Спецификой литературы Гоголя явился уникальный сплав романтизма, реализма, сатиры, гротеска, лирики, а поэма «Мертвые души» стала ярчайшим воплощением гения автора.
Жанр поэмы «Мертвые души»
Реализм Гоголя и его особенности
Русский реализм, черты которого были заложены творчеством Пушкина и Грибоедова, у Гоголя имел своеобразное воплощение. Если литература у этих классиков понималась как носитель идей общественного просвещения, то в гоголевском творчестве акцентируется также и её нравственное звучание.
Все наследие писателя, (исключение могут составлять лишь ранние произведения) – это пафос морализаторства, проповедничества и учительства, поскольку:
-
автор не может фокусироваться лишь на «чистом искусстве»,
-
автор должен открывать правду, даже если она слишком горька.
Как известно, и Пушкин, и Лермонтов не ставили подобные идеи «учительства» в разряд первостепеннейших задач литературы, поэтому подобный взгляд Гоголя выделял его в когорте литераторов своего времени.
Николай Васильевич понимал реализм как задачу в том, чтобы порок был изображен максимально талантливо – так, чтобы оставался «гвоздем в голове» читателя, чтобы образ этого порока был необычайно «живучим» и постоянно воздействующим. В логике Гоголя таким образом читатель сможет возненавидеть этот порок у себя и постарается приложить всё возможное к его искоренению. Только тогда проповедническая или учительская миссия автора и будет полностью реализованной, когда в ней будет акцентироваться учение, а не только поучение. Воплощение подобной творческой «философии», разумеется, обуславливает и выбор писателем:
- и художественных средств,
- и жанров,
- и стиля,
- и особенностей систем образов,
- и метода литературного решения произведения
Реализм писателя отчетливо ярок в бытописаниях, в мелочах реальной действительности, когда все – от жанровых сцен и бытовых зарисовок до картин природы подано с величайшим мастерством.
Романтизм в поэме
В основе сюжетного решения поэмы – откровенный романтический прием с путешествием главного героя. Мы даже можем добавить, что Чичикова также отличают черты так называемого «остапо-бендерского» авантюризма. Но сама реализация романтического принципа – совсем иная. Герой пускается «в даль российскую» не ради поисков идеалов, не потому что бежит от непонимания или одиночества. Отличает от иных романтических героев Павла Ивановича сама приземленность и конкретность его цели – он жаждет добыть «миллион». Еще одна специфика этого образа – именно с него и начинается плеяда героев-проходимцев, «джентльменов удачи» в нашей литературе. Их родоначальник Чичиков удивительно современен (он и есть порождение того времени), ловок, опытен, сообразителен, может быть и психологом, и манипулятором. Но вместе с тем, его образ – остро карикатурен, сатиричен в своем отображении нового поколения зарождающейся буржуазии.
Образ Чичикова – это новая романтическая концепция. Путь нового «романтического» героя Гоголя проложен автором по страшной реальности –его персонаж путешествует по безграничному бездорожью страны мимо покосившихся крестьянских изб, постоялых дворов, усадеб, встречая на пути людей, переданных Гоголем в острых социальных характерах.
Гротеск в поэме Гоголя
Это уже касается образов помещиков, кого, по замыслу Гоголя, посещает герой. Но Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, несмотря на острую сатиричность и даже гротескность, удивительно реалистичны. «Узнаваемость» таких героев у Гоголя определена через:
- Портрет
- Описание обстановки
- Манеру и особенности общения
- Авторский комментарий
- И даже «психологический» пейзаж его усадьбы
В создании образов своих помещиков писатель использует приемы типизации, обобщения, которые и можно назвать основными в реалистическом жанре.
А уже через конкретные образы этих хозяев старой жизни Гоголь, следуя своей философии, акцентирует читательское внимание на главных пороках действительности. Так, можно представить, что перед нами проходят пороки через:
- Манилова – это бесхарактерность, пассивность, сентиментальность
- Коробочку – это мелочность, невежество
- Собакевича – это глупость, хамство
- Ноздрева – хвастовство, безалаберность
- Плюшкина – внутренняя убогость и деградация, скупость
Не остается в стороне и главный герой – его пороки – это аферизм, хищничество, аморальность доведены до предельных форм (черты гротеска).
Сатира в Мертвых душах
Обобщенным подан в поэме и образ чиновничества, во всех действующих лицах бюрократов нет существенных различий или индивидуальных особенностей. Можно говорить, что Гоголь выводит здесь некий групповой портрет. Это такой коллективный управленческий монстр, который связан в себе нерушимой круговой порукой. Причем, беззаконные действия творят не только чиновники местного масштаба (губернский город), но и выше, вплоть до самого правительства. К такому (почти революционному!) выводу приходит автор в «Повести о капитане Копейкине», которая завершает рассуждения автора о «нравственном устройстве» российских бюрократов. «Кувшинными рылами», не иначе, называет Гоголь всех чиновничьих мздоимцев, мошенников и подлецов.
Кто положительный герой поэмы “Мертвые души”?
Интересно, что среди этого мракобесия и засилья сатирических типов в поэме «Мертвые души» все-таки присутствует и положительный герой. В удивительных лирических отступлениях автор с сострадательной нежностью говорит о самом русском народе, о его тяжелейшей доле и о России. С этими образами и связан романтический пафос всего произведения («птица-тройка», «живой и бойкий русский язык» – эти сравнения отображают веру писателя в будущность страны).
Наша презентация (видео к уроку)
Новаторство Гоголя в жанровом решении поэмы
Оно проявилось в расширении границ реализма, когда в литературу было введено многомерное изображение мира, в том числе и с помощью сатиры.
По словам Белинского, именно Гоголь стал родоначальником «натурального» сатирического реализма, внеся в него новые элементы. Причем, критик, не умаляя достижений других русских классиков, уверенно называет Николая Васильевича Гоголя создателем «критического» направления в нашей литературе.