Начнем с парадоксального утверждения, что
вся наша культура – это сплошной обман!
Разумеется, в первую очередь, мы должны решить, что мы назовем обманом. В обычной жизни так же, как и в теоретических выкладках социальных наук о коммуникациях, обманом называют передачу заведомо ложной или неподлинной, непроверенной информации.
Однако с полной уверенностью сюда же мы можем отнести и информацию фантастического характера или придуманную, а следовательно, не имеющую реального существования, плюс – недоказанная или утверждаемая без достаточных оснований либо абсолютно свободно проинтерпретированная информация.
О понятии и истории правды и вымысла
А теперь посмотрим следующее.
Что мы имеем и даже наиболее желаем видеть в искусстве?
Неужели правду жизни? По-настоящему нас занимает художественный вымысел творца, помните,
“над вымыслом слезами обольюсь”? (А.Пушкин),
либо какое-то совершенно новое прочтение, оригинальная трактовка и проч. Иными словами, мы отдаем предпочтение тому, кто дальше отходит от основы (истины) в сторону собственной концепции, при этом именно эту фантазию автора мы называем настоящим произведением искусства.
Итак,
Искусство – и есть самый большой культурный обман!
Причем, дело касается здесь даже самых “реалистических реалистов”, т.е. нас с Вами и наших проверенных “столетиями и эпохами” друзей. Если посадить преданного и верного друга рядом и посмотреть с ним вместе фильм или прочесть один и тот же текст, а после порознь написать о нем или рассказать, то получатся две различные истории. Что-то в рассказах будет опущено, что-то добавлено, что-то проакцентировано сильнее… А уж люди, которые после прочтут наши с другом рассказы, станут передавать их и вовсе по-своему.
Именно таким образом происходит парадоксальная “подмена”
Правда в культуре сменяется нарративом!
Теперь посмотрим, что собой представляет история? Это сумма рассказов, преданий, летописей, мемуаров, хроник и проч. А кто писал, составлял, (сочинял!) эти документы “старины глубокой” и не только ее? А если тогда тоже в одном месте в одно время собрались два друга таких же совершенных реалистов и вместе изложили бы увиденные события – мы имели бы (да зачастую и имеем) два различных изложения случившегося. (Позволим себе сослаться на 4 варианта изложений новозаветных событий от первых свидетелей и участников)
Что такое авторский рассказ и его теории
Такая свободная, личная (субъективная) интерпретация любых данных (исторических, художественных, научных, социальных и т.д.) и представляет собой искомый авторский комментарий, изложение, пересказ или нарратив.
Интересно, что в современной культуре присутствует целая теория нарратива, принадлежащая одному из самых значительных французских мыслителей – Ж.-Ф. Лиотару. Так вот в ней постмодернисткий философ утверждает, что нам ничего неизвестно точно и доподлинно, а все “истины” мы получаем лишь как чьи-то рассказы. И что важно, при изучении и понимании их необходимо учитывать, в первую очередь, именно элемент субъективной интерпретации автора. Российский академик А.Я.Флиер в своих работах утверждает, что ложь родилась вместе с языком и в основе ее – различие в интересах!
Парадоксальным выглядит то, что все вышесказанное относится не только к “изящным искусствам”, истории, навязчивым и безответственным масс-медиа, но напрямую касается даже точных наук и самой реалистической в мире философии – материализма. Философ, например, в отличие от естественника, ничего реального не изучает (таков уж у него предмет науки!), он читает труды своих предшественников и размышляет над ними. А затем излагает свои собственные суждения по онтологии, гносеологии, эпистемологии и проч. Но эти суждения представляют собой лишь его собственные гипотезы, доказательств истинности которых найти не удастся.
Материалистическая философия ничуть не более доказательнее богословия или эзотерики!”
– писал А.Я.Флиер – ведь философ ничего не доказывает и не изучает, он просто думает и утверждает. К тому же и философия и богословие “родом из одних мест” – мифологии, когда от незнания “натуры” человек гипотетически выстраивал свою картину мира, которая позже и разделилась на эти два “ведомства”. Теология считала первопричиной Бога, а материалистическая философия предпочла считать началом развитие материи.
А где искать истинную информацию?
Остается наука, причем, в основном, ее естественнонаучная часть, технические и экономические расчеты и проекты. Но лишь в своем самом “чистом” виде, а когда они уже поданы в чьем-либо “исполнении” – это снова нарратив, удивительные “качества” которого мы уже знаем.
В завершение сказанного предлагаем “окинуть взором” всю современную панораму культуры. Количество носителей, потребителей и трансляторов неверной, неистинной информации неукоснительно увеличивается – сюда входят большим числом и непреднамеренные “обманщики”, люди, которые искренне считают, что обладают истиной или, по крайней мере, “правдивым знанием”. На фоне всеобщего стремительного роста информационного потока, доля незнаний в нем (а следовательно, и в наших головах) тем не менее будет также стремительно возрастать.
Как сказал классик,
Прогресс – это рост знаний о том, что мы ничего не знаем!
Меж тем, нарратив как формат следует отличать от понятия “постправды”