».
Иностранцы недоумевают: с чего это русские улыбаются, смеются в деловой обстановке, при заключении сделок. А тем временем, так мы демонстрируем свое отличное расположение духа и дружелюбие. В нас заложена привычка не скрывать своих чувств, настроения.
Откуда корни у русской улыбки?
По мнению исследователей, отгадка неулыбчивости русских кроется в православии. Церковь утверждала: смех — дьявольское оружие. В средние века гонения и преследования терпели скоморохи и уличные актеры. Богослужители были против народной культуры смеха.
Из Евангелия:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Не смех, а слезы почитало православное духовенство. В том числе и слезы сострадания к ближнему.
Плач был одним из главных жанров фольклора и русской литературы. Плач Ярославны («Слово о полку Игореве»), образ песни-стона (Некрасов «Этот стон у нас песней зовется»).
Николай Бердяев в работе «Судьба России» обозначил собственное видение корней нашей неулыбчивости. По его мнению, душа русича прибита, подавлена широтой полей и снегов и тонет в них. Безграничность поработила ее, и энергия духа русского человека ушла в созерцание…
Но лингвисты справедливо заметили, что скупые на улыбки русские – люди веселые, жизнерадостные, хлебосольные и остроумные. Улыбка и смех — не совсем одно и то же. России же присущ именно смех. И пусть даже это, как писал Гоголь, «смех сквозь слезы»