Понятие «обломовщины» – это сформированное уже в 19 веке философско-нравственное представление, которое было:
- определено еще самим Гончаровым на страницах романа (т.е. имеет индивидуально-авторское «происхождение»)
- уточнено критиками литературы (Добролюбов, Писарев)
Сегодня «обломовщина» трансформирована в настоящий национальный концепт русской культуры и имеет:
- Словарные определения в различных толковых изданиях
- Свое смысловое ядро (понятийное) и основные признаки (базовые)
- Новый потенциал современных интерпретаций своей сути
Носителем или основой концепта стал, разумеется, образ самого главного героя романа
«Обломов более чем персонаж, это – символ»
(Д.П. Святополк-Мирский)
Что такое обломовщина у Гончарова
Автор «Обломова» вводит в свое произведение новую тему и связанную с ней лексему «обломовщина». Ее употребление в романе можно обнаружить 14 раз, среди которых особенно важными являются эпизоды:
- В начале произведения – в беседе Ильи Ильича и Штольца
- В конце – когда Штольц озвучивает главную причину погибели главного героя
Гончаров сам подчеркивает определенные нравственные и социальные черты и качества Обломова, которые «фиксируют» признаки всего этого концепта. Они же и подчеркивают между тем и типичность всего образа Ильи Ильича в качестве представителя дворянства того времени:
- Бездействие
- Бесхарактерность
- Пассивность
- Слабость
Впрочем, этими же чертами описывается и образ жизни всех жителей родового имения героя, когда жизнь, как покойная речка, протекает мимо человека.
Русская обломовщина в словарях
Присутствие этого понятия в толковых изданиях (Ожегов, Даль, Ушаков) со своей стороны лишь доказывает устойчивость концепта в человеческом национальном сознании.
Авторы толковых словарей также выводят как автора понятия И.Гончарова и называют эту лексему авторским неологизмом. Там же подчеркиваются и национальные признаки «обломовщины»:
- Лень, вялость, равнодушие (у Даля)
- Безволие (У Ожегова)
- Медлительность (у Ушакова)
Таким образом, суть обломовщины можно свести к такому понятийному минимуму (базовых признаков) как – безволие, вялость, лень.
Обломовщина в статьях критиков
Превращение окказионализма (обломовщина) в лингвокультурный концепт случилось не в последнюю очередь благодаря работам русских литературных критиков.
Статья этого автора имеет «ключ» к разгадке этого явления как художественного отображения русского национального менталитета.
Добролюбов в ней:
- выносит концепт «обломовщины» в заглавие
- повторяет это слово 31 раз в самом тексте статьи
Больше того, критик «фиксирует» завершение образом Обломова литературного типа «лишнего человека».
Автор склонен в качестве причины обломовщины видеть психологические последствия крепостничества, когда герой-дворянин просто обречен на жизненную апатию.
При характеристике же главного героя Добролюбов не относит его к отрицательным персонажам из-за вялости или равнодушия. Обломов имеет положительные черты – доброту, искренность, честность и т.д.
Причина же обломовщины, по мнению, Добролюбова – это жизнь героя в мечтаниях вместо реальности.
(Сегодня можно переформулировать мысль критика и назвать основаниями для современной обломовщины:
- виртуальность жизни
- неопределенность миропредставлений
- молодежный инфантилизм
Сегодня «обломовщина «кормится» либо бесцельностью жизни, либо ее неконкретикой. Многие настаивают на необходимости самореализации, но не имеют при этом ни образа своего будущего, ни деталей плана для его достижения. В этом они схожи с Ильей Ильичом больше в мечтательности, нежели в реализациях.
- Схожие выводы можно прочесть и в статье Писарева, где к ним добавляются размышления об отсутствии мотивации, умственной апатии, депрессивности.
Наша презентация
Как ни удивительно, но проблематика «Обломова» актуализировалась по-новому и наше время.
Сегодня технологии:
- «позаботились» о нашем комфорте,
- предоставили удобный функционал для реализации запросов,
- заняли время нашего досуга.
Но они же и сделали нас инертнее не только в физической, но и в эмоциональной сфере. Современная обломовщина – это пассивность и в нравственном плане, когда альтернатива действительности формируется на иных основаниях даже в любви.
Наше общество настойчиво позиционирует себя как коммуникационное, но при этом оно уводит людей в виртуальные пространства, и человек отходит от реального общения, отгораживаясь или отстраняясь от реальности.
Проблема «обломовщины» затрагивает много спектров нашей жизни, толкований сути этого явления существует много. Тема, введенная И.Гончаровым и в литературу, и в национальный русский код, кажется, будет раскрывается и дальше.