По предложенным Минкультуры материалам и предложениям планируется подготовка значимого проекта определения и «реформирования» основ культурной политики нашего государства, который также будет включать в себя процедуру и публичного обсуждения в обществе. Дискуссия, очевидно, развернется по поводу основных понятий данного проекта и их современного понимания. В ряду дискуссионных трактовок отмечены ключевые идеи «единого цивилизационного кода», «Мультикультурализма», «цивилизационного принципа», «толерантности» и др. Попробуем обозначить указанную проблематику и разобраться в ней.
Предложения по проекту «основ» культурной политики РФ
1. Определение «культуры»
Первым в материалах озвучено предложение о «необходимости включения» в проект определения самой культуры и определения её роли в:
- Восприятии базовых ценностей общества
- Воспитании нравственности
- Передачи (транслирования) имеющего опыта культуры в целях воспроизводства самой социальной системы и проч.
Очевидно, что в этом пункте акцентируется именно аксиологическое значение культуры, т.е. её понимание как системы ценностей, исторически сложившихся поведенческих норм, которые имеют уже очевидно закрепленное положение в материальном и нематериальном наследии нашей истории и культуры. Полагается, что культура именно в таком своем «определении» будет являться основой объединения всего общества. Культура как система ценностей может быть осознаваема через национальный «культурный код», т.е. системы доминирующих в обществе самобытных смыслов и ценностей (знаний, умений, форм общения, интеллектуальных, эстетических, нравственных духовных достижений и т.д.), которые:
- сформировались в историко-цивилизационном процессе,
- принимаются людьми как общепринятая самоидентификационная норма, без зависимости от этнической принадлежности человека
- передаются в перспективе поколения, трансляцией основ в воспитании, обучении и образовании
Ожидаемым результатом этой семилетней программы (2013-2020) становится единение нации посредством формирования у её представителей соответствующих ценностей:
- сознания,
- мировоззрения
- и норм поведения
2. Принцип историзма.
Культура как национальная система объединения людей объективно формируется историческим процессом развития этой общности. Она никак не может быть представлена:
- одной некой «равнодействующей» из всех имеющихся сред культуры сообществ, включенных в эту культуру
- мозаикой или «пазлом», собранным из сред этих локальных культурных сообществ
Культура, таким образом, становится главным отличием одного национального сообщества людей от другого. Возникновение национальной культуры представлено следующим образом: Появление у складывающегося народа некоего общего мировоззрения на ценностном принципе различения зла и добра в нормативах:
- Первичного и вторичного
- Допустимого или недопустимого
На выработанной системе мировоззрения далее выкристаллизовываются категории «духовно-культурной матрицы» и ее нормативная представленность в нравственности, этики, эстетике и формируется национальный идеал прекрасного. И только потом из национальной культуры может происходить «выделение» локальных сред её субкультур, которые, в свою очередь, могут:
- Совпадать с общими установками культуры данной нации
- Противоречить её цивилизационной парадигме
Реализация ответственной политики в сфере национальной культуры, разумеется, должна подразумевает поощрение развития субкультур и иных локальных сред первого типа.
3. Цивилизационный принцип.
Разработку основ такой политики государства в культуре, по мнению Минкультуры, планируется проводить на цивилизационном принципе, который позиционируется как альтернатива «либерально-западному» подходу. Этот западноевропейский тезис о едином пути развития для всех наций, рас и других социальных организмов и устройств. Больше того, данный принцип постулируется и как единственно верный, подразумевая прочие направления развития социальными отклонениями. Русская мысль (Данилевский, Гумилев), впрочем, как и американская, и европейская (Тойнби, Хантингтон) в противоположность такого подходу обосновала иной, базирующийся на цивилизационном принципе. Его смысл – все человечество состоит из совокупности больших общностей, т.е. цивилизаций, суперэтносов, культур, которые различаются:
- По системам ценностей
- По мировоззрениям и отношениям к миру
- Культурами
Цивилизационный принцип, таким образом, определяет Россию как самобытную и уникальную общность, которую нельзя однозначно свести к цивилизациионным образованиям Востока или Запада.
4. Принцип преемственности
Данная позиция настаивает на понимании непрерывности процесса истории нашей страны, т.е. включения в неё всех «эпизодов» и имперской истории, и СССР, и новой России. Это аргументируется именно общностью и единством русской культуры и её цивилизационного ядра. Минкультуры озвучивает уже случившиеся в прошлом веке две могучие попытки «смены» культурной идентичности страны, которые произвели:
- 1917 год – коммунисты
- Рубеж 1980/90хх – сторонники западного либерализма
и которые, очевидно, не возымели успеха в истории.
5. Отказ от принципа мультикультурализма
Для сохранности единого кода культуры России Минкультуры просит отказаться от принципа мультикультурализма, как «навязывающего» российскому обществу чуждые ценностные нормативы. В основе исторического единства народов РФ находится сложившаяся в истории совместного проживания и госустройства ценностная система, которая имеет свое культурное подтверждение. При интегрировании новых народов в государство России органично происходило приятие этими народами отечественной культуры и отказ их от особенностей национальных культур, входивших в противоречие с русской культурой. (Напр., исключение у народов Северного Кавказа таких форм как многоженство, кровная месть, рабовладение и т.д.)
5.Отказ от принципа толерантности
Скорее всего, здесь акцентируется на правильности понимания этого принципа. В идеале такой принцип подразумевается терпимость к инаковым:
- Мировоззрению и вероисповеданию
- Образу жизни и обычаям, поведению
- Национальностям
Минкультуры озабочено здесь, прежде всего, определением границы такой толерантности и её быстрого перехода в легитимизацию чуждых форм и опасных стандартов мышления и поведения, могущих разрушить российскую идентичность именно насаждением неприемлемых ценностей. В то же время всю историю России отличает именно терпимость к проявлениям иных вероисповедальных, национальных и расовых черт и признаков. Дальнейшее воспроизводство указанной ценностной нормы должно стать определяющим и в последующей культурной политике РФ. Поскольку принцип и понятие толерантности в современном мире не дает четкого инструментария различения между нетерпимостью (расовая, религиозная, национальная) и неприемлемостью социальных явлений, характеризующимися как опасные и ценностно-чуждые, Минкультуры считает нецелесообразным использование этого термина вообще для целей госполитики.