Рацио как принцип европейской культуры
В противовес религиозным догмам, где человек подчинен Богу, а разум закабален верой, Ренессанс внедряет идею предприимчивой, активной личности, которая стремится изучать и менять мир в согласии со своим сознанием. С этих пор разум человека, а не вера, берется за отправную точку его жизнедеятельности. Человек должен стать хозяином мира, реформировать общественную позицию на рациональных принципах.
На этой основе провозглашалось право личности быть свободной от религиозных канонов при принятии решений и в поступках, подготавливались шаги и нормы по обеспечению ее свобод. Процесс активного отступления религии начался после эпохи Возрождения. Он был связан с противоречием в рациональности западного типа цивилизации. Внедрение рационализации началось с раздумий о религиозном представлении мира.
Европейский человек считает, что основная черта, которая отличает его от животного – это разум, а основой европейской культуры является культ рациональности. Еще античные философы ввели понятие «человек разумный», далее эта установка успешно развивалась. Для сравнения можно взять отшельника-индуса, жизнь которого была стихийной, а распорядок дня свободным. Жизнь же средневекового монаха была подчинена строгим правилам с обязательными элементами труда и дисциплиной на благо церкви. Таким образом, в культуре Европы складывалась основа рациональности, то есть принцип разумности, базирующийся на разуме и тождественный его законам.
Тезис, который рассматривает рациональное как всеобъемлющую категорию, включающую в себя логику, диалектику, некоторые виды мистического опыта, имеет несколько типологических подходов в раскрытии его содержания. Эти подходы несколько противоречат друг другу:
- Рациональность подразумевает способ познания мира, основанный на разуме. Она, проявляясь в разных ипостасях, представляет собой общечеловеческое качество, принадлежащее разным видам деятельности
- Иногда рациональность трактуется, как устройство со своими законами и характерными чертами. Следовательно, научное мышление уже не является монополистом рациональности, а разум перестает быть ее характерной чертой. Разным формам духовной деятельности присуща определенная упорядоченность, логичность, которую можно противопоставить бессистемности, непоследовательности. Духовный опыт, не поддающийся систематизации, можно отнести к иррационализму.
- Рациональность относят к одной из основных черт цивилизации. За основу в ней берется то, что народы, имеющие свои характерные культурные черты, развивают аналитические качества и могут вырабатывать отчетливые цивилизационные признаки.
По мнению Вебера, чем дальше мир продвигается по линии прогресса в сторону интеллектуальной и прагматической рационализации, тем сильнее религия отодвигается в сторону иррационального.
По мере формирования этого принципа в европейской культуре начались:
- «отступление» от веры в высшие силы,
- кризисы и конфликты религий
- появление новых религий
- рост свободомыслия
Насколько глубоко продвинулся этот процесс можно увидеть, сравнивая традиционное христианство до эпохи Возрождения и религию нового века.
Сравнение традиционного и современного христианства
Между современным и средневековым христианством существуют культурологические различия.
В прошлом христианство покоилось на традиционных религиозных догмах, которые произрастали из глубины веков. Человек воспринимал их без аналитических или скептических рассуждений, так как они имели абсолютную, надличностную форму. Текущая цивилизация, родившаяся в эпоху Возрождения, наделена была противоположными чертами:
- Традиционное общество считало ценностью обожествление и авторитет правил. Современная культура превыше всего ставит все нетрадиционное, неординарное, новое.
- Человек в традиционном обществе был частью касты, сословия. Современная культура воспринимает человека независимой личностью.
После Средневековья существование религии и философии идет как столкновение двух взглядов. В теологических и философских формах христианская духовная традиция часто сталкивалась и с традицией языческого идолопоклонства.
В основу индустриальной религии заложена социальная ориентация с:
- характерным страхом и подчинением сильной власти,
- взращиванием чувства вины за неповиновение,
- разрывом связей человеческого единодушия из-за взаимного неприятия, отторжения.
В такой религии святынями становятся собственность, труд, доход, власть.