Основная особенность пейзажной лирики этого поэта – философский взгляд на природу и человека.
Лирический пейзаж у Тютчева
Природа – одушевленная, мыслящая часть мира, природе свойственна одухотворенность, характерная для человека.
О природе поэт говорит так, как принято говорить о человеке:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Олицетворение природы – тайна и хаос
В природе заложено значительно больше, чем в человеке. Высшей реальностью в мире предстает для Тютчева природа (“мать-природа”, “великая мать”, ” Бессмертьем взор ее сияет”), тогда как человек “греза природы”, “злак земной”). В минуты прозрения возможно постижением человеком великой гармонии природы:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
В то же время человек ощущает тайну, заложенную в природе, и испытывает чувство непостижимого удивления, волнения перед этой тайной. Ему бы хотелось постичь природу, но он осознает, что это почти невозможно.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
В основе всего существующего лежит изначальный хаос. В природе существуют два мира – мир ночной, непостижимый, мир откровений и пророческих снов, и мир дневной, мир зримый и осязаемый. Человек в изумлении перед этим миром ночных загадок:
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженочный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
“Самый любимый и вместе с тем совершенно самостоятельный прием тютчевского творчества состоит в проведении полной параллели между явлениями природы и состоянием души”(В.Брюсов).
Образы природы в лирике Тютчева
Поэт чрезвычайно любит метафоры, которые дополняются эпитетами, что позволяет наделять природу свойствами живого существа
… и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля…
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля…
В его поэзии прекрасное небо как символ гармонии противопоставляется земле как символу человеческого одиночества:
И как земля, в виду небес, мертва!
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
Поэт чрезвычайно точно фиксирует краткость прекрасных мгновений в природе:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Тютчев недаром любит такие явления, как гроза. Их кратковременность дает ощущения праздника, приобщения к божественной природе
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Поэт умеет заметить самые тонкие оттенки движений жизни в природе. Это может быть гроза, таяние снега, первые проблески весны, тихо падающий на землю вечер
Еще в полях белеет снег,
А воды уже весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Песок сыпучий по колени…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Трагизм мироощущения поэта
Поэт-философ ощущал мир трагически, именно таким было в основном и восприятие природы и в большей степени судьбы и чувств человека. Борьба между идеальным и демоническим в душе человека неотделима от состояния природы.
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной
Поэт создал и образ конца мира, который собственно не является концом, это конец нашего мира, но и начало мира нового:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них.
Пейзажная лирика Тютчева – вечный поиск непостижимой и недостижимой гармонии в человеческой жизни.
“Тютчев может сказать о себе, что он создал речи, которым не суждено умереть” (И.С.Тургенев)
Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по творчеству автора – здесь