При, казалось бы, очевидной пропасти между русской литературной классикой и современной беллетристикой можно уверенно найти в обоих общие конструкты и принципы в создании героя и супергероя.
Это объяснимо общекультурной тенденцией повторяемости фундаментальных, архетипических образов, тем и мотивов.
Так, актуальная для массовой культуры тема супергероя, несмотря на его неруссковость в происхождении, имеет и в нашей классической литературе свое место «рождения» и своих знаковых персонажей.
Мы не говорим о сказочных, былинных или легендарных героях: все они являются народными персонажами, то есть плодом коллективного творчества. Хотя именно они сразу приходят на ум в разговоре на такую тему, поскольку исключительно ярко выражают героизм, патриотизм, благородство и сверхчеловеческую силу и способности.
Не будут входить сюда и фантастические или исторические произведения, но уже по противоположной причине. У.Эко написал, что супермен – это миф, это персонаж по своим задачам и природе, погруженный в настоящую обыденность.
Также попробуем исключить из рассмотрения сверхвозможности.
Определение, качества и история супергероя
Впервые такой персонаж появился около 1938 года в комиксах (особый жанр американской литературы), а само слово – раньше, около 1917.
Главным (по определению Кембриджского словаря) в таком герое было:
- Наличие какой-нибудь особой силы
- Использование этой силы в совершении исключительно добрых дел
Качествами супергероя были четко обозначенные свойства:
- Анонимность
- Безбрачие
- Узнаваемость (эмблематичность)
- Пороговость личности
Разумеется, и в западной литературе супергерой не появился на пустом месте. Его «праотцы» – это античная, а после и различные древне-европейские мифологии.
«Рождение» супергероя в русской классике
Первым в ряду таких знаковых произведений находится очерк
- Н.М.Карамзина «Чувствительный и холодный»
Сам автор, который просто совершил переворот в нашей словесности своей реформаторской деятельностью на рубеже 18-19 вв, в данном тексте вывел актуальную характеристическую типологизацию. В очерке рассматриваются два противоположных героя – Леонид и Эраст.
- Первый – это само спокойствие, осмотрительность
- Второй – порывистость и впечатлительность.
Эраст, с детства вдохновленный подвигами, готов прийти на помощь, даже в ущерб себе.
Позже они оба поступают на воинскую службу, но опять-таки с совершенно с разными мотивациями: один ищет славы (Эраст), другой выполняет долг (Леонид). Первый бросается в опасности, второй – выполняет распоряжения.
На чиновничьей службе первый мечтает спасти Отечество, второй довольствуется обычной должностью. В итоге жизнь первого рано обрывается, и он попадает в разряд «чудаков», «сумасшедших» персонажей нашей словесности.
- К.Ф. Рылеев. Думы и поэмы
Новая историческая реальность начала 19 века отозвалась в русской классике и новым типом героя, который мы точно можем отнести к образу защитника.
Но теперь это детально проработанный и впервые в таком качестве выведенный литературный персонаж именно писателями-декабристами.
Зарождающийся протосупергерой этих авторов, самих выросших в век войн и имевших опыт офицеров, проявляет себя уже иначе.
У него другая манера поведения, ему некогда заниматься дамами и даже неприлично танцевать. У него проявляется подчеркнутая инаковость (серьезность, отчужденность, меланхолия).
В русской литературе торжествует романтизм, поэтому новый «супергерой» во всем отличается от лишнего человека. Но он одинок, предан идее, готов на подвиг и обречен на конфликт с миром. Здесь очевидно сходство с типичными героями нынешней массовой культуры:
- Разделение персонажей на самого героя и толпу
- Поляризация морали
- Суровость как признак и норма для положительного героя
3. А.Пушкин «Дубровский»
Пожалуй, самое яркое произведение о защитнике слабых.
Здесь и вся система образов выстроена на принципах, на которых позже стали выстраиваться те самые комиксы:
Владимир Дубровский (сам «супермен») |
Гриша, Архип, Антон, Егоровна, Митя
(его окружение, «свита супергероя») |
Маша
(любовь героя) |
|
Троекуров (антигерой) |
Верейский (антагонист человеческой личности супергероя) |
||
Жители Кистеневки (Те, кто нуждается в защите) |
|||
Показателен в произведении этап инициации – когда герой «преображается» и осознает необходимость самопожертвования. Из повесы Владимир становится бескорыстным и благородным разбойником.
Имя героя становится знаком.
Он действует только в добрых целях (решающий признак супермена современной масскультуры)
Он скромен как Дефорж и брутально очарователен как Дубровский.
- Лермонтов. Герой нашего времени
Особенными чертами, «роднящими» героя с современными суперменами, можно назвать:
- Проницательность, бесстрашие, ловкость
- Роль вершителя судеб
- Игнорирование общественных норм
- Таинственное прошлое
- Определенная анонимность (есть любимый черкесский наряд, в котором он лучше любого кабардинца)
- Двойная идентичность или пороговая личность (конфликт между скрываемой и публичной личностями). Герой вынужден существовать «межпространственно», не может интегрироваться в какое-либо общество.
Само произведение состоит из нескольких частей, которые не имеют последовательной связи. Это еще одно важное свойство для существования супергероя как мифа, по словам У.Эко. Читатель должен забыть о хронологии и о выполнении определенных условий реальной человеческой жизни, ведь супермен живет в незаканчивающемся настоящем и в бесконечном потоке новых эпизодов.
Далее предлагаем краткую таблицу.
5. И.Тургенев
|
«Накануне» – образ Инсарова
Хотя в произведениях этого автора лидерство по силе характера и самоотверженности отдано девушкам |
6. Н.Чернышевский | «Что делать?» Образ «особенного» человека – Рахметова – человек практически без слабостей, аскет. Имеет эксцентричное поведение, «оригинальные» принципы, непреклонность воли, жертвенность. |
7. Л.Толстой | «Война и мир». Качества супергероя разделены между разными персонажами. Причины – философия построения образа – автор раскладывает персонаж на составляющие. У Толстого невозможен супергерой, который спасает мир |
8. Ф.Достоевский | «Преступление и наказание». Но это не образ Раскольникова. Для Родиона идея спасения мира очень абстрактна. Он перемежает добрые и злые дела.
«Суперменом» здесь можно условно назвать Разумихина. |
К концу 19 века в нашей литературе возросло влияние критического реализма с его типичностью обыденности. В таких условиях классический «супергерой» не мог выжить.