Татьяна Лиознова: женщина в кресле режиссера

Признание Татьяны Лиозновой как режиссера состоялось после премьеры сериала «Семнадцать мгновений весны» в 1973 году. Это был один из таких фильмов, при трансляции которого по телевизору улицы буквально вымирали. Это значит, что режиссером был достигнут уникальный по искренности контакт с народом.

Не менее любимы зрителями «Три тополя на Плющихе», «Евдокия», «Карнавал».
Татьяна Лиознова сняла всего 9 фильмов с большими перерывами на подготовку к съемочному процессу. Каждый стал шедевром, штучной работой, а ее стремление работать на качество позволили режиссеру добиться в диалоге со зрителем невероятного взаимопонимания.

Фальшивая скрипка и маленькая перфекционистка

Родилась Татьяна Моисеевна в 1924 году в обычной московской семье инженера-экономиста и швеи. Из раннего детства ярче всего запомнилась ужасная коммуналка, в которой жила семья. Комната была поделена с помощью портьеры – когда по вечерам к родителям приходили гости, а Тане нужно было спать, портьеру задергивали, и девочка представляла, что это – театральный занавес, скрывающий от неё окно в другой мир. За стенкой постоянно репетировал музыкант, и, слушая его, девочка развила невероятный музыкальный слух, знала множество музыкальных фраз на слух. Правда, самой учиться игре на фортепиано не позволяли финансовые возможности семьи, а учёбу на скрипке маленькая перфекционистка-Таня отвергла. Однажды она услышала, как звучит инструмент, если на нём взять фальшивую ноту – стало противно.

Отец хорошо чувствовал артистическую душу дочери, видел в ней склонность к искусству. Но на артистическую карьеру смотрел скептически, намекая: «Лучше стать хорошим врачом, чем плохой артисткой».

Впрочем, наставления отца при окончании школы и поступлении в ВУЗ Татьяне слушать не пришлось – в самом начале войны, в 1941 году, он погиб на фронте. Мать больше не вышла замуж и до конца её жизни они были вместе – Таня и мама.

ВГИК и «женское кино»

Пытаясь найти себя в серьезной профессии, после школы Татьяна стала студенткой авиационного института – бросила, проучившись в нем лишь семестр. Через год поступила во ВГИК, откуда её собирались отчислить по итогам испытательного срока. К счастью, помогли учиться дальше режиссерские наработки 19-летней студентки.

Окончила ВГИК – определили на работу в Киностудию имени Горького и тут же сократили, так как в 1949 году резко начался период «малокартинья».

На самом деле, женщины в то время едва-едва начинали играть какую-то заметную роль в создании фильмов, и вполне вероятно, что к планируемым работам Лиозновой уже загодя прикрепляли ярлык «женского кино». Естественно, говорилось, что дискриминационного смысла в словосочетании «женское кино» нет. Мол, какая разница, кто снял картину, мужчина или женщина, если фильм снят талантливо. Но дискриминация, безусловно, существовала. Это обсуждалось на специальных конференциях, и режиссёр Алла Сурикова говорила, что термин «женское кино» совершенно недопустим. По крайней мере, применительно к нашим режиссёрам, ведь эпитет «женский» имеет-таки пренебрежительный оттенок.

Чем иначе объяснить, что Лиознова 10 лет после ВГИКа работает помощником режиссера и ставит спектакли в ТЮЗе, если не тем, что к слову «женщина-режиссер» относились настороженно?

Итак, через 10 лет после выдачи диплома режиссера Лиознова выпускает свою дебютную полнометражную картину «Память сердца».

1958: «Память сердца»

Это история про войну. Английский лётчик Ральф Чадвик (его играет Андрей Панов) сбит на территории СССР, обнаружен и взят под опеку местной жительницей. Ранение, поправка, уход в партизаны, прорыв к советскому отряду – всё это он вспоминает через долгие годы.
В Англии лётчик всё чаще слышит скептические высказывания об СССР, о стране, которую он полюбил. Чадвик испытывает невероятную благодарность к женщине и земле, которые его спасли, и потребность вернуться в Советский Союз. Героя зовёт в Москву память сердца, но он не знает, что расстались они с героиней навсегда.

1961: «Евдокия»

Обычная тульская семья рабочих. Евдоким и Евдокия воспитывают приёмных детей, каждый день сталкиваясь с обыденными бытовыми проблемами. Родителей, как правило, никто не воспринимает как просто людей, с их человеческими потребностями, правом ошибаться – всё настолько растворено в заботе о детях, что кажется незыблемым. Может ли кто-то подумать, что когда-то они любили кого-то кроме своих детей? Что когда-то в их жизни была страсть, увлечения?

1963: «Им покоряется небо»

Лента «Им покоряется небо» — реальная история разработки истребителя МиГ-9. При первом полёте испытателя всё проходит нормально, но при втором, при попытке усовершенствовать машину, лётчик Колчин гибнет. Через несколько лет друг Колчина решает провести еще одно испытание – он нашел магнитофонную запись, в которой покойный друг оставил свои замечания и планы.

Консультантом по фильму выступал настоящий лётчик, молодой вдовец, и между ним и Татьяной Лиозновой возникли чувства, которые они пронесли через всю жизнь. Татьяна даже удочерила одну из его дочерей, Людмилу, которая считала её матерью и ухаживала за ней в преклонные годы.

1965: «Рано утром»

Картина о том, что вырасти хорошим человеком можно и без родителей, но на незримом их примере. О том, как крепки родственные узы. Родители 18-летнего Алёши умирают, и он остается на руках с пятилетней сестрой. Парень не отдает Надю никому из родственников или в детский дом, он рассчитывает только на себя и это помогает ему в трудных ситуациях.

1967: «Три тополя на Плющихе»

Картина «Три тополя на Плющихе» удостоилась первой премии аргентинского Международного фестиваля. Фильм отметили за реальность отображения человеческой жизни и изображение подлинной супружеской верности.

В центре повествования деревенская женщина Анна, которая приезжает в Москву торговать на рынок. Один день. Огромный город. Женщина случайно встречает родственную душу – московского таксиста. И любовь проходит мимо, лишь осеняя их своим светлым крылом – не случается ни объяснений, ни даже прикосновений. Но этот момент не по-деревенски чуткая, лиричная Анна, которую даже свои домашние считают немного блаженной, запомнит навсегда.

1973: «Семнадцать мгновений весны»

«Семнадцать мгновений весны» транслировали в телеэфире более 40 лет. Картина разошлась на цитаты и пародии, её персонажи стали самостоятельными частями поп-культуры. Лиознова получила
Орден Октябрьской революции за этот многосерийный фильм, но всепоглощающая любовь народа к этой киноленте была дороже всех наград. О причинах этой любви гадают долгие годы. Здесь удачно сложились несколько факторов:

  • то, что это сериал,
  • то, что в сериале увлекательный сюжет,
  • то, что спустя 30 лет после Войны эта тема оставалась животрепещущей,
  • то, что главного героя любят как Мужчину в форме
  • то, как чисто, целомудренно реализована тема Любви

И, разумеется, звёздный актёрский состав. Многие из вытащенных Лиозновой на экран до этого имели устойчивое комическое эго – Броневой, Куравлёв, Табаков. Их роли стали настоящими открытиями для зрителя.

1980: «Мы, нижеподписавшиеся»

Социальная драма «Мы, нижеподписавшиеся» поражает своей злободневностью и смелостью режиссера. Хлебозавод сдают в эксплуатацию с нарушениями, и для одних героев становится делом принципа объект не принять, а для других – во что бы то ни стало пропихнуть объект.
Режиссер утверждает, что картина полна любви к родному народу, и именно народ будет азартно следить за потасовкой комиссии и директора строительно-монтажного управления и плакать в конце.

1981: «Карнавал»

Единственная музыкальная комедия также пропитана лиризмом. Распространенный сюжет о покорении Москвы: девушка приезжает поступать в театральное, срезается, но не сдается, грезит сценой, влюбляется и обжигается. Но Москва слезам не верит, а сильные девушки не плачут, поэтому автор вместе с Ниной Соломатиной верят – когда-нибудь сцена загорится для неё яркими огнями, ведь упорство и веру в себя Нина уже выработала.
1986: «Конец света с последующим симпозиумом»

Последний фильм Татьяны Лиозновой был антиамериканской лентой. Зрители увидели его только раз – после в стране начались перемены, которые антиамериканизма не терпели.

На съемочной площадке Татьяна Лиознова была строга. Она блестяще покоряла все жанры, за которые бралась, не терпела недоделок, ссорилась «навсегда», обрывала дружеские связи, если друзья фальшивили, была пряма и неподкупна, но никогда не фальшивила сама. Возможно, тому причиной была услышанная в детстве фальшивая скрипка? Когда Таня на мамину реплику: «Скоро и ты так будешь играть» ответила: «Неееет. ТАК играть я никогда не буду!».

Татьяна Моисеевна умерла в 2011 году в Москве. До конца рядом была приемная дочь Людмила. В 2016 году дом, где жила Лиознова, отметили мемориальной доской.

Недавно был ее 95 день рождения….

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.