Ф.И.Тютчев был поэтом трагического и философского восприятия жизни. Такой взгляд на мир определил выражение всех поэтических тем в его творчестве.
Темы и мотивы лирики Тютчева
Прожив долгую жизнь, он был современником многих трагических событий не только в России, но и в Европе.
Своеобразна гражданская лирика поэта. В стихотворении “Цицерон” он пишет:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель…
Понимание своего предназначения, стремление понять смысл жизни и круговорот истории отличает лирику поэта. Тютчев, рассматривая исторические события, находит в них больше трагического.
В стихотворении “14 декабря 1825” поэт выносит свой приговор восстанию декабристов, называя восставших “жертвами мысли безрассудной”, которые
уповали,… что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить!
Он говорит и о том, что сами декабристы – порождение Самовластья
Вас развратило Самовластье
Поэт понимает тщетность такого выступления и силу реакции, которая наступила после поражения восстания
Зима железная дохнула – и не осталось и следов
Век, в котором пришлось жить поэту, – век железной зимы. В этот век законом становится
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
Идеал поэта – гармония человека и мира, человека и природы, которая дается только верой, но именно веру потерял человек.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры…
… Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..
Современный поэту мир потерял гармонию, потерял веру, что грозит будущими катаклизмами человечества.
В четверостишии “Последний катаклизм” поэт рисует картину апокалипсиса:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик отобразиться в них!
Поэт предпочитает не говорить о конкретных людских судьбах, давая широкие обобщения. Таково, например, стихотворение “Слезы”:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые…
Россия и русский человек в творчестве Тютчева
Пожалуй, именно Тютчеву удалось поэтически выразить загадку русской души и России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
В этом четверостишии все, что мы говорим о нашей стране и по сей день:
- особый путь России, который не поддается разумному пониманию,
- особенное мироощущение, которое оставляет нам только возможность верить в эту страну.
А если есть вера, то есть и надежда.
Философское звучание произведений Тютчева
Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы он ни говорил, он стремится к постижению мира, мира непознаваемого. Мир таинствен и непостижим. В стихотворении “День и ночь” поэт утверждает, что день – лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:
День – сей блистательный покров…
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам смерть страшна!
Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом.
Час тоски невыразимой!…
Все во мне и я во всем!
В тютчевской поэзии часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, и в человеческом сердце
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь в заключенье, там – на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
Философская лирика поэта тесно связана с лирикой пейзажной.
Собственно можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе “есть душа,… есть свобода,…есть любовь,… есть язык”. Человек связан с природой “союзом кровного родства”. Но в то же время мир природы непостижим для человека.
Небо (Мечта о гармонии) противопоставляется земле (одиночеству):
” О, как земля, в виду небес, мертва!”
Тютчев-лирик умеет передать малейшие изменения в природе, подметить краткость прекрасных мгновений.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Человек же предстает перед тайной природы “сиротой бездомным”.
Трагическое понимание мира Тютчевым
Трагическое мироощущение сказывается и в любовной лирике поэта.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Любовь, по его мнению, не только слияние родственных душ, но и их “поединок роковой”. Трагическая любовь к Е.Денисьевой, ее смерть отразилась во многих стихах поэта
(“Она сидела на полу”, “Весь день она лежала в забытьи”, “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”).
Продолжая пушкинскую традицию, поэт говорит об огромной силе воскрешения, возрождения, которой обладает любовь
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
Наша презентация
Непрестанный поиск ответов на вечные вопросы бытия, умение показать душу человека, затронуть тончайшие струны человеческой души делает поэзию Тютчева бессмертной.
Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по лирике автора – здесь