Супермен в русской классике

При, казалось бы, очевидной пропасти между русской литературной классикой и современной беллетристикой можно уверенно найти в обоих общие конструкты и принципы в создании героя и супергероя.

Это объяснимо общекультурной тенденцией повторяемости фундаментальных, архетипических образов, тем и мотивов.

Так, актуальная для массовой культуры  тема супергероя, несмотря на его неруссковость в происхождении, имеет и в нашей классической литературе свое место «рождения» и своих знаковых персонажей.

Мы не говорим о сказочных, былинных или легендарных героях: все они являются народными персонажами, то есть плодом коллективного творчества. Хотя именно они сразу приходят на ум в разговоре на такую тему, поскольку исключительно ярко выражают героизм, патриотизм, благородство и сверхчеловеческую силу и способности.

Не будут входить сюда и фантастические или исторические произведения, но уже по противоположной причине. У.Эко написал, что супермен  — это миф, это персонаж по своим задачам и природе, погруженный в настоящую обыденность.

Также попробуем исключить из рассмотрения сверхвозможности.

Определение, качества и история супергероя

Впервые такой персонаж появился около 1938 года в комиксах (особый жанр американской литературы), а само слово  — раньше, около 1917.

Главным (по определению Кембриджского словаря) в таком герое было:

  • Наличие какой-нибудь особой силы
  • Использование этой силы в совершении исключительно добрых дел

Качествами супергероя были четко обозначенные свойства:

  • Анонимность
  • Безбрачие
  • Узнаваемость (эмблематичность)
  • Пороговость личности

Разумеется, и в западной литературе супергерой не появился на пустом месте. Его «праотцы» — это античная, а после и различные древне-европейские мифологии.

«Рождение» супергероя в русской классике

Первым в ряду таких знаковых произведений находится очерк

  1. Н.М.Карамзина «Чувствительный и холодный»

Сам автор, который просто совершил переворот в нашей словесности своей реформаторской деятельностью на рубеже 18-19 вв, в данном тексте вывел актуальную характеристическую типологизацию. В очерке рассматриваются два противоположных героя – Леонид и Эраст.

  • Первый – это само спокойствие, осмотрительность
  • Второй – порывистость и впечатлительность.

Эраст, с детства вдохновленный подвигами, готов прийти на помощь, даже в ущерб себе.

Позже они оба поступают на воинскую службу, но опять-таки с совершенно с разными мотивациями: один ищет славы (Эраст), другой выполняет долг (Леонид). Первый бросается в опасности, второй – выполняет распоряжения.

На чиновничьей службе первый мечтает спасти Отечество, второй довольствуется обычной должностью. В итоге жизнь первого рано обрывается, и он попадает в разряд «чудаков», «сумасшедших» персонажей нашей словесности.

  1. К.Ф. Рылеев. Думы и поэмы

Новая историческая реальность начала 19 века отозвалась в русской классике и новым типом героя, который мы точно можем отнести к образу защитника.

Но теперь это детально проработанный и впервые в таком качестве выведенный литературный персонаж  именно писателями-декабристами.

Зарождающийся протосупергерой этих авторов, самих выросших в век войн и имевших опыт офицеров, проявляет себя уже иначе.

У него другая   манера поведения, ему некогда заниматься дамами и даже неприлично танцевать. У него проявляется подчеркнутая инаковость (серьезность, отчужденность, меланхолия).

В русской литературе торжествует романтизм, поэтому новый «супергерой» во всем отличается от лишнего человека. Но он одинок, предан идее, готов на подвиг и обречен на конфликт с миром. Здесь очевидно сходство с типичными героями нынешней массовой культуры:

  • Разделение персонажей на самого героя и толпу
  • Поляризация морали
  • Суровость как признак и норма для положительного героя

           3. А.Пушкин «Дубровский»

Пожалуй, самое яркое произведение о защитнике слабых.

Здесь и вся система образов выстроена на принципах, на которых позже стали выстраиваться те самые комиксы:

Владимир Дубровский

(сам «супермен»)

Гриша, Архип, Антон, Егоровна, Митя

(его окружение, «свита супергероя»)

Маша

(любовь героя)

 Троекуров

(антигерой)

Верейский

(антагонист человеческой личности супергероя)

Жители Кистеневки

(Те, кто нуждается в защите)

Показателен в произведении этап инициации – когда герой «преображается» и осознает необходимость самопожертвования. Из повесы Владимир становится бескорыстным и благородным разбойником.

Имя героя становится знаком.

Он действует только в добрых целях (решающий признак супермена современной масскультуры)

Он скромен как Дефорж и брутально очарователен как Дубровский.

  1. Лермонтов. Герой нашего времени

Особенными чертами, «роднящими» героя с современными суперменами, можно назвать:

  • Проницательность, бесстрашие, ловкость
  • Роль вершителя судеб
  • Игнорирование общественных норм
  • Таинственное прошлое
  • Определенная анонимность (есть любимый черкесский наряд, в котором он лучше любого кабардинца)
  • Двойная идентичность или пороговая личность (конфликт между скрываемой и публичной личностями). Герой вынужден существовать «межпространственно», не может интегрироваться в какое-либо общество.

Само произведение состоит из нескольких частей, которые не имеют последовательной связи. Это еще одно важное свойство для существования супергероя как мифа, по словам У.Эко. Читатель должен забыть о хронологии и о выполнении определенных условий реальной человеческой жизни, ведь супермен живет в незаканчивающемся настоящем и в бесконечном потоке новых эпизодов.

Далее предлагаем краткую таблицу.

5. И.Тургенев

 

«Накануне» — образ Инсарова

Хотя в произведениях этого автора лидерство по силе характера и самоотверженности отдано девушкам

6. Н.Чернышевский «Что делать?» Образ «особенного» человека – Рахметова – человек практически без слабостей, аскет. Имеет эксцентричное поведение, «оригинальные» принципы, непреклонность воли, жертвенность.
7. Л.Толстой «Война и мир». Качества супергероя разделены между разными персонажами. Причины – философия построения образа – автор раскладывает персонаж на составляющие. У Толстого невозможен супергерой, который спасает мир
8. Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Но это не образ Раскольникова. Для Родиона идея спасения мира очень абстрактна. Он перемежает добрые и злые дела.

«Суперменом» здесь можно условно назвать Разумихина.

К концу 19 века в нашей литературе возросло влияние критического реализма с его типичностью обыденности. В таких условиях классический «супергерой» не мог выжить.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.