Задачей поэмы «Мертвые души», как её определял сам Гоголь, являлось создание большого полотна-портрета российского общества того периода.
Но! С одной его стороны – со стороны отрицательной сущности, когда выпуклыми подаются картины торжества зла и страдающей от него невинности.
С такой задачей проводника в гоголевском аду собранных «мертвых душ» справляется главный герой – Чичиков. Мы путешествуем рядом с ним в его бричке по просторам страны, сталкиваясь с остросатирическими персонажами помещиков.
В этом плане его образ – главный сюжетообразующий элемент.
Образ Чичикова в поэме Гоголя
Описание внешности и характера, история персонажа
Гоголь выводит героя «средним» во всех отношениях. Он у него и не толст, и не худ, и не молод и не стар, да и по статусу этот персонаж – так, средней руки коллежский советник.
Можно добавить, что он также:
- аккуратен (очень следит за фраком)
- благопристоен (и сам не хамит, и другим не мешает).
Со слов же самого Павла Ивановича, он – не более как червь «незначащий» в мире сем, который друзей детских не имел, много претерпел в юные лета, жил с нездоровым отцом. По поводу родителей Чичиков тоже в затруднении –
дескать, они дворяне были, но вот какие – он не помнит – то ли столбовые, то ли личные.
От больного отца Павел Иванович усвоил самое основное – надо, мол, в первую очередь, «беречь копеечку», она, дескать, самая надежная штука в жизни. И уже в гимназическом отрочестве у героя обнаруживается «практический» талант, чем вызывается довольство его учителей. Потом Павел Иванович попадает хоть и на «ничтожное место» в казенной палате, но снова-таки проявляет практический талант, угождая начальнику и даже симулируя желание жениться на его очень некрасивой дочери. Вследствие этого «ничтожное место» постепенно превращается в «хлебное», но начальника снимают и все сыплется в прах. Новому начальнику лицо Чичикова не нравится…
Потом служба на таможне и снова «практические успехи», но опять «расхождения» с начальством и крах.
Тогда-то и решает Павел Иванович заняться «самостоятельным бизнесом», возникает идея «мертвых душ», за которые опекунский совет и даст заветные «тыщи» капитала.
«Имидж» Чичикова полностью соответствовал его начинаниям. Так, он был по мнению:
- Губернатора – человеком «благонадежным»
- Прокурора – «дельным»
- Полковника жандармерии – «умным»
- Полицмейстера – «любезным и почтенным» а его жены еще и – «обходительнейшим и любезнейшим»
Чичиков как образ героя нового типа
Надо сказать, само по себе стремление гоголевского персонажа к довольству и счастливой жизни – никак не подлежит осуждению; ни в те времена, ни в наши это не было однозначным пороком. Протест может вызвать лишь способ получения этого. Афера с приобретением умерших душ и превращает героя в великого проходимца и первого авантюриста нашей литературы.
Его же можно назвать и предвестником зарождающего буржуазного класса. Он – путешественник-делец, приемлющий все, что приблизит его к желанному «миллиону». Поместье за поместьем, чиновник за чиновником – и Чичиков докатывает на своей бричке до вершины власти, причем нигде не встречая никакого отпора своему авантюризму.
Лишь в заключительной главе Павел Иванович дожидается осуждения и разоблачения. Но! Уже лишь в конце и только от автора.
По свидетельству Гоголя, у самого Чичикова становится мёртвой душа. Мошеннический авантюризм делает его антигероем, антизлодеем. В результате порок теряет свою величавость, как это можно было наблюдать в романтических тенденциях, а само зло – героичность.
Наша презентация
Параллели образа Чичикова с другим аферистом 20 века Остапом Бендером – очевидны. Несомненно, что и в нашем столетии дело Павла Ивановича имеет свои продолжения.
Тем не менее, своего героя Гоголь уводит на страницы последующих томов, возможно, считая его «человеком пути», способным к «возрождению». К сожалению, судьбы этих произведений печальны, и мы не можем проследить этой задумки великого писателя России.