Популизм – это современный феномен, характерный для общемировой культурной практики и имеющий ввиду этого ряд свойственных каждой отдельной культуре проявлений и черт.
Он не может быть отнесен исключительно к своим идеологическим проявлениям, его сфера – это вся социальная жизнь. Поэтому популизм правильнее классифицировать как определенную систему социально-психологических установок:
- связанных с особой реакцией на социальные изменения (быстрые и раздражающие)
- предполагающих определенную форму их преодоления (по методу и технологиям)
Также под популизмом понимается тип протестной мобилизации социума на почве крушения завышенных ожиданий, происходящих по причине кризиса привычных пониманий идентичности.
Его проявление – это самые разные формы общественных действий, для которых характерны:
- Иррациональные черты (то есть спонтанность; не предусматривает конструктивности и рационализма)
- Антиэлитарная направленность (при этом сам популизм может активно использоваться и действующей элитой)
- Целеполагание – справедливость (с помощью трансформации норм, институтов и ценностей действующего порядка)
Популизм на языке понятий – это конфликт между:
- Правом – норм, действующих в реальном правопорядке
- Абстрактным представлением о необходимой справедливости
По сути этот феномен является мощным «обеспечением» протестного движения, которое может проводиться под совершенно разной, чаще даже взаимопротивоположной идеологической направленностью. Для него характерна определенная аморфность, из-за чего в его «тезисах» успешно могут:
- Сочетаться «постулаты» идеологий традиционно правых и левых
- Создаваться гибридные системы идеологий
- Меняться содержание (произвольные конструкции)
Причины популизма, которые делают возможными его современное проявление:
- Эрозия идентичности – ситуация утраты ориентиров привычного социального поведения
- Разочарованность существующими порядками
Черты популизма:
- Особенности мифа – возникает определенная мифическая конструкция (квазииделогическая), которая воспринимается без доказательств (научных!), т.е. на веру.
- Элита оказывается не в состоянии противостоять спонтанности популистских «мифов» средствами существующих правил
- Завышение ожиданий, чаще социальных, и связанный с ними немедленный срок их реализации
- Деструктивная составляющая действий направлена на основные принципы права и ценности данной системы. Ее особенность – применение антиправовых средств
Конфликты популистского толка основаны на противостоянии мифа и политической (на выбор – социальной, идеологической и т.д.) реальности.
Популизм как социальный феномен стал возможен ввиду:
- Глобализации – изменился экономический баланс по регионам
- Противостояний стереотипов разных культур – уход от европоцентризма, конфликтные отношения между находящими на разных этапах развития обществами, их ценностями, образами жизни и т.д.
- Информатизации – трансформация отношений коммуникации, изменение позиции традиционного информационного преобладания западного социума, включение в информационное поле новых действующих лиц с собственной повесткой, появление нового типа медиаполитиков – интернет-персон (от блогеров до создателей контента) и нового инструментария мобилизации общества.
Популизму свойственна своя романтика, подразумевающая преобладание эмоционального отношения к реальности, поэтому такие системы ценностей вступают в конфликт с общественным идеалом, который «собирается» рационально.
В таких столкновениях «романтика» как инструмент упрощения предоставляет:
- желаемую незамысловатость ответа на сложные вопросы (например, «воля народа»)
- эмоциональный выплеск как реакцию на фрустрацию
Собственно для романтизма в истории уже есть свои формы:
- Революционная – с ожиданием быстрых перемен и осуществления идеалов в ближайшем будущем (характерна для периодов радикальных изменений)
- Консервативная – с идеалом социальной стабильности (поиск образца в прошлом) и страхом радикальных перемен (характерна для периодов застоя).
Стремление к таким идеалам (прошлого ли, будущего ли) обязательно связано с отрицанием текущей реальности. Оно также сближает и разные виды популизма – левого и правого, рождая разнородные сплавы теорий радикализма и консерватизма.
Формы популизма:
- Спонтанные или с фрагментарной организацией
- Массовая реакция на социальные раздражители – протестные движения, акции неповиновения
- Реакция элиты по сохранению своего положения, приспособлению к изменению настроений социума
- По озвученности «мифа о новой справедливости»
- Бытовые ожидания – неопределенность состояния и артикулированности
- Программы партий – с формулировкой задач на осуществление
Когда популистские программы проходят фазу своего определения, в них формулируются установки, происходит институционализация форм и задается цель направленной деятельности.
- Уровень революционности (запрос на радикальность изменений) – это:
- консерваторы (базовая защита),
- умеренные (частичные преобразования),
- радикальные (революция)
- Степень разрушительного воздействия:
- В рамках действующих институтов,
- С учетом изменений этих институтов, норм или ценностей
- С неприемлемостью этих институтов и инструментов
- Отношение с властью (напомним, черта популизма – антиэлитаризм, т.е. направленность «против»):
- Готовность взаимодействовать
- Готовность заменить власть (западный популизм ищет властных полномочий)
- Порождение самой власти (восточный – уже их имеет)
- Формат деятельности:
- Развитая демократия – с оглядкой на электорат (учет социальной поддержки)
- Ограниченная демократия – без особых институциональных ограничений
- Применение технологии
- Традиционные средства – тиражирование и «навязывание представлений»
- Новые форматы медиакоммуникаций – создание необходимых потребностей, конструирование мотивации, запросов и установок.
Популизм как феномен сегодня обусловлен:
- Ограниченностью массового сознания
- Безответственностью руководств государств
- Провалом либерализма
Наша презентация темы
Сегодня его можно определить как медиадемократию, инструментами которой являются:
- Информационная манипуляция, постправда
- Удовлетворение спроса и создание предложений на конкретные политические проекты
- Отчуждение индивидуума (он ощущает свою «невлиятельность» на события)
Функции популизма:
- Поиск идентичностей (напр., национальных)
- Социально-культурная «терапия»
- Социальная мобилизация
- Легитимация власти