Понятие «мученик», равно как и множество иных смысловых концептов христианства, претерпело своеобразное «обмирщение», упрощение. Его обывательское понимание сегодня мешает восприятию первоначального значения этого слова в христианстве. Это когда мучения и страдания заслоняют собой их главную цель – Царство Небесное и единение с Богом. Ради этого отдавшие свою за Христа мученики свидетельствовали о Боге и проповедовали свою веру перед лицом пыток и страшной смерти.
Понятие «мученик» в христианстве
Русский перевод греческого слова «martis» никак не совпадает с его истинным значением, ведь по-гречески это «свидетель», а не «мученик».
Отцы Церкви указывали на то, что святые, пожертвовавшие жизнью и с радостью принимавшие пытки и казнь, делали это, чтобы свидетельствовать о Христе. Они «свидетели», потому что открыто говорили о своей вере даже перед лицом смерти. Они умирали и страдали за право свободно исповедовать христианство. Именно их проповедь палачам словами и делом – стойкостью в вере и делала их таковыми.
Первые христиане вообще по-иному воспринимали мученичество. Для них это был, прежде всего, подвиг веры, вызов, ответ на запрет. Они не искали смерти и не упивались страданием. Просто понимали, что оказались перед выбором: свидетельствовать о Боге и умереть телом или отказаться от веры и умереть душой.
Перед первыми святыми, которым во множестве довелось стать мучениками, открывалась перспектива кратчайшего пути в Царствие Небесное. Вот он путь – призвал Господь туда, где «много званых, но мало избранных». Докажи верность, свидетельствуй, а не отрекись подобно Петру.
Церковь поэтому считает мученичество одним из видов миссионерства: эти святые и словом свидетельствовали, и делом рассказывали о Христе и вере, причем именно делом – их подвиг мученичества привлекал новых верующих, так убедительна была вера святых.
Средневековье с его нездоровым страхом к смерти и смакованием мучений и ужасов сместило акцент именно на тему физических страданий во имя Бога и христианской религии. В жития первых святых мучеников «мартирии» были тогда внесены позднейшие вставки, в красках живописующие физиологию мученичества, сцены пыток и казней.
Гонения на первых христиан – история формирования мученичества
Собственно римские гонения на первых христиан и сформировали феномен мученичества в христианстве. Как знать, какими бы были формы святости и традиции последующего почитания святых мучеников, если бы не эти преследования и казни.
Все начиналось с доноса – если власти получали информацию о том, что некто исповедует христианство, то солдаты его арестовывали и подвергали допросу. Записи этих расследований и легли в основу первых мартириев – житий святых мучеников, а точнее «свидетелей» – мартисов.
Главный вопрос, который сразу начинал или прекращал дело: «Христианин ли ты?»
Человек мог ответить отрицательно, и его тотчас отпустили бы без всяких разбирательств. Но верующий во Христа начинал свое свидетельство и обрекался на смерть. В более поздние века римские солдаты и начальники сами старались дать возможность христианину уйти от расправы, задавая наводящие вопросы.
В 3-4 в н.э. Церкви пришлось даже осудить и предостеречь специально ищущих смерти ради возможной святости. Христиане стали искать подвига вместо изначального стремления свободно говорить о чуде веры и радости быть со Христом. Понятие мученичества стало искаженно восприниматься даже самими членами Церкви.
Мученичество как феномен
Понятие мученичество приобрело в языке и в культуре совершенно разные оттенки, которые стали наслаиваться на этот церковный термин.
- Церковь считает, что мученик – это верующий христианин, который даже при угрозе здоровью и жизни не отказывается от веры и ее проповеди, открыто выражает свою любовь к Христу и принадлежность к христианской религии.
То есть мученик сродни ученику, которого вызвали к доске доказывать теорему. Сам Господь призвал. Вот человек и доказывает свое отношение к Богу, даже ценой жизни, если нужно.
- Бытовое понимание во главу угла ставит мучение и страдание, а не результат – доказательство любви и веры.
Вот жена мучается с мужем-алкоголиком – мученица. Человек через весь город на трех видах транспорта на работу ездит – мученик, однако. И народ у нас – мученик, и школьники – мученики.
Происходит подмена церковного термина культурным понятием, которое в данный момент востребовано социумом. Это нормальная практика развития языка, где сосуществуют многозначные значения одних и тех же слов.
Но это неверно для Церкви.
Верующие не должны забывать, что Богу не нужны наши страдания-мучения, а иногда и самобичевание или самовосхваление на этой почве. Бог «ищет сердца человеческого». Христос сам на кресте доказывал любовь к людям и веру в Творца (то есть Он и был самым первым мучеником), и мы должны в меру своих сил «свидетельствовать» о вере.