Петербург в творчестве Пушкина – это самостоятельный и самодовлеющий ценностный конструкт, «переросший» простую географическую или социальную реальность.
Поэт открывает в этой теме новое художественное осмысление жизни, человека, души и времени.
Северная столица практически с самого начала своего существования поражала воображение всех поэтов, философов.
Первым о грандиозном «символическом смысловом бытии» Петербурга задумался К.Батюшков.
Но как открывателем широкого и целостного осмысленного пространства этого города стал А.Пушкин.
Образ и тема Петербурга в лирике Пушкина
В поэтическом творческом наследии поэта можно вычленить несколько основных тем и образов города, сформированных в сознании Пушкина на протяжении определенных периодов его жизни.
1. Поражающий воображение и восторгающий душу
(Медный всадник, 1833)
|
2. Город с различными поэтическими именами
(К Галичу, 1815)
(К сестре, 1814) |
3. Дух неволи, холода и скуки
(Город пышный, город бедный…, 1828)
|
4. Красивейшая культурная столица
(Медный всадник, 1833) |
5. Военная крепость
(Медный всадник, 1833) |
6. Как противопоставление Москве
(Ответ, 1830) |
7. Город как жизнь людей
(Евгений Онегин, 1825)
|
8. Город частых и катастрофических наводнений
(Медный всадник, 1833)
|
Также в поэзии А.Пушкина тема Петербурга может раскрываться через отождествление Северной столицы с античными Афинами. Образ города в этом выражении (СПб осмысляется подобием греческом столицы) тоже выводится как неволя, праздность и богатство:
Без слёз оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин
Но голос твой мне был отрадой,
Великодушный гражданин!
(Ф.Н.Глинке, 1822)
Можно заметить, что всегда образ Петербурга в лирике поэта четко соотнесен с действительностью и общеисторическими реалиями, но в то же время он подан в целостной картине географических, мифических и культурных знаков.
Наша презентация
Пушкин раскрывает свое отношение к этой теме также посредством эмотивной и оценочной лексики, которая выражает авторское видение реальности:
Город – великий, бедный, чопорный, унылый, неугомонный и т.д.
Как лексические средства выразительности Пушкин использует здесь разнообразие:
- Эпитетов
- Перифраз
- Мифологем
- Метонимии
- Определений