И.А.Гончаров. Образ Обломова

 Обломов — главный герой в романе И.А.Гончарова  

I.  Цель И.А.Гончарова при создании образа  — показать типические черты уходящего патриархального русского дворянства, раскрыть некоторые загадки русского национального характера.

П.  Герой Обломова — последний «лишний человек» в русской литературе.

1. Детство Ильи Ильича а как основа формирования его характера:

  • патриархальный уклад жизни Обломовки

(«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», «первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность»);

  • отношение к труду (тихое течение жизни нарушается

«болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом»), труд как неприятная необходимость;

  • сказочность существования, уход в мир мечтаний (Обломов

«бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»);

  • стремление родителей оградить сына от тревог и усилий жизни, преподнести все блага жизни

«как-нибудь подешевле, с разными хитростями»;

  • результат воспитания:

«ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»

  • учеба в пансионе

(«по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «поэты задели… за живое»);

  • отношение к службе ( романтическое представление о службе как о семье, столкновение с действительностью — отставка).

2. Обломов -это образ дворянина 60-х годов, в его жизни отражена судьба поколений, живших за счет чужого труда.

Вывод Гончарова: дворянство, талантливое, одаренное, имеющее высокие идеалы, уходит с исторической арены, оно теряет жизненную силу, терпит поражение при столкновении с действительностью (Обломов » готовился к поприщу», но потом понимает, что все члены общества — «мертвецы, спящие люди», тогда общественная деятельность теряет для героя всякий смысл).

2. Характер героя:

  • апатичность, бездеятельность, лень

(«лежание у Ильи Ильича… было его нормальным состоянием»);

  • мечтательность, понимание своего безволия, поиски виноватого вовне

(» …жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался… найти виноватого вне себя и на него обратить жало, но на кого?»);

  • тонкость чувств (Обломов слушает пение Ольги —

» У него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья», » Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг»);

  • природный ум, постепенно умирающий

(» Болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…»)

  • чувство собственного достоинства (защита Агафьи Тихоновны, когда Штольц пренебрежительно отзывается о ней:

    «Она все-таки жена моя») .

3. Отсутствие деятельности — характерная черта образа Обломова

( «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!» )

4. Испытание любовью — традиционно для русской литературы. Илья Ильич — герой, не выдерживающий испытания. Этапы любовной истории Обломова и Ольги Ильинской:

  • встреча, вызванная идеей Штольца пробудить героя  к жизни;
  • изменения в жизни Обломова, вызванные общением с Ольгой

(» на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет», «Лишь проснется утром, первый образ в воображении — образ Ольги»);

  • счастливое ответное чувство

(«жила и чувствовала жизнь только с Обломовым»);

  • сомнения, возникающие у героя

(» Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?»)

  • решение отказаться от любимой, двоякая причина разрыва: с одной стороны, понимание того, что жизнь с ним не будет для Ольги счастливой (письмо Ильи Ильича к Ольге), с другой стороны, боязнь перемен

(«любовь — претрудная школа жизни»);

  • светлые чувства, вызванные героем в Ольге

(«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»);

  • любовь Агафьи Тихоновны — обожествление Обломова

(«решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии».

Потеряв всех,

«она поняла, … что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда.»).

5. Система образов в романе строится центробежно: все герои располагаются вокруг фигуры Обломова:

  • Штольц как контраст образу,
  • Ольга и Агафья Тихоновна как женщины, любящие героя, … —
  • тип патриархального слуги, который во многом повторяет привычки и натуру своего барина.

Особенность отношений всех героев романа к Обломову — уважение и любовь.

Презентация по теме:

6. Средства раскрытия характера образа героя:

  • портрет

(«человек.. .среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»),

  • речевая характеристика

( любимые «примирительные и успокоительные » слова » авось», «может быть», как-нибудь»),

  • отношения с другими героями,
  • поступки героя,
  • образы- антагонисты, образы-двойники.

Ш. Обломов — это «портрет» последнего «лишнего человека» в русской литературе ХIХ века, образ, ставший нарицательным, образ, вызвавший к жизни понятие «обломовщина» (Добролюбов).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: И.А.Гончаров. Образ Обломова

  1. Воронина В.А. говорит:

    Благодарю за помощь в составлении плана

  2. Уведомление: Сюжет и конфликт романа "Обломов"

  3. Уведомление: Сюжет и композиция романа "Обломов"

  4. Уведомление: Роль сна Обломова в содержании и структуре романа

  5. Уведомление: Добролюбов: кратко о творчестве критика

Добавить комментарий