Феномен популизма в современной культуре

Популизм – это современный феномен, характерный для общемировой культурной практики и имеющий ввиду этого ряд свойственных каждой отдельной культуре проявлений и черт.

Он не может быть отнесен исключительно к своим идеологическим проявлениям, его сфера – это вся социальная жизнь. Поэтому популизм правильнее классифицировать как определенную систему социально-психологических установок:

  • связанных с особой реакцией на социальные изменения (быстрые и раздражающие)
  • предполагающих определенную форму их преодоления (по методу и технологиям)

Также под популизмом понимается тип протестной мобилизации социума на почве крушения завышенных ожиданий, происходящих по причине кризиса привычных пониманий идентичности.

Его проявление – это самые разные формы общественных действий, для которых характерны:

  • Иррациональные черты (то есть спонтанность; не предусматривает конструктивности и рационализма)
  • Антиэлитарная направленность (при этом сам популизм может активно использоваться и действующей элитой)
  • Целеполагание – справедливость (с помощью трансформации норм, институтов и ценностей действующего порядка)

Популизм на языке понятий – это конфликт между:

  • Правом – норм, действующих в реальном правопорядке
  • Абстрактным представлением о необходимой справедливости

По сути этот феномен является мощным «обеспечением» протестного движения, которое может проводиться под совершенно разной, чаще даже взаимопротивоположной  идеологической направленностью. Для него характерна определенная аморфность, из-за чего в его «тезисах» успешно могут:

  • Сочетаться «постулаты» идеологий традиционно правых и левых
  • Создаваться гибридные системы идеологий
  • Меняться содержание (произвольные конструкции)

Причины популизма, которые делают возможными его современное проявление:

  • Эрозия идентичности – ситуация утраты ориентиров привычного социального поведения
  • Разочарованность существующими порядками

Черты популизма:

  • Особенности мифа – возникает определенная мифическая конструкция (квазииделогическая), которая воспринимается без доказательств (научных!), т.е. на веру.
  • Элита оказывается не в состоянии противостоять спонтанности популистских «мифов» средствами существующих правил
  • Завышение ожиданий, чаще социальных, и связанный с ними немедленный срок их реализации
  • Деструктивная составляющая действий направлена на основные принципы права и ценности данной системы. Ее особенность – применение антиправовых средств

Конфликты популистского толка основаны на противостоянии мифа и политической (на выбор – социальной, идеологической и т.д.) реальности.

Популизм как социальный феномен стал возможен ввиду:

  • Глобализации – изменился экономический баланс по регионам
  • Противостояний стереотипов разных культур – уход от европоцентризма, конфликтные отношения между находящими на разных этапах развития обществами, их ценностями, образами жизни и т.д.
  • Информатизации – трансформация отношений коммуникации, изменение позиции традиционного информационного преобладания западного социума, включение в информационное поле новых действующих лиц с собственной повесткой, появление нового типа медиаполитиков – интернет-персон (от блогеров до создателей контента) и нового инструментария мобилизации общества.

Популизму свойственна своя романтика, подразумевающая преобладание эмоционального отношения к реальности, поэтому такие системы ценностей вступают в конфликт с общественным идеалом, который «собирается» рационально.

В таких столкновениях «романтика» как инструмент упрощения предоставляет:

  • желаемую незамысловатость ответа на сложные вопросы (например, «воля народа»)
  • эмоциональный выплеск как реакцию на фрустрацию

Собственно для романтизма в истории уже есть свои формы:

  • Революционная – с ожиданием быстрых перемен и осуществления идеалов в ближайшем будущем (характерна для периодов радикальных изменений)
  • Консервативная – с идеалом социальной стабильности (поиск образца в прошлом) и страхом радикальных перемен (характерна для периодов застоя).

Стремление к таким идеалам (прошлого ли, будущего ли) обязательно связано с отрицанием текущей реальности. Оно также сближает и разные виды популизма – левого и правого, рождая разнородные сплавы теорий радикализма и консерватизма.

Формы популизма:

  1. Спонтанные или с фрагментарной организацией
  • Массовая реакция на социальные раздражители – протестные движения, акции неповиновения
  • Реакция элиты по сохранению своего положения, приспособлению к изменению настроений социума
  1. По озвученности «мифа о новой справедливости»
  • Бытовые ожидания – неопределенность состояния и артикулированности
  • Программы партий – с формулировкой задач на осуществление

Когда популистские программы проходят фазу своего определения, в них формулируются установки, происходит институционализация форм и задается цель направленной деятельности.

  1. Уровень революционности (запрос на радикальность изменений) – это:
  • консерваторы (базовая защита),
  • умеренные (частичные преобразования),
  • радикальные (революция)
  1. Степень разрушительного воздействия:
  • В рамках действующих институтов,
  • С учетом изменений этих институтов, норм или ценностей
  • С неприемлемостью этих институтов и инструментов
  1. Отношение с властью (напомним, черта популизма – антиэлитаризм, т.е. направленность «против»):
  • Готовность взаимодействовать
  • Готовность заменить власть (западный популизм ищет властных полномочий)
  • Порождение самой власти (восточный – уже их имеет)
  1. Формат деятельности:
  • Развитая демократия – с оглядкой на электорат (учет социальной поддержки)
  • Ограниченная демократия – без особых институциональных ограничений
  1. Применение технологии
  • Традиционные средства – тиражирование и «навязывание представлений»
  • Новые форматы медиакоммуникаций – создание необходимых потребностей, конструирование мотивации, запросов и установок.

Популизм как феномен сегодня обусловлен:

Наша презентация темы

Сегодня его можно определить как медиадемократию, инструментами которой являются:

  • Информационная манипуляция, постправда
  • Удовлетворение спроса и создание предложений на конкретные политические проекты
  • Отчуждение индивидуума (он ощущает свою «невлиятельность» на события)

Функции популизма:

  • Поиск идентичностей (напр., национальных)
  • Социально-культурная «терапия»
  • Социальная мобилизация
  • Легитимация власти
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.