Обломов — это главный герой в романе И.А.Гончарова. Целью писателя при создании его образа было:
- показать типические черты уходящего патриархального русского дворянства,
- раскрыть некоторые загадки русского национального характера.
Образ Обломова в романе
В герое Ильи Ильича Обломова Гончаров выводит образ последнего «лишнего человека» в классической русской литературе. Персонаж и его характер раскрываются писателем через картины детства, портрет, систему образов и взаимоотношения героя с остальными действующими лицами романа.
Детство и жизнь в Обломовке
Детство Ильи Ильича подается автором как основа формирования его характера:
- патриархальный уклад жизни Обломовки
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», «первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность»;
- отношение к труду (тихое течение жизни нарушается
«болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом»,
труд как неприятная необходимость;
- сказочность существования, уход в мир мечтаний. Обломов
«бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»;
- стремление родителей оградить сына от тревог и усилий жизни, преподнести все блага жизни
«как-нибудь подешевле, с разными хитростями»;
- результат воспитания:
«ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»
- учеба в пансионе
«по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «поэты задели… за живое»;
- отношение к службе (романтическое представление о службе как о семье, столкновение с действительностью — отставка).
Обломов — это типичный образ дворянина 60-х годов, в его жизни отражена судьба поколений, живших за счет чужого труда.
Вывод Гончарова: дворянство, талантливое, одаренное, имеющее высокие идеалы, уходит с исторической арены, оно теряет жизненную силу, терпит поражение при столкновении с действительностью (Обломов » готовился к поприщу», но потом понимает, что все члены общества — «мертвецы, спящие люди», тогда общественная деятельность теряет для героя всякий смысл).
Характер героя Обломова
В образе Обломова Гончаров стремился отобразить, помимо личностных характеристик героя, также и отдельные черты национального характера.
Например, наиболее выпукло поданы такие черты персонажа:
- апатичность, бездеятельность, лень
«лежание у Ильи Ильича… было его нормальным состоянием»;
- мечтательность, понимание своего безволия, поиски виноватого вовне
» …жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался… найти виноватого вне себя и на него обратить жало, но на кого?»;
- тонкость чувств (Обломов слушает пение Ольги —
» У него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья», » Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг»;
- природный ум, постепенно умирающий
» Болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…»
- чувство собственного достоинства (защита Агафьи Тихоновны, когда Штольц пренебрежительно отзывается о ней:
«Она все-таки жена моя» .
- Отсутствие деятельности — характерная черта Обломова
«Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»
Испытание любовью
Этот литературный ход традиционен для русской литературы. Илья Ильич — герой, не выдерживающий такого испытания. Этапы любовной истории персонажа и Ольги Ильинской:
- встреча, вызванная идеей Штольца пробудить героя к жизни;
- изменения в жизни Обломова, вызванные общением с Ольгой
» на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет», «Лишь проснется утром, первый образ в воображении — образ Ольги»;
- счастливое ответное чувство
«жила и чувствовала жизнь только с Обломовым»;
- сомнения, возникающие у героя
«Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?»
- решение отказаться от любимой, двоякая причина разрыва: с одной стороны, понимание того, что жизнь с ним не будет для Ольги счастливой (письмо Ильи Ильича к Ольге), с другой стороны, боязнь перемен
«любовь — претрудная школа жизни»;
- светлые чувства, вызванные героем в Ольге
«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»;
- любовь Агафьи Тихоновны — обожествление Обломова
«решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии».
Потеряв всех,
«она поняла, … что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда.».
Герой в системе образов романа
Образная система «Обломов» строится центробежно, все герои располагаются вокруг фигуры главного героя:
- Штольц как контраст образу,
- Ольга и Агафья Тихоновна как женщины, любящие героя,
- тип патриархального слуги, который во многом повторяет привычки и натуру своего барина.
Особенность отношений всех героев романа к герою — уважение и любовь.
Презентация по теме:
Средства раскрытия характера образа Обломова в романе
К художественным приемам, посредством которых Гончаров раскрывает образ главного героя в романе «Обломов» можно отнести:
- портрет
«человек.. .среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»,
- речевую характеристику
любимые «примирительные и успокоительные » слова » авось», «может быть», как-нибудь»,
- отношения с другими героями,
- поступки героя,
- образы- антагонистов и образы-двойников.
Обломов — это «портрет» последнего «лишнего человека» в русской литературе ХIХ века, образ, ставший нарицательным, образ, вызвавший к жизни понятие «обломовщина» (Добролюбов).