Культура как обман

  Начнем с парадоксального утверждения, что

вся наша культура – это сплошной обман!

Разумеется, в первую очередь, мы должны решить, что мы назовем обманом. В обычной жизни так же,  как и в теоретических выкладках социальных наук  о коммуникациях,  обманом называют передачу заведомо ложной или неподлинной, непроверенной информации.

Однако с полной уверенностью сюда же мы можем отнести и информацию фантастического характера или придуманную, а  следовательно, не имеющую реального существования, плюс – недоказанная или утверждаемая без достаточных оснований либо абсолютно свободно проинтерпретированная информация.

О понятии и истории правды и вымысла

А теперь посмотрим следующее.

Что мы имеем и даже наиболее желаем видеть в искусстве?

Неужели правду жизни? По-настоящему нас занимает художественный вымысел творца, помните,

“над вымыслом слезами обольюсь”? (А.Пушкин),

либо какое-то совершенно новое прочтение, оригинальная трактовка и проч. Иными словами, мы отдаем предпочтение тому, кто дальше отходит от основы (истины) в сторону собственной концепции, при этом именно эту фантазию автора мы называем настоящим произведением искусства.

Итак,

Искусство – и есть самый большой культурный обман!

Причем, дело касается здесь  даже самых “реалистических реалистов”, т.е. нас с Вами и наших проверенных “столетиями и эпохами” друзей.  Если посадить преданного и верного друга рядом и посмотреть с ним вместе фильм или прочесть один и тот же текст, а после порознь написать о нем или рассказать, то получатся две различные истории. Что-то в рассказах будет опущено, что-то добавлено, что-то проакцентировано сильнее… А уж люди, которые после прочтут наши с другом рассказы, станут передавать их и вовсе по-своему.

Именно таким образом происходит парадоксальная “подмена”

Правда в культуре сменяется нарративом!

Теперь посмотрим, что собой представляет история? Это сумма рассказов, преданий, летописей, мемуаров, хроник и проч. А кто писал, составлял, (сочинял!) эти документы “старины глубокой” и не только ее? А если тогда тоже в одном месте в одно время собрались два друга таких же совершенных реалистов и вместе изложили бы увиденные события – мы имели бы (да зачастую и имеем) два различных изложения случившегося. (Позволим себе сослаться на 4 варианта изложений новозаветных событий от первых свидетелей и участников)

Что такое авторский рассказ и его теории

Такая свободная, личная (субъективная) интерпретация любых данных (исторических, художественных, научных, социальных и т.д.) и представляет собой искомый авторский комментарий, изложение, пересказ или нарратив.

Интересно, что в современной культуре присутствует целая теория нарратива, принадлежащая одному из самых значительных французских мыслителей – Ж.-Ф. Лиотару. Так вот в ней постмодернисткий философ утверждает, что нам ничего неизвестно точно и доподлинно, а все “истины”  мы получаем лишь как чьи-то рассказы. И что важно, при изучении и понимании их необходимо учитывать, в первую очередь, именно элемент субъективной интерпретации автора.  Российский академик А.Я.Флиер в своих работах утверждает, что ложь родилась вместе с языком и в основе ее – различие в интересах!

Парадоксальным выглядит то, что все вышесказанное относится не только к “изящным искусствам”, истории, навязчивым и безответственным масс-медиа, но напрямую касается даже точных наук и самой реалистической в мире философии – материализма. Философ, например, в отличие от естественника, ничего реального не изучает (таков уж у него предмет науки!), он читает труды своих предшественников и размышляет над ними. А затем излагает свои собственные суждения по онтологии, гносеологии, эпистемологии и проч. Но эти суждения представляют собой лишь его собственные гипотезы,  доказательств истинности которых  найти не удастся.

Материалистическая философия ничуть не более доказательнее богословия или эзотерики!”

– писал А.Я.Флиер – ведь философ ничего не доказывает и не изучает, он просто думает и утверждает. К тому же и философия и богословие “родом из одних мест” – мифологии, когда от незнания “натуры” человек гипотетически выстраивал свою картину мира, которая позже и разделилась на эти два “ведомства”. Теология считала первопричиной Бога, а материалистическая философия предпочла считать началом развитие материи.

А где искать истинную информацию?

Остается наука, причем, в основном, ее естественнонаучная часть, технические и экономические расчеты и проекты. Но лишь в своем самом “чистом” виде,  а когда они  уже поданы в чьем-либо “исполнении” – это снова нарратив, удивительные “качества”  которого мы уже знаем.

В завершение сказанного предлагаем “окинуть взором” всю современную панораму культуры.  Количество носителей, потребителей и трансляторов неверной, неистинной информации неукоснительно увеличивается – сюда входят большим числом и непреднамеренные “обманщики”, люди, которые искренне считают, что обладают истиной или, по крайней мере, “правдивым знанием”.  На фоне всеобщего стремительного роста информационного потока, доля незнаний в нем (а следовательно, и в наших головах) тем не менее будет также стремительно возрастать.

Как сказал классик,

Прогресс – это рост знаний о том, что мы ничего не знаем!

Меж тем, нарратив как формат следует отличать от понятия “постправды”

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике "Неожиданная" культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.