Кризис религии или религиозное возрождение

Поскольку религия принадлежит в первую очередь к духовным феноменам, то и ее кризисы обуславливаются прежде всего изменениями в концепциях разума, духовно-душевного миропонимания и т.д. Так, уже с  эпохи Возрождения стал набирать силы процесс секуляризации, который и отразил первые ростки такого кризиса религии и связанное с ним начало кризиса личности.

Стержнем европейской культуры является культ разума. Спад религиозности начался с осмысления мира как чего-то самодостаточного, возможности познания его рациональным путем и роста убежденности в силе ума. Чем дальше продвигался прогресс интеллектуальной рационализации, тем сильнее из него оттеснялась  религия. В своих трудах немецкий философ М. Вебер последовательно трактовал принцип рациональности как будущности европейской цивилизации. Сначала она приводит к «обезбоживанию» теоретическому, затем к практическому. Религия в момент кризиса  словно «теряет» свои силы. Современные культурологи именно у Вебера берут идеи по «расколдовыванию» мира, изгнанию из общественного сознания чудотворных элементов, все большему пониманию логичности и стабильности явлений.

Феномен рациональности как принцип европейской культуры

В противовес религиозным догмам, где человек подчинен Богу, а разум закабален верой, Ренессанс внедряет идею предприимчивой, активной личности, которая стремится изучать и менять мир в согласии со своим сознанием. С этих пор разум человека, а не вера, берется за отправную точку его жизнедеятельности. Человек должен стать хозяином мира, реформировать общественную позицию на рациональных принципах.

На этой основе провозглашалось право личности быть свободной от религиозных канонов при принятии решений и в поступках, подготавливались шаги  и нормы по обеспечению ее свобод. Процесс активного отступления религии начался после эпохи Возрождения. Он был связан с противоречием в рациональности западного типа цивилизации. Внедрение рационализации началось с раздумий о религиозном представлении мира.

Европейский человек считает, что основная черта, которая отличает его от животного – это разум, а основой европейской культуры является культ рациональности. Еще античные философы ввели понятие «человек разумный», далее эта установка успешно развивалась. Для сравнения можно взять отшельника-индуса,  жизнь которого была стихийной, а распорядок дня свободным. Жизнь же средневекового монаха была подчинена строгим правилам с обязательными элементами труда и дисциплиной на благо церкви. Таким образом, в культуре Европы складывалась основа рациональности, то есть принцип разумности, базирующийся на разуме и тождественный его законам.

Тезис, который рассматривает рациональное как всеобъемлющую категорию, включающую в себя логику, диалектику, некоторые виды мистического опыта, имеет несколько типологических подходов в раскрытии его содержания. Эти подходы несколько противоречат друг другу:

  1. Рациональность подразумевает способ познания мира, основанный на разуме. Она, проявляясь в разных ипостасях, представляет собой общечеловеческое качество, принадлежащее разным видам деятельности
  2. Иногда рациональность трактуется, как устройство со своими законами и характерными чертами. Следовательно, научное мышление уже не является монополистом рациональности, а разум перестает быть ее характерной чертой. Разным формам духовной деятельности присуща определенная упорядоченность, логичность, которую можно противопоставить бессистемности, непоследовательности. Духовный опыт, не поддающийся систематизации, можно отнести к иррационализму.
  3. Рациональность относят к одной из основных черт цивилизации. За основу в ней берется то, что народы, имеющие свои характерные культурные черты, развивают аналитические качества и могут вырабатывать отчетливые цивилизационные признаки.

По мнению Вебера, чем дальше мир продвигается по линии прогресса в сторону интеллектуальной и прагматической  рационализации, тем сильнее религия отодвигается в сторону иррационального.

По мере формирования этого принципа в европейской культуре началось «отступление» от веры в высшие силы, ее спад. Насколько глубоко продвинулся этот процесс можно увидеть, сравнивая традиционное христианство до эпохи Возрождения и религию нового века.

Сравнение традиционного и современного христианства

Между современным и средневековым христианством существуют культурологические различия.

В прошлом христианство покоилось на традиционных религиозных догмах, которые произрастали из глубины веков. Человек воспринимал их без аналитических или скептических рассуждений, так как они имели абсолютную, надличностную форму. Текущая цивилизация, родившаяся в эпоху Возрождения, наделена была противоположными чертами:

  •  Традиционное общество считало ценностью обожествление и авторитет правил. Современная культура превыше всего ставит все нетрадиционное, неординарное, новое.
  •  Человек в традиционном обществе был частью касты, сословия. Современная культура воспринимает человека независимой личностью.

После Средневековья существование религии и философии идет как столкновение двух взглядов. В теологических и философских формах христианская духовная традиция часто сталкивалась и с традицией языческого идолопоклонства.

В основу индустриальной религии заложена социальная ориентация с характерным страхом и подчинением сильной власти, взращиванием чувства вины за неповиновение, разрывом связей человеческого единодушия из-за взаимного неприятия, отторжения. В такой религии святынями становятся собственность, труд, доход, власть.

Нетрадиционная религиозность, новые современные религии

Симптомы серьезного кризиса традиционной религии выразились и в уменьшению численности прихожан, снижении энтузиазма и интереса к ритуалам. Но социологи констатировали здесь парадокс: к концу 60 годов прошлого столетия даже те люди, которые изменили свой взгляд на традиционное представление о Боге, оставались верующими. Появилось увлечение новыми неканоническими культами. Возникли нетрадиционные религии  и в современной России. Часть людей, которые не утратили веру в Бога, направили свои чувства по иному руслу.

Повсюду стали появляться новые лидеры, возвещая о своих прозрениях и открывая иные истины. Новые пророки и кумиры к традиционной церкви и к ее воззрениям были равнодушны. Все это переросло в культурный феномен. Современные нетрадиционные религии стали репрезентативной чертой духовной жизни и культуры нашего времени. Суть феномена заключается в расширении деятельности нетрадиционных конфессий и религий, по содержанию отличных от традиционных и никак с ними не связанных.

В современной культурологии такие  нетрадиционные религии имеют разные названия:

  • светский гуманизм,
  • внеисповедальная религиозность,
  • бунтарские духовные искания,
  • внеконфессиональная религиозность,
  • эзотерическая культура.

Такая терминология не совсем корректна, более точное определение, которое можно здесь дать — это новые современные религии.

Американские специалисты по культурологии, замечая снижение традиционного христианства, назвали это явление — конфессиональный плюрализм. Они нашли в этом компромисс: вера не уничтожается, а преображается, принимая новый вид. Некоторые авторы постарались  проанализироватькакие новые религии появились в США. Они охарактеризовали почти два десятка подобных новых образований. Меж тем, несмотря на множество различных церквей, 70 000 000 американцев не принадлежат ни к одной общине или секте и вообще никак не коммуницируют с церковью. Культурологов заинтересовал отход верующих от религии и церкви в начале нового времени. Прежде это веяние захватило часть интеллигенции, затем перешло на средние слои населения, молодежь. Начался интенсивный поиск новых нетрадиционных религий, верований и в России,  и во всем мире.

К таким новым религиям человека можно отнести неохристианские. Они максимально упрощают веру. В них Спаситель имеет образ молодого парня в джинсах и с гитарой. Также большой интерес проявляется к восточным культам, возникают идеи о появлении африканского или азиатского обновленного типа личности.

Проблема здесь еще заключается в том, что перенос культов Востока на базу Запада не оправдывает надежд, так как не обогащает ни ту, ни другую культуру. Вместо прочного качественного сплава получается кустарная смесь. А перемены в социально-культурной среде, привычной для общества, очень болезненны и занимают длительное время.

Разочарованию в традиционных вероучениях, духовному поиску в новых сектах способствовал и процесс атеизации.

Что такое атеизм и свободомыслие

Существует такая оценка секуляризации, при которой она рассматривается как один из этапов атеизации. Сам процесс выглядит, как утверждение во всех областях жизни атеистических отношений. В этом случае оба понятия представляются как одноуровневые процессы, отличающиеся лишь некоторыми чертами.

Религия охватывает разные сферы личной и общественной жизни и имеет многоуровневый характер. А атеизм – это система ценностей и взглядов, отрицающих религиозные концепции, заявляющая о самодостаточности и ценности самого человека и природы.

При социализме атеизму была отведена роль государственного института.  Его использовали для борьбы против религиозной идеологии и организаций.

Меж тем, принятие атеизма как одного из мировоззренческих взглядов позволяет перевести его жесткое противостояние с религией в положение диалога.

Атеизм – это этап развития свободомыслия. С ним на одном уровне находится понятие свободомыслия. Атеизм — это и есть развитие свободомыслия.

Есть несколько видов свободомыслия в европейской культуре:

  • Богоборчество

Отражает протест против Бога, который создал этот жестокий мир. Оно связано также со скептицизмом, который проявляется в неуверенности в безукоризненности религиозного учения в целом или некоторых его пунктов. Такой скептицизм можно найти у философов Древней Греции, Средневековья, Возрождения и Нового времени. Сейчас скептицизм стал самой распространенной чертой индивидуального сознания.

  • Антиклерикализм

Сформировавшийся в эпоху Возрождения, он протестует против главенствующей роли церкви в обществе. Религиозное объяснение этого направления в том, что Спаситель создал общину верующих людей, а появилась церковь-учреждение. Светская мотивировка здесь переплетается с идеей свободы совести и веротерпимости.

  • Индифферентизм

Он выражается в безразличном отношении к религии и ее идеям. Не имеет стройной системы, его единственный признак – равнодушное отношение к религии. Главная ценность – это человек вне зависимости от его религиозности. Безразличие может уходить корнями в отсутствие духовности или быть плодом скептицизма в виде протеста против  религии.

  • Нигилизм

Он отрицает религию, не основываясь на другой идеологии или идеалах. Проявляется в утилитарном отношении к людям и жизни, в бездуховности.

  • Атеизм

Это предельная форма свободомыслия, безбожие. Атеизм, не ограничиваясь отрицанием и критикой религии, основывается на материализме и идеях гуманизма.

Религиозный ренессанс новейшего времени

К концу прошлого столетия в обществе началось то, что можно назвать религиозным ренессансом. Это явление в своих работах обозначил Бердяев. В свое время он говорил, что вновь разгорятся споры по поводу тайн божественной жизни. Сегодня человечество устремилось в сторону веры.

Культурологи называют этот феномен «Реваншем богов». Он проявляется в критике традиций рационализма, усилении интереса к вере.

Оживление в верованиях, которое можно назвать религиозным бумом, имеет и определенные границы:

  • он не несет признаков диалога конфессий или поиска их сближения,
  • он идет в виде восстановления в мире христианства, индуизма, ислама.

Рожденные мощные движения имеют двойственную природу:

  1. Обращение к традициям позволяет очиститься от некоторых «иллюзий» прогрессивных взглядов.
  2. Новые темы в религии — это не возвращение назад по спирали истории, а стремление достижения иных социально-культурных идеалов.

Европейские народы напуганы исламской угрозой, на Востоке пророчествуют о конце белой расы. Громко заявил о себе афроцентризм. Ближний Восток стремится к реисламизации, Индия к индуизации, а Япония к сближению с Азией. В мире идет противостояние разных цивилизаций, которые выросли под влиянием собственных вероучений и церковных культов. Социологи говорят об углублении конфронтации верований и рас. Они отмечают, что далее не будет наблюдаться процесс притяжения и диффузии культур, а начнется их отторжение.

Для древнего мира было характерно многобожие, позже зародились и развились мировые вероисповедования. Сейчас можно уже говорить о том, какая будет новая религия. Мощные духовные учения, всегда объединявшие народы с разными языковыми, этническими, политическими чертами, сегодня сосуществуют с  нетрадиционными конфессиями. Часто такие организации эксцентричны. В них почитание Бога странно переплетается с принятием научных знаний, нередко можно встретить заимствования из других вероучений.

Религиозный бум проявился в разных конфессиях. Так, лидеры исламского мира провозглашают, что церковь определяет границы государственной власти и имеет больше прав, чем государства. Также растет мощь католической церкви. Она участвует во многих политических и дипломатических процессах, наступая на светские основы. Здесь кроется серьезная проблема, если европейское общество станет более христианским, а не светским, то как оно будет сосуществовать с большим числом представителей других конфессий, количество которых в Европе увеличивается с каждым днем.

Наша презентация темы:

Что лежит в основе кризиса и конфликта религий

Рождение мощных фундаменталистских движений по реисламизации, рехристианизации и реиндуизации могут спровоцировать человечество на раскол.

Чтобы понять, откуда возникает образ врага и почему возникает конфликт, можно проанализировать некоторые психологические механизмы.

  • Каждый субъект и любая культура стремится к собственному отождествлению. Человек всегда пытается узнать свои корни и ощутить прочность своих связей с другими людьми. Любой личности необходима система ориентации для сопоставления себя с другими. Также дело обстоит и с культурой. Любая из них старается самовыразиться через собственные ценности и смысловое содержание, ощутить и проявить свою особенность.
  • По мере формирования определенной культуры и ее обособления появляется отстраненность, отчужденность от тех, кто видит и воспринимает мир иначе, кто имеет другие специфические, отличные от данной культуры черты.

Можно выделить два отношения к этой «непохожести»:

  1. Отнестись к ней как к уникальности и воспринять как многообразие мира.
  2. Можно противопоставлять «мы и они» и бороться с непохожими на нас.

Путь противопоставления самый древнейший. Люди определенной культуры, сталкиваясь с иными традициями или укладами жизни, стремились сравнить их со своими и привычными. Чаще такое сопоставление приводило к отвержению чуждых взглядов вплоть до физического истребления.

Прошлое столетие оценивается культурологами как время диалога. Оно воспринимается так за попытки услышать далекий, чужой голос, осознать его как особый взгляд, имеющий право на существование. Это очень отличается от традиционного вынашивания образа врага.

Возрождение религий, переживаемое сегодня в мире, не должно перейти в борьбу между ними, в схватку цивилизаций. Обществу необходимо понимание того, что человечество не придет ни к чему хорошему, если сам человек не будет стремиться к духовному обновлению в борьбе за добро и любовь.

Можно сделать вывод, что мощный процесс секуляризации, начавшийся в эпоху Возрождения, привел к глубокому кризису религии, к отдалению от традиционного христианства в России Поиски выхода из него повлекли следующие последствия:

  1. Вакуум в духовной жизни заполнили псевдохристианские секты.
  2. Отход от христианства, атеизация, возникновения сект и нетрадиционных культов стали характерными чертами антихристианской(по своей сути) культуры постмодерна.
  3. Возникший на фоне этого религиозный бум явился угрозой столкновения мировых религий в начале нового времени.

В дальнейшем для понимания расстановки сил необходимо учитывать растущую власть католицизма, ислама и других верований.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.