Лирический герой В.Маяковского – это:
- Носитель его ценностных установок
- Художественная реализация его авторского «я»
Образ лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:
- Общественные идеалы
- Родовые черты
Для понимания образа героя Маяковского важно осознавать, что и сам поэт — это одновременно:
- Реальная личность
- Субъект высказывания (художественный автор)
Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).
Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:
- Определенную личную судьбу
- Отчетливость психологического мира
- Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)
Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, сам лирический герой всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:
- быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
- являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора
Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях
Когда автор находится в позиции повествователя,
«наблюдателя». |
Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора | Когда произведение имеет ролевого героя
(чужое сознание, диалог) |
Лирический герой произведений Маяковского
В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.
То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:
- «Сражается» за такое место
- Является нарочито индивидуальным высказыванием
- Становится оппозиционен окружающему его миру
Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.
Поэт выводит персонажа, который:
- Не принимает существующее мироустройство
- Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
- Притязает сам на место Творца
- Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.
Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.
Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.
Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.
Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:
- Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
- Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни
Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.
Герой как антипод | Герой как проекция автора |
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества |
|
Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:
- Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
- Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)
Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского
Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.
Этот элемент с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:
- Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
- Открывала многоликость лирического героя
- Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»
Маяковский использует «маску» своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».
Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.
Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:
- Общения героя и мира
- Провокации как сознательной установки
Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.
В качестве вывода можно заметить следующее:
Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:
- реализует посредством него свои чувства, мысли
- привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.