Принципы культурной политики в России – о проекте программы «Основ» государственной политики культуры

По предложенным Минкультуры материалам и предложениям планируется подготовка значимого проекта  определения и «реформирования» основ культурной политики нашего государства, который также будет включать в себя процедуру и публичного обсуждения в обществе. Дискуссия, очевидно, развернется по поводу основных понятий данного проекта и их современного понимания. В ряду дискуссионных трактовок отмечены ключевые идеи «единого цивилизационного кода»,  «Мультикультурализма», «цивилизационного принципа», «толерантности» и др. Попробуем обозначить указанную проблематику и разобраться в ней.

Предложения по проекту «основ» культурной политики РФ

 1. Определение «культуры»  

Первым в материалах озвучено предложение о «необходимости включения» в проект определения самой культуры и определения её роли в:

  •  Восприятии базовых ценностей общества
  • Воспитании нравственности
  • Передачи (транслирования) имеющего опыта культуры в целях воспроизводства самой социальной системы и проч.

Очевидно, что в этом пункте акцентируется именно аксиологическое  значение культуры, т.е. её понимание как системы ценностей, исторически сложившихся поведенческих норм, которые имеют уже очевидно закрепленное положение  в материальном и нематериальном наследии нашей истории и культуры. Полагается, что культура именно в таком своем «определении» будет являться основой объединения всего общества. Культура как система ценностей может быть осознаваема через национальный «культурный код», т.е. системы доминирующих в обществе самобытных смыслов и ценностей (знаний, умений, форм общения, интеллектуальных, эстетических, нравственных духовных достижений  и т.д.), которые:

  • сформировались в историко-цивилизационном процессе,
  • принимаются людьми как общепринятая самоидентификационная норма, без зависимости от этнической принадлежности человека
  • передаются в  перспективе поколения, трансляцией основ в воспитании, обучении и образовании

Ожидаемым результатом этой семилетней программы (2013-2020) становится единение нации посредством формирования у её представителей соответствующих ценностей:

  • сознания,
  • мировоззрения
  • и норм поведения

2. Принцип историзма.

Культура как национальная система объединения людей объективно формируется историческим процессом развития этой общности. Она никак не может быть представлена:

  • одной некой «равнодействующей» из  всех имеющихся сред культуры сообществ, включенных в эту культуру
  • мозаикой или «пазлом», собранным из сред этих локальных культурных сообществ

Культура, таким образом, становится главным отличием одного национального сообщества людей от другого. Возникновение национальной культуры представлено следующим образом: Появление у складывающегося народа некоего общего мировоззрения на ценностном принципе различения зла и добра в нормативах:

  • Первичного и вторичного
  • Допустимого или недопустимого

На выработанной системе мировоззрения далее выкристаллизовываются  категории «духовно-культурной матрицы» и ее нормативная представленность в нравственности, этики, эстетике и формируется национальный идеал прекрасного. И только потом из национальной культуры может происходить «выделение» локальных сред её субкультур, которые, в свою очередь, могут:

  •  Совпадать с общими установками культуры данной нации
  • Противоречить её цивилизационной парадигме

Реализация ответственной политики в сфере национальной культуры, разумеется, должна подразумевает поощрение развития субкультур  и иных локальных сред первого типа.

3. Цивилизационный принцип.

Разработку основ такой политики государства в культуре, по мнению Минкультуры, планируется проводить на цивилизационном принципе, который позиционируется как альтернатива «либерально-западному» подходу. Этот западноевропейский тезис о едином пути развития для всех наций, рас и других социальных организмов и устройств. Больше того, данный принцип постулируется и как единственно верный, подразумевая прочие направления развития социальными отклонениями. Русская мысль (Данилевский, Гумилев), впрочем, как и американская, и европейская (Тойнби, Хантингтон) в противоположность такого подходу обосновала иной, базирующийся на цивилизационном принципе. Его смысл – все человечество состоит из совокупности больших общностей, т.е. цивилизаций, суперэтносов, культур, которые различаются:

  • По системам ценностей
  • По мировоззрениям и отношениям к миру
  • Культурами

Цивилизационный принцип, таким образом, определяет Россию как самобытную и уникальную общность, которую нельзя однозначно свести к цивилизациионным образованиям Востока или Запада.

4. Принцип преемственности

Данная позиция настаивает на понимании непрерывности процесса истории нашей страны, т.е. включения в неё всех «эпизодов» и имперской истории, и СССР, и новой России. Это аргументируется именно общностью  и единством русской культуры и её цивилизационного ядра. Минкультуры озвучивает уже случившиеся в прошлом веке две могучие попытки «смены» культурной идентичности страны, которые произвели:

  •  1917 год – коммунисты
  • Рубеж 1980/90хх – сторонники западного либерализма

и которые, очевидно, не возымели успеха в истории.

5. Отказ от принципа мультикультурализма

Для сохранности единого кода культуры России Минкультуры просит отказаться от принципа мультикультурализма, как «навязывающего» российскому обществу чуждые ценностные нормативы. В основе исторического единства народов РФ находится сложившаяся в истории совместного проживания и госустройства ценностная система, которая имеет свое культурное подтверждение. При интегрировании новых народов в государство России органично происходило приятие этими народами отечественной культуры и отказ их от особенностей национальных культур, входивших в противоречие с русской культурой. (Напр., исключение у народов Северного Кавказа таких форм как многоженство, кровная месть, рабовладение и т.д.)

5.Отказ от принципа толерантности

Скорее всего, здесь акцентируется на правильности понимания этого принципа. В идеале такой принцип подразумевается терпимость к инаковым:

  •  Мировоззрению и вероисповеданию
  • Образу жизни  и обычаям, поведению
  • Национальностям

Минкультуры озабочено здесь, прежде всего, определением границы такой толерантности и её быстрого перехода в легитимизацию чуждых форм и опасных стандартов мышления и поведения, могущих разрушить российскую идентичность именно насаждением неприемлемых ценностей. В то же время всю историю России отличает именно терпимость к проявлениям иных вероисповедальных,  национальных и расовых черт и признаков. Дальнейшее воспроизводство указанной ценностной нормы должно стать определяющим и в последующей культурной политике РФ. Поскольку принцип и понятие толерантности в современном мире не дает четкого инструментария различения между нетерпимостью (расовая, религиозная, национальная) и неприемлемостью социальных явлений, характеризующимися как опасные и ценностно-чуждые, Минкультуры считает нецелесообразным использование этого термина вообще для целей госполитики.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Год Культуры в России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.