Образ героя в произведениях В.Маяковского

Образ лирического героя в творчестве Маяковского – это сложное и многогранный явление, которое объединяет в себе социальные, политические и личные аспекты. Поэт перевоплощал свои чувства, страсти и бунт в лирический образ своего «Я», создавая уникальную поэтическую картину мира. Все это сделало героя его поэзии одним из наиболее запоминающихся и значимых в истории русской поэзии.

Лирический герой произведений Маяковского

Лирический герой В.Маяковского – это:

  • Носитель его ценностных установок
  • Художественная реализация его авторского «я»

Это фигура, олицетворяющая страсти и эмоции, ярко выражающая внутренний мир поэта и его отношение к миру. Это источник поэтического света и темноты, любви и грусти, восторга и разочарования.

Он воплощает в себе все тонкости и противоречия человеческой души. Это тот, кто на грани краха, в поисках смысла и выхода из тупика. Он столкнулся со своими эмоциональными противоречиями и пытается разобраться в своих чувствах, вырваться из круга безумия и одиночества.

Образ лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:

  • Общественные идеалы
  • Родовые черты

Для понимания образа героя в творчестве Маяковского важно осознавать, что и сам поэт  — это одновременно:

  • Реальная личность
  • Субъект высказывания (художественный автор)

Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).

Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:

  • Определенную личную судьбу
  • Отчетливость психологического мира
  • Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)

Лирический герой Маяковского погружается в мир своей собственной души, обнаруживая там как светлые, так и темные внутренние миры. Он нежен и восприимчив, его чувства искренни и глубоки, а его страсти страстны и искренни. Иногда он борется с апатией и отчаянием, но всегда найдет силы встать и идти дальше.

Герой поэзии Маяковского проявляет свою амбивалентность в отношении любви и отчаяния. В его стихах есть место как нежности и романтике, так и жестокому осуждению и отчаянию. Он способен испытывать полную искренность эмоций и выражать их в ярких и сильных словах. Его стихи — это эмоциональный взрыв, поток страстей и переживаний.

Лирический герой поэта иногда ощущает себя чужим, неузнанным, избегает обыденности и рутины. Он стремится обрести свободу и найти место среди людей, но не всегда с этим справляется. Он пытается обрести покой в своем внутреннем мире, путешествуя по собственным мыслям и ощущениям.

В образе лирического героя поэта мы находим того, кто стал символом борьбы и самореализации. Он отчаянно стремится к переменам, искренне верит в силу слова и стиха. Его лирика открывает дверь в его прекрасный, сложный и уникальный мир, где он смешивает свою боль и радость, свои мечты и реальность.

Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, последний всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:

  • быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
  • являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора

Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях

Когда автор находится в позиции повествователя,

«наблюдателя».

Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора Когда произведение имеет ролевого героя

(чужое сознание, диалог)

В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.

То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:

  • «Сражается» за такое место
  • Является нарочито индивидуальным высказыванием
  • Становится оппозиционен окружающему его миру

Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.

Поэт выводит персонажа, который:

  • Не принимает существующее мироустройство
  • Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
  • Притязает сам на место Творца
  • Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.

Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.

Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.

Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.

Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:

  • Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
  • Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни

Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.

Герой как антипод Герой как проекция автора
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»,

«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Горящий волос»,

«Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении одного чемодана»

Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:

  • Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
  • Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)

Факторы анализа образа героя лирики Маяковского

При исследовании образа лирического героя поэзии В.Маяковского важно отследить, каким именно образом поэт создает этот уникальный поэтический мир. В этот анализ необходимо включить следующие факторы:

  1. Социальный контекст и историческая ситуация:
    Поэт был свидетелем революционных и политических событий в России, включая Октябрьскую революцию 1917 года. Это оказало огромное влияние на его мироощущение и стиль письма.
  2.  Использование собственного «я»:
    Маяковский был известен своим уникальным подходом к использованию собственного «я» в своих произведениях. Он открыто выражал свои чувства, мысли и эмоции в своей поэзии, делая героя более индивидуальным и передающим его собственный внутренний мир.
  3. Чувство бунта и протеста:
    Один из наиболее заметных аспектов образа лирического персонажа Маяковского — его чувство бунта и протеста. Поэт выражал недовольство социальными неравенствами, эксплуатацией трудящихся и отсталостью в российском обществе. Посредством героя своей лирики и поэм он выразил свою радикальную политическую позицию и свою верность идеям социализма.
  4. Символизм и модернизм:
    Маяковский активно использовал символистические и модернистические приемы в своих произведениях. Использование необычных образов, метафор и ассоциаций помогало создать более глубокую и значимую картину мира в его поэзии. Герой Маяковского стал символом времени и его проблем, представляя рассудительность, разочарование и горечь.
  5. Инновации в форме и объективность:
    Поэт также внес значительные инновации в форму поэзии. Он использовал свободный стих и пытался отойти от традиционных стихотворных форм.

Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского

Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.

Этот элемент  с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:

  • Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
  • Открывала многоликость лирического героя
  • Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»

Маяковский использует «маску»  своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».

Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.

Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:

  • Общения героя и мира
  • Провокации как сознательной установки

Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.

В качестве вывода можно заметить следующее:

Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:

  • реализует посредством него свои чувства, мысли
  • привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.