Умер режиссер Марлен Хуциев

Марлен Хуциев — «Весной» начал и закончил весной

Весной 19 марта 2019 г. умер великий и прославленный режиссер Марлен Хуциев. За 93 года жизни снял он удивительно мало, всего 12 работ. Но каждый его фильм, как брошенный в воду камень, вызвал к жизни круги осмысления, влияния и подражания в сфере кино.

Его отец — бескомпромиссный идейный коммунист, а  мать — нежная и утонченная актриса. И всю жизнь этот великий человек сочетал несочетаемое:

  • глубокая творческая вечно ищущая натура и руководящие должности,
  • бюрократия кино и постоянный поиск,
  • наблюдение за «нервом времени» и такое малое количество работ — ответов.

Режиссер родился в Грузии, затем родители переехали в Москву. После обвинения отца в 1937 г. и репрессий мать вынуждена была с сыном вернуться обратно в Тбилиси. Мальчика с детства привлекал мир творчества и кино. Провалив поступление в Тбилисскую академию художеств, Марлен становится помощником режиссера, постигая азы профессии.

А в 1945 г. Хуциев совершает свой главный выбор и поступает в Московский ВГИК на режиссера. Практику он проходит у режиссера Бориса Барнета, который потом взял его вторым режиссером в фильм «Ляна». На факультете завязывается и творческий союз Хуциев-Миронер, который подарил советскому зрителю в 1956 г. любимый до сих пор кинофильм «Весна на Заречной улице» (в 2016 г. при участии Первого канала и личном присутствии Хуциева фильм был раскрашен).

Марлен Хуциев сразу же приступает к работе над военной драмой, и в 1958 г. выходит картина «Два Фёдора» с Шукшиным в главной роли. Этот фильм сделал актера знаменитым.

Хуциев снова прибегает к соавторству, на этот раз в сценарной работе над фильмом  «Застава Ильича»с Геннадием Шпаликовым. Но фильм, готовый в 1962 г., из-за цензуры вышел только в 1964 г. и под другим названием «Мне двадцать лет». Лишь спустя 24 года зритель сможет увидеть на экране первоначальный вариант, где включены живые съемки поэтического вечера Бэллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко.

Картина «Июльский дождь выходит в 1966 г., когда режиссер переходит работать на «Мосфильм». До этого был опыт с Тбилисской, Одесской и Горьковской киностудиями.

Наступает пора небольших экспериментов: Хуциев ставит пьесу Артура Миллера в театре «Современник», затем снимается в кино. Опыт его киноролей небольшой. Эпизоды из к/ф «Золотой теленок» в саму картину не попали. А роли в «Интервенции» и «Гори, гори, моя звезда» удались.

Режиссер совмещает работу худруком творческого объединения «Экран» с съемками пронзительной картины о войне «Был месяц май». Зрители увидели фильм в 1970, а спустя год был выпущен первый документальный фильм Марлена Хуциева «Алый парус Парижа».

На этом волна творческих экспериментов схлынула, а в 1978 г. режиссер был приглашен в свою alma mater — ВГИК, чтобы передавать накопленный опыт. В качестве педагога и заведующего кафедрой режиссуры игрового кино он воспитал 5 талантливых выпусков.

В 1974 г. снова появляется работа в соавторстве — это совместный труд учеников великого советского режиссера Михаила Ромма (Климов, Хуциев, Лавров), которые довели до конца дело мастера. Был завершен документальный фильм учителя «И все-таки я верю».

Спустя девять долгих лет выходит его необычная режиссерская работа «Послесловие». В разгар перестроечного угара, в агонии СССР появляется драма «Бесконечность» — некий философский итог того времени.

В 2001 г. Марлен Хуциев снова обращается к теме Великой Отечественной войны, размышляя о людях, которые творили Победу. Режиссер иллюстрировал повествование кадрами кинохроники военных лет, что делает картину «Люди 1941 года» отчасти документальной.

Хуциев не раз задумывался над съемкой фильма о русских классиках. Он много лет вынашивал план создать фильм о Пушкине. Но все же не решился взяться за тему. Зато это подтолкнуло режиссера к очередной идее — снять фильм о встречах и переписке Чехова и Толстого. Он взялся за сценарий совместно с сыном. С 2007 г. велась работа над фильмом «Невечерняя». Это последняя картина Марлена Хуциева. Она закончена и ожидается на экранах в 2019 г. Зрителей ожидает мозговой и эстетический штурм от великих русских писателей и поиск ответов на вечные вопросы философии.

Режиссер ушел на 94 -м году жизни, практически вслед за единственной женой Ириной Соловьевой, которая скончалась в январе. Семейную династию продолжает режиссер Игорь Хуциев.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.