Предпосылки возникновения феномена благотворительности на Руси
Сущность благотворительности состоит в безвозмездной помощи нуждающимся, акте милосердия и сострадания.
Сведения античных и восточных авторов свидетельствуют о доброте и сострадании восточных славян периода язычества к своим ближним. Несмотря на суровый климат, сложные условия жизни, нравственность восточных славян предписывала не оставлять без помощи сирот, вдов и стариков, в общине сильны были традиции взаимопомощи и взаимовыручки.
Важным событием, давшим толчок переосмыслению идеи милосердия и благотворительности, становится Крещение Руси Любовь к ближнему – вот что ставится во главу православной благочестивой жизни. С эпохи христианства начинается развитие новой парадигмы призрения нищих, которая взаимосвязана с христианским мировоззрением. Православный христианин стремится восстановить в себе первоначальную доброту стремлением не к материальному, земному, а к духовности. Он старается достичь нравственного уподобления Богу в деле творения добра и справедливости. Как истинные христиане, первые князья показывали пример «нищелюбия» и способствовали становлению нового мироощущения народа.
Основные направления и преемственность благотворительной деятельности русских князей
Характерной чертой княжеской благотворительности является личное участие правителей в жизни нищих и калек. Владимир Креститель раздает милостыню страждущим, организует всемерную помощь больным и немощным, устраивает богадельни. В 996 году Владимир Святой закрепил призрение нищих за церковью, выделив на благотворительную деятельность десятую долю княжеских доходов. При его содействии открываются на Руси первые школы, множатся монастыри, при которых организуются больницы и приюты. Пример князя и его огромный авторитет, принципы христианского мировоззрения способствуют формированию особого отношения к нищим в обществе.
Линию Владимира продолжил его сын – Ярослав Мудрый, известный как просветитель Отечества. Он основал училище, в котором юноши проходили обучение за личные средства князя, развивал книгописание, научные знания. Была создана библиотека славянских переводов церковных и богослужебных книг. При Ярославе Мудром появилась «Русская Правда», в этом документе впервые рассматривались вопросы социального характера.
Большой след в деле благотворительности оставил и Владимир Мономах, который достойно продолжал традиции своих предков. В «Поучении к детям» он излагает принципы христианского милосердия, ставит благодеяние выше поста или монашества.
В период монголо-татарского ига Александр Невский организует выкуп пленных из Орды, в тяжелых условиях продолжает строительство церквей и дело укрепления основ православия.
Его правнук, Иван Калита, прославился в народе не только как мудрый политик, но и как щедрый благодетель, который, подобно великому русскому святому Николаю Чудотворцу, вершил добрые дела втайне, исполняя христианскую заповедь.
Роль традиций благотворительности в развитии русской культуры
Благотворительность русских князей имела огромное значение для последующего развития моральной, этической культуры общества.
В первые века христианизации Руси личным примером князей был заложен фундамент, на базе которого впоследствии выстроилась социальная система защиты обездоленных, достигшая наивысшего расцвета в конце ХVIII в.
Огромное значение имела церковно-монастырская благотворительность с центром в Киево-Печерской Лавре, которая развивалась при содействии князей, распространение получила приходская форма помощи нуждающимся. Милостыня служила символической формой отказа от материального ради духовного совершенствования, ее подавали представители всех слоев населения.
Постепенно дело благотворительности становится обыденным не только для высшего и монашеского сословия, но и для рядовых граждан, входит в разряд необходимых дел. Институт нищелюбия выступает в роли одного из главных средств формирования нравственности, в качестве способа воспитания любви, милосердия и терпимости
Автор Orselena