Кризис религии и нетрадиционная религиозность

Поскольку религия принадлежит в первую очередь к духовным феноменам, то и ее кризисы обуславливаются прежде всего изменениями в концепциях разума, духовно-душевного миропонимания и т.д. Так, уже с  эпохи Возрождения стал набирать силы процесс секуляризации, который и отразил первые ростки такого кризиса религии и связанное с ним начало кризиса личности.

Стержнем европейской культуры является культ разума. Спад религиозности начался с осмысления мира как чего-то самодостаточного, возможности познания его рациональным путем и роста убежденности в силе ума. Чем дальше продвигался прогресс интеллектуальной рационализации, тем сильнее из него оттеснялась  религия. В своих трудах немецкий философ М. Вебер последовательно трактовал принцип рациональности как будущности европейской цивилизации. Сначала она приводит к «обезбоживанию» теоретическому, затем к практическому. Религия в момент кризиса  словно «теряет» свои силы. Современные культурологи именно у Вебера берут идеи по «расколдовыванию» мира, изгнанию из общественного сознания чудотворных элементов, все большему пониманию логичности и стабильности явлений.

Нетрадиционная религиозность, новые современные религии

Симптомы серьезного кризиса традиционной религии выразились и в уменьшению численности прихожан, снижении энтузиазма и интереса к ритуалам. Но социологи констатировали здесь парадокс: к концу 60 годов прошлого столетия даже те люди, которые изменили свой взгляд на традиционное представление о Боге, оставались верующими. Появилось увлечение новыми неканоническими культами. Возникли нетрадиционные религии  и в современной России. Часть людей, которые не утратили веру в Бога, направили свои чувства по иному руслу.

Повсюду стали появляться новые лидеры, возвещая о своих прозрениях и открывая иные истины. Новые пророки и кумиры к традиционной церкви и к ее воззрениям были равнодушны. Все это переросло в культурный феномен. Современные нетрадиционные религии стали репрезентативной чертой духовной жизни и культуры нашего времени. Суть феномена заключается в расширении деятельности нетрадиционных конфессий и религий, по содержанию отличных от традиционных и никак с ними не связанных.

В современной культурологии такие  нетрадиционные религии имеют разные названия:

  • светский гуманизм,
  • внеисповедальная религиозность,
  • бунтарские духовные искания,
  • внеконфессиональная религиозность,
  • эзотерическая культура.

Такая терминология не совсем корректна, более точное определение, которое можно здесь дать — это новые современные религии.

Американские специалисты по культурологии, замечая снижение традиционного христианства, назвали это явление — конфессиональный плюрализм. Они нашли в этом компромисс: вера не уничтожается, а преображается, принимая новый вид. Некоторые авторы постарались  проанализироватькакие новые религии появились в США. Они охарактеризовали почти два десятка подобных новых образований. Меж тем, несмотря на множество различных церквей, 70 000 000 американцев не принадлежат ни к одной общине или секте и вообще никак не коммуницируют с церковью. Культурологов заинтересовал отход верующих от религии и церкви в начале нового времени. Прежде это веяние захватило часть интеллигенции, затем перешло на средние слои населения, молодежь. Начался интенсивный поиск новых нетрадиционных религий, верований и в России,  и во всем мире.

К таким новым религиям человека можно отнести неохристианские. Они максимально упрощают веру. В них Спаситель имеет образ молодого парня в джинсах и с гитарой. Также большой интерес проявляется к восточным культам, возникают идеи о появлении африканского или азиатского обновленного типа личности.

Проблема здесь еще заключается в том, что перенос культов Востока на базу Запада не оправдывает надежд, так как не обогащает ни ту, ни другую культуру. Вместо прочного качественного сплава получается кустарная смесь. А перемены в социально-культурной среде, привычной для общества, очень болезненны и занимают длительное время.

Разочарованию в традиционных вероучениях, духовному поиску в новых сектах способствовал и процесс атеизации.

Причины кризиса и конфликта религий

Рождение мощных фундаменталистских движений по реисламизации, рехристианизации и реиндуизации могут спровоцировать человечество на раскол.

Чтобы понять, откуда возникает образ врага и почему возникает конфликт, можно проанализировать некоторые психологические механизмы.

  • Каждый субъект и любая культура стремится к собственному отождествлению. Человек всегда пытается узнать свои корни и ощутить прочность своих связей с другими людьми. Любой личности необходима система ориентации для сопоставления себя с другими. Также дело обстоит и с культурой. Любая из них старается самовыразиться через собственные ценности и смысловое содержание, ощутить и проявить свою особенность.
  • По мере формирования определенной культуры и ее обособления появляется отстраненность, отчужденность от тех, кто видит и воспринимает мир иначе, кто имеет другие специфические, отличные от данной культуры черты.

Можно выделить два отношения к этой «непохожести»:

  1. Отнестись к ней как к уникальности и воспринять как многообразие мира.
  2. Можно противопоставлять «мы и они» и бороться с непохожими на нас.

Путь противопоставления самый древнейший. Люди определенной культуры, сталкиваясь с иными традициями или укладами жизни, стремились сравнить их со своими и привычными. Чаще такое сопоставление приводило к отвержению чуждых взглядов вплоть до физического истребления.

Прошлое столетие оценивается культурологами как время диалога. Оно воспринимается так за попытки услышать далекий, чужой голос, осознать его как особый взгляд, имеющий право на существование. Это очень отличается от традиционного вынашивания образа врага.

Возрождение религий, переживаемое сегодня в мире, не должно перейти в борьбу между ними, в схватку цивилизаций. Обществу необходимо понимание того, что человечество не придет ни к чему хорошему, если сам человек не будет стремиться к духовному обновлению в борьбе за добро и любовь.

Можно сделать вывод, что мощный процесс секуляризации, начавшийся в эпоху Возрождения, привел к глубокому кризису религии, к отдалению от традиционного христианства в России Поиски выхода из него повлекли следующие последствия:

  1. Вакуум в духовной жизни заполнили псевдохристианские секты.
  2. Отход от христианства, атеизация, возникновения сект и нетрадиционных культов стали характерными чертами антихристианской(по своей сути) культуры постмодерна.
  3. Возникший на фоне этого религиозный бум явился угрозой столкновения мировых религий в начале нового времени.

В дальнейшем для понимания расстановки сил необходимо учитывать растущую власть католицизма, ислама и других верований.

Религиозный ренессанс новейшего времени

К концу прошлого столетия в обществе началось то, что можно назвать религиозным ренессансом. Это явление в своих работах обозначил Бердяев. В свое время он говорил, что вновь разгорятся споры по поводу тайн божественной жизни. Сегодня человечество устремилось в сторону веры.

Культурологи называют этот феномен «Реваншем богов». Он проявляется в критике традиций рационализма, усилении интереса к вере.

Оживление в верованиях, которое можно назвать религиозным бумом, имеет и определенные границы:

  • он не несет признаков диалога конфессий или поиска их сближения,
  • он идет в виде восстановления в мире христианства, индуизма, ислама.

Рожденные мощные движения имеют двойственную природу:

  1. Обращение к традициям позволяет очиститься от некоторых «иллюзий» прогрессивных взглядов.
  2. Новые темы в религии — это не возвращение назад по спирали истории, а стремление достижения иных социально-культурных идеалов.

Наша презентация темы:

Европейские народы напуганы исламской угрозой, на Востоке пророчествуют о конце белой расы. Громко заявил о себе афроцентризм. Ближний Восток стремится к реисламизации, Индия к индуизации, а Япония к сближению с Азией. В мире идет противостояние разных цивилизаций, которые выросли под влиянием собственных вероучений и церковных культов. Социологи говорят об углублении конфронтации верований и рас. Они отмечают, что далее не будет наблюдаться процесс притяжения и диффузии культур, а начнется их отторжение.

Для древнего мира было характерно многобожие, позже зародились и развились мировые вероисповедования. Сейчас можно уже говорить о том, какая будет новая религия. Мощные духовные учения, всегда объединявшие народы с разными языковыми, этническими, политическими чертами, сегодня сосуществуют с  нетрадиционными конфессиями. Часто такие организации эксцентричны. В них почитание Бога странно переплетается с принятием научных знаний, нередко можно встретить заимствования из других вероучений.

Религиозный бум проявился в разных конфессиях. Так, лидеры исламского мира провозглашают, что церковь определяет границы государственной власти и имеет больше прав, чем государства. Также растет мощь католической церкви. Она участвует во многих политических и дипломатических процессах, наступая на светские основы. Здесь кроется серьезная проблема, если европейское общество станет более христианским, а не светским, то как оно будет сосуществовать с большим числом представителей других конфессий, количество которых в Европе увеличивается с каждым днем.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.