Культура как обман, или необязательное торжество истины

   О понятии и истории нарратива

Начнем с парадоксального утверждения, что

Вся наша культура — это сплошной обман!

Разумеется, в первую очередь, мы должны решить, что мы назовем обманом. В обычной жизни так же,  как и в теоретических выкладках социальных наук  о коммуникациях,  обманом называют передачу заведомо ложной или неподлинной, непроверенной информации. Однако с полной уверенностью сюда же мы можем отнести и информацию фантастического характера или придуманную, а  следовательно, не имеющую реального существования, плюс — недоказанная или утверждаемая без достаточных оснований либо абсолютно свободно проинтерпретированная информация.

А теперь посмотрим,

Что мы имеем и даже наиболее желаем видеть в искусстве?

Неужели правду жизни? По-настоящему нас занимает художественный вымысел творца, помните,

«над вымыслом слезами обольюсь»? (А.Пушкин),

либо какое-то совершенно новое прочтение, оригинальная трактовка и проч. Иными словами, мы отдаем предпочтение тому, кто дальше отходит от основы (истины) в сторону собственной концепции, при этом именно эту фантазию автора мы называем настоящим произведением искусства.

Итак,

Искусство — и есть самый большой культурный обман!

Причем, дело касается здесь  даже самых «реалистических реалистов», т.е. нас с Вами и наших проверенных «столетиями и эпохами» друзей.  Если посадить преданного и верного друга рядом и посмотреть с ним вместе фильм или прочесть один и тот же текст, а после порознь написать о нем или рассказать, то получатся две различные истории. Что-то в рассказах будет опущено, что-то добавлено, что-то проакцентировано сильнее… А уж люди, которые после прочтут наши с другом рассказы, станут передавать их и вовсе по-своему.

Именно таким образом

Правда в культуре сменяется нарративом!

Теперь посмотрим, что собой представляет история? Это сумма рассказов, преданий, летописей, мемуаров, хроник и проч. А кто писал, составлял, (сочинял!) эти документы «старины глубокой» и не только ее? А если тогда тоже в одном месте в одно время собрались два друга таких же совершенных реалистов и вместе изложили бы увиденные события — мы имели бы (да зачастую и имеем) два различных изложения случившегося. (Позволим себе сослаться на 4 варианта изложений новозаветных событий от первых свидетелей и участников)

Такая свободная, личная (субъективная) интерпретация любых данных (исторических, художественных, научных, социальных и т.д.) и представляет собой искомый авторский комментарий, изложение, пересказ или нарратив.

Интересно, что в современной культуре присутствует целая теория нарратива, принадлежащая одному из самых значительных французских мыслителей — Ж.-Ф. Лиотару.  Так вот в ней постмодернисткий философ утверждает, что нам ничего неизвестно точно и доподлинно, а все «истины»  мы получаем лишь как чьи-то рассказы. И что важно, при изучении и понимании их необходимо учитывать, в первую очередь, именно элемент субъективной интерпретации автора.  Российский академик А.Я.Флиер в своих работах утверждает, что

Ложь родилась вместе с языком и в основе ее — различие в интересах!

Парадоксальным выглядит то, что все вышесказанное относится не только к «изящным искусствам», истории, навязчивым и безответственным масс-медиа, но напрямую касается даже точных наук и самой реалистической в мире философии — материализма. Философ, например, в отличие от естественника, ничего реального не изучает (таков уж у него предмет науки!), он читает труды своих предшественников и размышляет над ними. А затем излагает свои собственные суждения по онтологии, гносеологии, эпистемологии и проч. Но эти суждения представляют собой лишь его собственные гипотезы,  доказательств истинности которых  найти не удастся.

 «Материалистическая философия ничуть не более доказательнее богословия или эзотерики!»

— писал А.Я.Флиер — ведь философ ничего не доказывает и не изучает, он просто думает и утверждает. К тому же и философия и богословие «родом из одних мест» — мифологии, когда от незнания «натуры» человек гипотетически выстраивал свою картину мира, которая позже и разделилась на эти два «ведомства». Теология считала первопричиной Бога, а материалистическая философия предпочла считать началом развитие материи.

А где искать истинную информацию?

Остается наука, причем, в основном, ее естественнонаучная часть, технические и экономические расчеты и проекты. Но лишь в своем самом «чистом» виде,  а когда они  уже поданы в чьем-либо «исполнении» — это снова нарратив, удивительные «качества»  которого мы уже знаем. 

В завершение сказанного предлагаем «окинуть взором» всю современную панораму культуры.  Количество носителей, потребителей и трансляторов неверной, неистинной информации неукоснительно увеличивается — сюда входят большим числом и непреднамеренные «обманщики», люди, которые искренне считают, что обладают истиной или, по крайней мере, «правдивым знанием».  На фоне всеобщего стремительного роста информационного потока, доля незнаний в нем (а следовательно, и в наших головах) тем не менее будет также стремительно возрастать.

Как сказал классик,

Прогресс — это рост знаний о том, что мы ничего не знаем!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике "Неожиданная" культура с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Культура как обман, или необязательное торжество истины

  1. Анатолий говорит:

    Спасибо.Насыщенно.*окинуть взором* такую информацию не просто.

  2. admin говорит:

    Спасибо, заходите, будем вместе изумляться родной культуре!

  3. Bиталий говорит:

    Культура — это настолько объемное понятие, что можно называть культурой даже распитие спиртных напитков или убийство быков Каждый для себя, вернее под себя, выводит свою культуру.

  4. Уведомление: культура как виртуальная реальность

  5. Дмитрий говорит:

    Может быть, Виталий. Но мне кажется, что культура — это то, что в первую очередь возвышает душу человека.

Добавить комментарий