Постправда как феномен нашей эпохи

Феномен постправды принадлежит к культуре постмодерна как связанное с ней понятие по содержанию и по форме воспроизводства в разных сферах деятельности нового человека «цифровой эпохи».

Происхождение и современная интерпретация понятия

Считается, что изобрел данный неологизм в 1992 году американец сербского происхождения Стив Тесич, употребив в своей публицистической работе о войне США в Персидском заливе выражение «post-truth». Значение слова было почти буквальным — автор разъяснял, что люди сами выбрали жить в мире, где уже известна вся правда.

Первой научной попыткой осмысления нового понятия стала статья, посвященная слову в Оксфордском словаре, переизданном в 1996 году. Слово постправда было включено в толковый словарь английского языка со значением «нечто, обозначающее такие обстоятельства, когда объективность фактов не влияет на формирование общественного мнения, потому что подменяется взыванием к эмоциям и личным убеждениям».

Феномен постправды смог родиться из-за особенностей современного восприятия информации, точнее из-за изменений самого отношения к восприятию ее содержания:

  • ratio больше не преобладает в анализе и оценке сведений,  усилилась роль emotio (с лат. «потрясаю») в восприятии не только информации, но и самой реальности;
  • факты, доказательства, информация как объективное отражение события уравниваются с мнениями, отзывами, слухами, теориями заговора»;
  • девальвация фактологии и объективной реальности, где человек и его личное восприятие, мнение и «информационный пузырь» — мерило истины (если перефразировать слова В. Гюго, что «под каждой могильной плитой лежит целая Всемирная история», то теперь за каждым экраном пользователя кроется его собственная информационная Матрица).

Интересно, что в английском языке «post-truth» является прилагательным, а в русский оно перенесено строго в роли существительного, подчеркивая его масштаб. То есть оно не прилагается к какому-то понятию, предмету или явлению, а само стало понятием и философским явлением.

Условия появления постправды

Возникновение феномена стало возможным благодаря нескольким факторам, которые породила и сама философия постмодернизма, и изменения в социуме, и в технологическом укладе:

  • изменилась «модель правдивости» и  способы верификации.

Журналистская этика в сети растворяется в потоке нежурналистского контента, правило 3-х источников, которые ранее были обязательными, больше не работает, потому что отсылки идут максимум на пару ресурсов, да и само понятие достоверного источника претерпело изменения, размыта граница между фактом и личным мнением, которое сплошь и рядом выдается за факт;

  • появились новые профессии, генерирующие массовый контент в медиа.

Пиарщики, копирайтеры, SMM-щики, блогеры и т.д., а перед ними и их текстами с информацией стоят совсем иные задачи — не столько доведение объективных сведений, сколько манипуляция информацией ради увеличения популярности, трафика, продаж и т.п.;

  • основные современные пользователи — это поколение, выросшее в уже измененной реальности, оно не было знакомо с ситуацией доверия информации.

Нынешнее «поколение Z» воспринимает не реальность, а псевдореальность, где каждый — носитель истины (у каждого своя правда), где все имеют право на мнение, а мнения и субъективизм уравниваются в правах и восприятии с фактами и объективной подачей информации.

Появление постправды стало возможным и благодаря новым либо видоизмененным старым видам подачи информации. Вот основные ее источники в медиа ресурсах:

  • сатира, непонятая шутка, которую восприняли и растиражировали в качестве правды;
  • ошибки журналистов и авторов;
  • вырванный из контекста контент (фраза, фото, видео);
  • контент, вводящий в заблуждение, когда заголовок или фото не соответствуют содержанию;
  • манипулятивный контент, когда часть правдивой информации подается под определенным углом зрения, эмоционально окрашивается, помещается в контент, искажающий или дополняющий смысл той части;
  • сознательный фейк.

Источники выстроены от самых распространенных в порядке убывания. Пока что количество фейка-вымысла не столь велико. Но оно растет вместе с появлением новых возможностей для обмана и искажения (фотошоп, подделка аудио и видео с использованием ИИ) и востребованностью (скандальные заголовки, фейки и т.п. привлекают трафик и приносят доход, позволяют манипулировать сознанием, «топить» конкурентов, уничтожать репутацию).

Правда и вымысел — история понятий

Если вспомнить теорию Маклюэна об этапах развития западной цивилизации через развитие медиа сферы:

  • эпоха устной передачи информации;
  • эпоха письменности;
  • эпоха печати;
  • эпоха «новой устности» или электрических медиа

то становится ясно, что понятие правды и вымысла в нашем современном понимании родилось после появления книгопечатания. Именно печать, осмысленное чтение «про себя», индивидуализм — дали толчок развитию позитивистской науки с ее фактами, доказательствами, подтвержденными экспериментами и т.п. Понятие правды, авторства, искажения правды в устной традиции и в эпоху печати существенно отличалось.

С появлением новых «электрических медиа» Маклюэн связывал переход на новый этап развития — эпоху новой устности или «Большой деревни», где сплетни, слухи становятся частью реальности, а значит, становятся некой правдой.

Эпоха постправды — закономерный этап развития, где наступил конец рационализма, а философия постмодерна и соцсети как имитация процесса «из уст в уста» рождают новую псевдореальность с фейками, пранкерами, фотошопом и т.п. деталями вымысла. «Большая деревня» — это еще и эпоха всеобщего дилетантизма, когда поверхностность знаний и такой же подход к работе с информацией провоцируют знаменитое «пипл хавает».

Основные приемы постправды:  

  • искажение, утаивание, обман (если сообщить только часть фактов, выставить вперед лишь положительную или отрицательную сторону, а остальное скрыть);
  • использование эмоций и индивидуализма (манипулирование эмоциональным восприятием информации через призму контекста, сгущения красок, возможностью под себя фильтровать контент и т.п.);
  • использование лени и отсутствия времени на проверку достоверности (цейтнот, нежелание или неумение проверять факты);
  • разговорный стиль, эмоционально окрашенная лексика, метафоричность (образность для придания информации определенного оттенка, уход от научно-публицистического сухого языка фактов ради возможности насадить большей части аудитории свою точку зрения);
  • объем и тиражируемость (как не вспомнить цитату Геббельса, автора нацистской пропаганды, что ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой, а люди все еще верят информации, которая массово растиражирована в СМИ, полагая, что количество в этом случае равно качеству).

Заметно, что феномен постправды опирается на особенности восприятия информации у не слишком образованного и не стремящегося мыслить логически, отделяя зерна от плевел, большинства. В былые времена слухи и сплетни, называемые сейчас постправдой и фейками, тоже распространялись подобным большинством. Почему именно сейчас все это приобрело статус феномена?

Потому что слухи и сплетни никогда не оказывали столь решающего воздействия на реальность, не создавали столь чудовищных нагромождений лжи, которые будто театральные декорации или программируемая «Матрица», погружали людей в псевдореальность.

Постправда и идеология

Самым первым возникает сравнение этого феномена «после правды» с идеологией.

Она восходит еще к «Диалогам» Платона, где общество делится на большинство и осведомленное меньшинство, которое владеет полной информацией и строит на ее суррогате мир постправды для остальных.

Как идеология этот феномен очень удачно выстраивает нужную для правителей картину мира и способ ее понимания.

Постправда и религия

Этот феномен —  закономерное явление для эпохи постмодернизма, где «Бог умер». Но еще до провозглашенной смерти Бога религии заявляли об отсутствии Истины как высшей правды в этом мире. Например,  «Голубиная книга» рассказывает миф о том, что Правда ушла жить в мир горний, а Кривда осталась на земле.

Христианство объясняет, что Истина — это Бог, а раз Человек отошел от Бога, то этот мир без правды, т.е. мир лжи, поэтому дьявол – «князь мира сего» и одновременно «отец лжи».

В России же правда понимается шире, это не просто Истина, это справедливость и нравственная ценность.

Постправда и философия

Здесь проблема Истины остается пока нерешенной. Вопрос открыт, есть даже некий нигилизм постмодернистских философских теорий о том, что истины не существует, и она вредна. Ее, согласно, Рорти надо заменить на свою истину для каждого. Истина, по его мнению, источник и причина всяческих репрессий, войн и дискриминаций. Именно она делит все человечество на высших (ею владеющих) и низших (ее не знающих).  Поэтому следует одну Истину заменить плюрализмом многих истин.

Провозглашение этого как некоего спасения для человечества, когда истина не вызывает раздоров, проблем инаковости, не всеми принимается. Например, Бадью считает, что концепт истины надо защищать, а философия вообще должна вновь вернуться «на путь Славы» или открыть Бога заново. Получается, что вместо избавления от противопоставления рождается новый спор. Который, скорее всего, останется пока нерешенным, потому что это понятие невозможно свести ни к единственно верной правде, ни к диверсификации индивидуальных истин, потому что одно приводит к войне, а другое уводит в псевдореальность постправды, где трудно договариваться и взаимодействовать.

Наша презентация темы

В заключении подытожим.

Понятие постправды используется сегодня в нескольких основных направлениях, когда речь идет:

  1. О доминанте эмоций над фактами
  2. О состояниях самообмана общества или человека, когда сознательно стираются границы правды и вымысла
  3. О сознательной или подсознательной дезинформации как проблеме
  4. Об информационных пузырях
  5. О современной цифровой эпохе с ее скоростями, лишающими человека возможности различать ложь.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.