Выставки художников-карикатуристов в музее Эрарта в Петербурге


С 25 июля по 23 сентября 2019 года в петербургском музее современного искусства Эрарта одновременно проходят выставки двух известных петербургских художников-карикатуристов — «Мастер Боевого карандаша» Жозефа Ефимовского и «По-правка на время» Андрея Попова. Работы оригинальные и узнаваемые, принадлежащие к одному жанру, и одновременно очень непохожие, разделенные целой эпохой, позволяют оценить, как изменилась карикатура в нашей стране за несколько десятков лет. Авторские листы Ефимовского относятся к 1970-90 годам, работы Андрея Попова созданы в наши дни.

                         Жозеф Ефимовский и «Боевой карандаш» сатиры

Жозеф Ефимовский профессиональный художник, получивший специальное образование. В следующем году мастеру исполнится 90 лет. Бывший участник знаменитого ленинградского творческого объединения «Боевой карандаш» в своих работах в сатирической форме показывал проблемы современного ему советского общества. Его сюжеты затрагивают множество животрепещущих тем, большинство из которых актуальны и сегодня. Это воспитание детей и их взаимоотношения со старшим поколением, нормы поведения, недобросовестность чиновников, бескультурье, вредные привычки и многие другие темы на злобу дня. Герои его карикатур — лентяи, хулиганы, грубияны, демагоги, бюрократы… Целый калейдоскоп малоприятных сатирических персонажей, пороки которых художник умело и остро подчеркивает и беспощадно высмеивает.

Жозеф Ефимовский Потрясающая пара

Жозеф Ефимовский известен и как плакатист. Довольно большое место в его творчестве занимала политическая сатира, антиимпериалистические, антиамериканские и другие сюжеты на тему международных проблем.

Интересно взглянуть на работы карикатуриста глазами современного человека, ведь они  являются своеобразным путешествием в прошлое, напоминают энциклопедию минувшего времени. Раскрывая, казалось бы, обыденные, бытовые темы, художник проявляет оригинальность, удивляет фантазией и изобретательностью.

Жозеф Ефимовский не только талантливый карикатурист, он занимается оформлением книг, создает иллюстрации, пишет портреты и пейзажи, работает как станковый график.

                                 Андрей Попов — «Карикатура сродни улыбке»

Андрей Попов не учился живописи, но призвание заставило его свернуть с выбранного пути профессионального военного.

Он представляет новое поколение художников-сатириков, хотя его творения, вообще, сложно назвать карикатурами. Во всяком случае, под классическое определение этого жанра они не подходят. Сам художник называет свои работы «красивыми карикатурами». По его словам, он «не озабочен классификацией», а только хочет «увидеть и показать красоту», но роднит его творчество с карикатурой абсурдность.

Андрей Попов Sale

«Карикатура сродни улыбке», — считает художник. А ведь у улыбки множество оттенков, наверное, поэтому диапазон сюжетов карикатуриста довольно велик — от бытовых до
сюрреалистических. Их тонкая ирония настраивает на позитив и миролюбивое настроение, выражает симпатию и любовь к миру.

Попов не сторонник злой сатиры, уродливости и депрессивности в творчестве, его изошутки — это добрые зарисовки из жизни, веселый и, одновременно, философский взгляд на мир, на который он смотрит с непривычного ракурса, улавливая мелочи, мастерски передавая эмоции, подмечая необычное в привычном.

Кто-то называет его стиль «позитивный сюрреализм», кто-то «рисованная притча»,но, по сути, Андрей Попов создатель своего собственного, особого жанра, в основе которого — гэг, очевидная комическая нелепость. А подходит он к определению карикатуры гораздо шире, чем  это обычно принято, связывая ее не только с комедией, но и с мелодрамой и даже с трагедией, ведь этот жанр отражает жизнь со всеми ее проявлениями.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.