Какими были первые русские фильмы: жанры, темы и мастера кадра

Природа дореволюционного кино была своеобразна и многогранна. Фильмы различались тематически, жанрово, имели разнообразные методы построения. Однако выделялись доминирующие тенденции:

  • среди тем превалировали литературно-исторические;
  • среди жанров лидировала драма;
  • преобладающий метод условно назывался «театрально-иллюстративным»

Первые фильмы в дореволюционной России

Зарождавшийся кинематограф еще не имел собственного лица, не являлся отдельной институциональной единицей и питался достижениями театральной среды. Первые русские фильмы, как правило, состояли из набора фрагментов известных спектаклей. Камера выступала не инструментом творческого видения, а способом документации зрелищного материала, создаваемого средствами других сфер искусства. Театральная драма являлась для кино объектом подражания. Так, фильм «Свадьба Кречинского» представлял собой фиксацию на пленке отрывков одноименного спектакля.

Но стратегия кинематографистов постепенно менялась: стало целесообразней организовывать специальные постановки для съемки фильмов. Но структурно и функционально киноленты копировали спектакли: те же декорации, мизансцены, артисты; отсутствие живой речи компенсировалось выразительными движениями лица и тела.

1909-1914 гг. — плодотворный период для киноиндустрии.

Экранизируются:

  • театральные пьесы: «Смерть Иван Грозного» А. Толстого, «Дни нашей жизни» Андреева;
  • либретто опер и балетов, таких как «Евгений Онегин», «Дубровский»;
  • значимые труды классической литературы: «Идиот» Достоевского, «Коробейники» Некрасова;
  •  популярные повествовательные произведения той поры под авторством А. Вербицкой, Е. Нагродской и других;
  • исторические романы, а также фрагменты из учебников по истории. Ключевая идея таких фильмов, как правило, определялась господствовавшей буржуазной идеологией: исторические события как вереница подвигов отдельных великих личностей, вдохновляющих своим примером народ.

Таким образом, кинематограф экспроприировал творческий материал, формируемый другими сферами жизни, особенно литературой и историей. Всем известные авторы и произведения, громкие имена героев прошлого априори рождали зрительскую заинтересованность.

Предприниматели от кино получали весомый доход от проката фильмов, но мало заботились о достоверности сюжетов и соответствии оригиналу. Экранизации представляли собой не идейно завершенный, логично связанный продукт, а лишь иллюстрации, воспроизводящие наиболее зрелищные действия и эпизоды. Направленность на отражение самых ярких моментов событий или явлений послужила распространению приема «оживления» изобразительных и графических полотен. Показательный пример – фильм «1812», в котором многие сцены были дословным воссоздание картин Кившенко и Верещагина.

Особенности дореволюционного кино (черты, жанры)

Фильмы еще не представляли собой художественно целостного пространства, но уже выполняли просветительскую функцию.

Доступность и привлекательность кино делали его не только формой досуга для самых малообразованных слоев населения, но и источником знаний. Но, несмотря на определенную образовательную направленность, кинематограф, в первую очередь, удовлетворял потребность населения в зрелище. Особый интерес для публики представляли фильмы так называемой современной тематики. В основе некоторых из них лежали произведения известных прозаиков той поры, но большая часть снималась по оригинальным сценариям, а сюжет зачастую заимствовался из отчетов судебной и уголовной хроники.

Среди жанров доминировали три:

  • уголовно – приключенческий.

Предпосылки: детективная и уголовно-разбойничья литература, в частности, «пинкертоновщина» — явление западное, ставшее неотъемлемой частью российской действительности после революции 1905 г. Главным потребителем такого рода кино были низовые социальные слои (полупролетариат – полумещане). Однако динамичность сюжета и элементы авантюры позволили некоторой доли фильмов этого жанра попасть и на экраны дорогих кинотеатров.

  • комический.

Тематическим фундаментом служили сокращенные или измененные варианты фарсов и водевилей, почерпнутые из репертуара развлекательных заведений, таких как театр «Пассаж» Симона Сабурова, а также подражательные версии зарубежных (часто многосерийных) комедий, в которых из фильма в фильм присутствовал один и тот же герой-маска. Незамысловатый сюжет, строившийся на любовных приключениях и абсурдных случайностях, часто носил вульгарный и непристойный характер.

  • бытовая драма.

Особенность этого жанра заключалась в попытке отражения жизненных реалий таких слов населения как купечество, крестьянство, рабочий класс. Фильмы характеризовались художественной эклектикой: при всем стремлении режиссеров воссоздать подлинный быт и особенности повседневного обихода, персонажи и сюжеты отличались условностью. Движущим лейтмотивом были любовные переживания; среди зрителей преобладали мелкие торговцы, рабочие и городская прислуга.
Несмотря на то, что картины развлекательного характера составляли большую долю кинопоказов, постепенно закладывались основы психологического направления в кино, и главным протагонистом данного начинания был ученик Станиславского Александр Сергеевич Вознесенский – кинокритик и драматург.

Его статьи были проводником его идей:

  • в кино должен быть осуществлен переход от демонстрации внешних фактов и действий к отображению внутреннего мира героев и передачи их эмоционального состояния;
  • профессиональным примером для актеров кино в области раскрытия психологии персонажей являются артисты театра.

Вознесенский был автором сценария фильма «Женщина завтрашнего дня» (1914 г.), посвященного проблеме равноправия полов. Однако эта попытка оказалась не совсем удачной. Дальнейшее развитие жанра психологического направления продолжилось в годы войны, но под воздействием господствовавшего тогда декадентского мировоззрения он трансформировался в жанр «салонной» драмы.

Подражательный характер кино — театр как базис

В целом кинематограф в России достиг определенного прогресса в период с 1908 по 1914 г.:

  • сценарии стали более продуманными и логичными, сюжет скомпонованным;
  • режиссеры оттачивали мастерство в области построения мизансцен с учетом отсутствия живой речи;
  • операторы осваивали разные методы работы со светом;
  • появились натурные съемки

Но, несмотря на достижения, кино по-прежнему оставалось художественно и функционально зависимым от театра:

  • структура фильма, как правило, представляла совокупность относительно длинных и статичных эпизодов. Съемка велась с одной точки;
  • актерская игра имитировала театральную, иногда дополняясь ярко выраженной жестикуляцией и мимикой

Кинематограф являл собой невыразительную копию театра, его суррогат. Это во многом детерминировало сдержанное, а порой и негативное восприятие его возможностей как самостоятельного вида искусства.

Станиславский говорил, что кинематограф не обладает какой-либо оригинальностью, особыми имманентными чертами. Мейерхольд акцентировал внимание на его значении для науки в качестве инструмента наглядной визуализации каких-либо процессов и явлений. В представлении Маяковского кинематограф мог выступать только « удачным или неудачным множителем» тех образов, которые создает художник.

Но все три автора сходились в одном: в отказе признавать кинематограф самостоятельным искусством. И это мнение вытекало из объективной реальности тех лет: кино еще не обладало теми самостийными характеристиками (формами, инструментами, образами), которые бы отличали его от других творческих областей.

Успех русского фильмопроизводства — кинохроника, мультипликация, образовательное кино

Поиски кинематографом своего внутреннего «я», достойного места в мире искусства продолжались. И откликом на искания стало развитие трех жанров:

  1. Кинохроника. В 1908-1914 гг. выпуск такого рода материалов осуществляли фирмы Пате, Ханжонкова, а также Дранкова, благодаря которому в 1911 г. каждую неделю начал выходить первый в стране хроникальный журнал «Обозрение событий». Кадры кинохроники как прототип современного ревю появлялись в качестве небольших вставок во время основного показа в кинотеатрах. Таким образом освещались важные события того времени: «Пожар в Москве», «Нижегородская ярмарка».
  2. Научно-просветительские ленты. Первые опыты на данном поприще увидели свет еще в конце 19 в., но отсутствие надежной материальной базы приостановило начинания.

Возрождение жанра произошло в 1908 г., чему способствовала система проката, позволявшая не приобретать, а арендовать картины просветительского характера. В некоторых крупных городах университетские лектории оборудовались кинопроектором, и лекции сопровождались наглядными примерами. Кинооборудование использовалось и городскими самоуправлениями для трансляции фильмов в школах и народных домах. В целях пропаганды образовательного кино было учреждено общество «Разумный кинематограф», занимавшееся выпуском каталогов научных картин. В области создания просветительских лент особую роль играл Ханжонков.

Внутри своей фирмы он:

  • сформировал специальный Научный отдел с постоянным штатом сотрудников;
  • разработал план выпуска разнотематических научных картин. С 1911 по 1914 г. появился цикл материалов по физике («Электрический телефон»), медицине («Пьянство и его последствия»), биологии;
  • поставил во главу угла принцип достоверности как важнейший фактор съемки. Для этого было налажено взаимодействие (в виде консультаций) с профессорами Московского университета.

Однако научно-просветительское кино фактически не приносило прибыль, и его производство не было масштабно.

 Объемно-мультипликационная кинематография

Первопроходцем в этой области был Владислав Старевич. В 1912 г. он поставил «Войну усачей и рогачей» — фильм – пародию на иностранные исторические ленты.

 «Война усачей и рогачей»

Филигранно выполненные фигурки жуков и принцип покадровой съемки сформировали у зрителя ощущение реальности происходящего, и на волне успеха в прокат вышли: «Рождество обитателей леса», «Стрекоза и муравей» и другие картины.
Достижения отечественного фильмопризводства в 1907-1914 гг. оказало серьезное влияние на развитие отечественной культуры. Картины русской тематики стали незаменимой частью кинорепертуара, а сам кинематограф – инструментом самопознания людей, восприятия своей идентичности и причастности к единому целому – своей стране. Фильмопроизводство активно ширилось и совершенствовалось, постепенно занимая все большее место в жизни людей.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.