«Женское кино» – термин, которым принято обозначать и кино, снятое женщинами, и кино, снятое для женщин. Кинокритики, безусловно, разделяют два этих типа продукта, обыватели же, напротив, склонны смешивать кинопродукцию женского производства и целевую аудиторию потребителей данной продукции.
Стереотип о том, что режиссура – не женская профессия, в России появился еще до момента появления женского кино, в 1910-х годах, когда кинорежиссер Яков Протазанов ввел в профессию первую женщину-режиссера Ольгу Преображенскую. Преображенская сняла несколько успешных картин, первой экранизировала «Барышню-крестьянку» Пушкина. По её воспоминаниям, фильм получился, но к нему как к постановке, подготовленной женщиной, отнеслись крайне недоверчиво. Более того, боясь отпугнуть зрителя, на афишах «Барышни» фамилию режиссера писали в мужском роде, чтобы зритель не сделал отрицательных выводов о фильме заранее.
Итак, именно стереотип о неженской природе режиссуры был препятствием к освоению профессии женщинами. Современное мнение деятелей искусства относительно термина «женское кино» разделилось до глобального противоречия:
- одни относятся к его существованию терпимо (воспринимая без стилистических окрасок и только в прямом значении: «женское кино» = «кино авторства женщины-режиссера»),
- вторые считают неприемлемым само его употребление, воспринимая его воплощением заблуждений и гендерной дискриминации.
Так, показательны высказывания ведущих российских режиссеров о феномене женского кино:
- Алексей Герман:
«Нет такого понятия «женское кино»… Снято кино и снято. Я совсем не ощущаю, что оно женское. Я ощущаю, что оно снято хорошим режиссёром».
- Алла Сурикова:
«На мой взгляд, такой термин, как «женское кино» … не существует, потому что эпитет «женский» по отношению к произведению искусства у нас за долгие годы приобрел, а может быть, и изначально имел пренебрежительный оттенок».
- Кирилл Серебренников:
«Нет понятия “женская режиссура”. Есть режиссура, и женщина, и мужчина перед ней равны».
Молодой режиссер Борис Акопов предлагает не делить кино на «мужское» и «женское» с точки зрения авторства кино. Зато режиссер вполне допускает употребление этих же эпитетов по отношению к настроению фильмов, а не по отношению к гендеру их создателей.
Противоречие восприятия этого феномена усугубляется тем, что женщины-режиссеры одновременно борются за то, чтобы женское кино не выделялось как жанр и за то, чтобы оно в обязательном порядке присутствовало в фестивальном мире наравне с продукцией мужчин-режиссеров и не ущемлялось. Так, культурная политика фестивалей в самых разных странах время от времени испытывает давление медиаскандалов – в 2012 году на Каннском фестивале британский режиссер Андреа Арнольд публично задала вопрос о том, почему в этом году ни один фильм женщины-режиссера не был отобран в конкурсную программу Канн. Скандал изменил политику фестиваля, и сегодня конкурсе в обязательном порядке участвует фиксированный процент кинофильмов от режиссеров женщин.
В Голливуде термин «женское кино» стал отмирать еще в 1960-х годах, когда его стали считать излишне феминистичным. В это время термин стали употреблять только по отношению к аудитории, на которую рассчитано, т.е. = «кино для женщин». Американское «женское кино» быстро перекочевало на телевидение и сменило название на «мыльная опера».
В России же, спустя полвека после женского режиссерского дебюта, можно утверждать, женщины только заняли свою нишу в киноиндустрии, – они эту индустрию захватили, а современное состояние российского женского кинематографа дает право говорить не только об отдельных именах женщин-режиссеров, но о своего рода глобальном феномене, полноценном культурном явлении.
Женщины-режиссеры, долгое время боровшиеся за признание, сегодня с успехом реализуют себя на самых различных площадках – от мэйнстрима до артхауса и экспериментального кино, в которых традиционно доминировали мужчины.
Как отмечает завкафедрой игрового кино ВГИКа Владимир Хотиненко, в 2019 году 80% абитуриентов, поступающих на режиссерский факультет, составляют девушки, на операторов во ВГИК идет учиться около 70% девушек – это парадоксально и свидетельствует о глобальной феминизации профессии, и женщины становятся очевидно активнее мужчин.
Отличие женского кино от мужского – жанры и особенности
Табу для женщин на занятие режиссурой в дореволюционной России родилось от табу на занятие литературой и искусством. Так, критики утверждали, что в женской поэзии царствует узость и необъективность взглядов:
- мужской поэтический взгляд – это взгляд на небо,
- а женский взгляд – это взгляд на мужчину.
Та же самая претензия адресуется женской режиссуре: по сравнению с мужской, она, якобы, демонстрирует узость, мелочность и поверхностность взгляда.
Несмотря на то, что существуют кинофильмы, при просмотре которых без упоминания имени создателя не все специалисты могут распознать гендер режиссера, критики все равно называют основные отличия одного кино от другого:
- Режиссер мужского пола интересуются глобальными вещами, высшими ценностями. Женщины-режиссеры – более бытовыми.
- Режиссер-мужчина более заинтересован в «больших» деньгах, в прибыльных проектах, и сегодня мужчины чаще ищут заработка в других сферах.
- Женщина как режиссер может быть более сентиментальной к своим героям, чаще склонной к счастливым развязкам, более снисходительной к «плохим» героям.
- В женской режиссуре сквозит симпатия к герою-носителю высокой морали, она неприкрыто симпатизирует мужественному, честному, цельному, доброму и наивному герою.
- Женская режиссура гораздо чаще, чем мужская, демонстрирует иронический, романтично окрашенный взгляд как на мужчин, так и на женщин.
- Мужской режиссерский взгляд гораздо чаще показывает мифологизацию и поэтизацию реальности. Тогда как женский взгляд гораздо чаще критический и даже стереоскопический.
- Женщины любят детали, оттенки и нюансы, из которых и складывается стереоскопический взгляд.
Кинокритик и искусствовед Галина Жданкина утверждает, что гендерных различий между мужской и женской режиссурой нет: режиссер-женщина может выпустить жесткое и брутальное кино, а мужчина может снять слезливую мелодраму. В то же время, Жданкина говорит, что женщина-режиссер вряд ли выберет тему насилия, бандитизма или войны. Ее режиссура порождает продукт жизнеутверждающий, добрый и тёплый. Специфика ее взгляда – его узость – становится преимуществом женского кино, он словно препарирует проблемы.
Жанры, к которым чаще всего и успешнее всего обращаются кинорежиссеры-женщины – это, безусловно, драмы. Благодаря высокой проницательности женского взгляда, им удается сказать веское слово в семейной и бытовой драме, в лирической комедии.
В начале становления женской режиссуры как явления выпускниц ВГИКа зачастую направляли на киностудию детских и юношеских фильмов, в ТЮЗ: считалось, что именно они могут срежиссировать достойное произведение с высокой дидактической нагрузкой на пользу подрастающего поколения. Этим объясняется большое число фильмов для детей, выпущенных женщинами: от «Рваных башмаков» Маргариты Барской (первый озвученный советский фильм для детей) до «Хорошего мальчика» Оксаны Карас.
Женщины-режиссеры и их вклад в развитие индустрии
Ольга Преображенская
Первая российская женщина-режиссер, вошедшая в профессию до революции.
В 1916 году вышла экранизация Пушкина «Барышни-крестьянки», в 1927 году «Бабы рязанские». Также была первой преподавательницей режиссуры, стояла у истоков ВГИКа. В дореволюционный период отечественный кинематограф почти полностью был посвящен литературным экранизациям.
Преображенская (совместно с Иваном Павловым) сняла также фильмы «Тихий Дон», «Степан Разин и другие.
Режиссер, преимущественно посвятивший себя жанру сказки: «Золушка» (1947), «Старая, старая сказка» (1968), также успешно реализовала себя в реалистичном кино и жанре комедии.
Татьяна Лукашевич
Режиссер всенародно любимого фильма «Подкидыш» 1939 года. В дальнейшем тема ребенка и социума захватила режиссера, и были выпущены еще ленты для подростковой аудитории: «Гаврош», «Аттестат зрелости».
Искра Бабич
Искра Бабич – мастер мелодрамы, выпустила 4 фильма в жанре мелодрамы, наибольшую известность завоевала лента «Мужики!» 1982 года.
Герои лент – смелые советские искатели счастья, которые добиваются того, чего заслуживают, живя по совести и по любви.
Женщина-режиссер, охватившая в творчестве несколько жанров – от семейной и социальной драмы до лирической комедии с элементами мюзикла. Наиболее известна многосерийной историей о советском разведчике. Ключевая тема произведений – гуманизм и любовь к человеку как высшая ценность. В центре действия картин оказывается настоящий советский человек – упрямый, милосердный, наивный, чистый.
Кира Муратова
Первая представительница авторского кино в СССР, которой удалось добиться мирового признания. Жанры, в которых работала Муратова: социальная драма, криминальная драма. Показательно для обсуждения вопроса женского кино, что первые три фильма Муратовой выпустить не удалось, а четвертый фильм «Среди серых камней» удалось выпустить на экраны, только под мужским псевдонимом.
Фильмы Муратовой были беспощадным испытанием для зрителя, так как просмотр их требовал внутреннего напряжения, большой внутренней работы.
Динара Асанова
Фильмы Асановой про подростков обеспечили ей славу подросткового психолога, специалиста по «трудным детям». Два наиболее известных фильма Асановой «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983). В качестве актёров приглашала непрофессиональных актеров – реальных трудных подростков, что обеспечило фильмам трудную, настоящую, щемящую атмосферу бесприютного перехода от отрочества к юности.
Алла Сурикова
Советский, российский сценарист, кинорежиссер, народная артистка РФ. Алла Сурикова пришла работать в кино в 1960-м году в качестве ассистента режиссера. Мало кто знает, но детский киножурнал «Ералаш» – это именно ее идея. Первые ее работы были короткометражными. Но уже в 1979 году фильм «Суета сует» принес ей известность и первые серьезные награды. Далее последовали большие режиссерские работы в таких известных фильмах, как
«Ищите женщину» (1982 г.), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.), «Московские каникулы» (1995 г.).
В общей сложности Сурикова выступила режиссером в 24 кинокартинах. Ее герои – персонажи со сложной судьбой, при этом сохраняющие оптимизм, веру в доброту. Сам жанр комедии всегда считался очень сложным, и не всем режиссерам удавалось снять его достойно, но Сурикова смогла стать бесспорным мастером жанра комедии.
Светлана Дружинина
Женщина-режиссер, сценарист и актриса, академик Петровской академии наук и искусств, народная артистка РФ. Светлана дебютировала в кино как актриса в фильме «За витриной универмага» и сразу же привлекла к себе внимание. Свой первый фильм как режиссер – «Исполнение желаний» Дружинина представила широкой публике в 1974 году. Критики лестно отзывались о фильме и считали, что именно он сделал режиссера знаменитой, определив ее творчество, как лирические фильмы, где в центре всегда человеческие судьбы, жизнь простых людей. Но особенно хорошо Светлане Дружининой удались исторические фильмы. То, как она умеет верно сплести в одно целое антураж эпохи, исторических деятелей и любовные чувства героев друг к другу, в нашем кинематографе еще не делал никто. Ее «Тайны дворцовых переворотов» и «Гардемарины» стали классикой.
2010-е годы в российском кино отметились большим гендерным оживлением: четверть фильмов на отечественном «Кинотавре» представляют режиссеры-женщины: Оксана Бычкова, Анна Меликян, Наталия Мещанинова, Анна Матисон, Любовь Мульменко, Авдотья Смирнова,
Показательно, что победительницей «Кинотавра» в 2015 году стала Анна Меликян, в 2016 году Оксана Карас с лентой «Хороший мальчик», в 2018 году – Наталия Мещанинова с лентой «Сердце мира».
Статистика мирового уровня менее утешительна: всего 4 из 100 признанных лучших фильмов мира снято женщинами, россиянок среди них нет.