Образ героя в произведениях В.Маяковского

Лирический герой В.Маяковского – это:

  • Носитель его ценностных установок
  • Художественная реализация его авторского «я»

Образ лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:

  • Общественные идеалы
  • Родовые черты

Для понимания образа героя Маяковского важно осознавать, что и сам поэт  — это одновременно:

  • Реальная личность
  • Субъект высказывания (художественный автор)

Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).

Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:

  • Определенную личную судьбу
  • Отчетливость психологического мира
  • Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)

Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, сам лирический  герой всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:

  • быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
  • являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора

Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях

Когда автор находится в позиции повествователя,

«наблюдателя».

Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора Когда произведение имеет ролевого героя

(чужое сознание, диалог)

Лирический герой произведений Маяковского

В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.

То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:

  • «Сражается» за такое место
  • Является нарочито индивидуальным высказыванием
  • Становится оппозиционен окружающему его миру

Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.

Поэт выводит персонажа, который:

  • Не принимает существующее мироустройство
  • Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
  • Притязает сам на место Творца
  • Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.

Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.

Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.

Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.

Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:

  • Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
  • Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни

Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.

Герой как антипод Герой как проекция автора
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»,

«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Горящий волос»,

«Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении одного чемодана»

Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:

  • Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
  • Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)

Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского

Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.

Этот элемент  с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:

  • Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
  • Открывала многоликость лирического героя
  • Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»

Маяковский использует «маску»  своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».

Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.

Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:

  • Общения героя и мира
  • Провокации как сознательной установки

Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.

В качестве вывода можно заметить следующее:

Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:

  • реализует посредством него свои чувства, мысли
  • привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.