Творчество Николай Рериха

«Рерих — вот высшая степень современного русского искусства…»

Н.С.Гумилёв

Николай Константинович Рерих (1874-1947) – человек-легенда, один из самых загадочных и ярких представителей отечественного символизма и модерна, написавший за свою творческую жизнь более 7000 живописных полотен.

Он был талантлив во всем, что делал: будь то живопись, философия, общественная деятельность. Его идея Знамени Мира, являясь символом защиты культуры и национальных сокровищ, – уникальна.

Интерес к различным наукам стал проявляться с самого детства: он увлекался археологией, геологией, изучал животных и птиц, записывал былины и народные предания. Позднее сюжеты из этих записей легли в основу его полотен.

Кроме древнерусской тематики художник изучал восточную философию, собирал предметы быта. Учения восточных философов были близки ему по духу. Понимание философии Востока он перенес на свои картины.

Совместно с супругой они создали особую философию, уникальную систему, названную «Живая Этика». В этой системе осмыслены, систематизированы и использованы на практике основные процессы космической эволюции человечества. Объединив в себе научные и вненаучные способы познания окружающего мира, Живая Этика дала возможность для формирования новой системы познания, нового мышления.

Концепция творчества

В своем творчестве мастер объединил символизм и реализм, при этом делал особый акцент на цветовую гамму. Художественный стиль раннего периода  возник и развился на русской народной основе. Рерих мечтал вывести искусство за рамки обыденной жизни, помочь широкому зрителю формировать свой духовный мир. Раннее творчество художника перекликается с творчеством В.Васнецова своими собирательными образами русских людей и природы.

Поздний Рерих привносит в свою творческую концепцию и стиль живописи пантеизма Куинджи, придает природе, изображенной на полотнах глубокий смысл, формы, состояния – то, как понимал их художник сам. Глубоко реалистичный подход к изображаемому на картинах – основная черта в его творчестве, удивительным образом соединяющая в себе яркую самобытность и научную достоверность.

Все творчество мастера пронизано мистицизмом и особым способом восприятия реальности, видением мира, недоступным непосвященным. Несмотря на то, что в настоящее время Рерих считается одним из самых влиятельных эзотериков, сам он к приписываемому ему мистицизму относился с недоверием и настороженностью, считая, что мистицизм – это нечто туманное и неопределенное.

Темы и мотивы картин

Русь и славяне

В ранних работах Рериха-художника привлекает облик русских людей, он создает  своих Святополка Окаянного, Ярославну. С 1897 года начинает работать над серией картин и пишет картину «Гонец», которую тут же на выставке покупает П.М.Третьяков. После нее серию продолжат «Идолы» (1901 г.) и «Зловещие» (1901 г.)

Древнерусская архитектура

Изучая архитектурные памятники, живописец побывал в более чем сорока русских городах. В живописи этого периода он старался максимально точно запечатлеть «каменную летопись» Руси. Формы храмов, крепостных стен, башен воплощали для него  могучий и суровый дух предков. Одним из лучших в этой серии стало изображение Ростовского Кремля («Ростов Великий», 1903 г.)

Театральные декорации

В 1907 году Николай Рерих оформляет театральную постановку «Три волхва», готовит декорации к постановкам «Русских сезонов» в Париже («Половецкие пляски», «Псковитянка»). Его декорации к «Князю Игорю» в Лондоне в 1914 году покорили европейскую публику своей красочностью и четким отражением истории.

Учитель Востока

Одним из самых известных произведений того периода является «Тень учителя» (1932 г.), в которой воплощена восточная легенда о том, что тени мудрецов приходят для напоминания о каком-либо нравственном долге. В период путешествия по Индии было создано более 500 полотен.

Горные пейзажи

Рерих-художник – первый из русских живописцев, который в своем творчестве так полно и ярко отразил тему гор. Монументальность полотен «Красные кони» (1925 г.), «Эверест» (1931 г.) и «Слава Гималаев» (1943 г.) до сих пор поражают воображение.

Палитра и циклы творчества 

В ранних произведениях преобладают темные, насыщенные оттенки: красный, темно-синий, серый, темно-зеленый.

Лхамо, 1931

Позднее, в процессе самосовершенствования, художник начал изучать влияние цвета на организм человека. В своих дневниках он писал, что синий оказывает общеукрепляющее воздействие, зеленый восстанавливает нервную систему, розовый благотворно влияет на желудок, лиловый укрепляет мозг. В его полотнах преобладают синий, зеленый, лиловый и розовый цвета. Быть может, именно поэтому яркие краски на картинах гармонично сочетаются, живут, играют и передают всю глубину мироощущения художника.

Описание циклов творчества

На протяжении всей жизни Рерих вместе с семьей часто путешествовал. Он посетил многие города Европы, Америки, но особую страсть питал к Индии. Эта страна стала его вторым домом и последним пристанищем.

Дэвита, 1932

Большая часть его живописных полотен была связана с определенными циклами творчества живописца, а именно:

Гималайский цикл

В своем творчестве художник часто обращался к горам, ощущению их вечности и монументальности, считая, что у этих двух явлений много общего. В необычности освещения он находит новые, казалось бы, несовместимые цветовые сочетания и переносит их в свои работы. От смешения желтых, синих, белых, розовых красок горные цепи в его картинах ослепительно сияют. Переход от огненно-красных к темно-лиловым создает незабываемые закаты.

Лотос, 1933

Используя фиолетовый и желтый, цвет охры и синий, сочетания желтого с розовым, мастер достигает потрясающих сложнейших цветовых эффектов. «Гималайский цикл» – это «Тибет. Монастырь в горах», «Гималаи», «Кулута», «Лхаса», «Гуга Чохан», «Сантана», «Меч Гесэра», «Помни», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Красные кони».

Алтайский цикл

Вклад в изучение Алтая, внесенный Рерихом-художником, несоизмерим. Его этюды невероятно полно отражают всю силу, мощь и притяжение гор этого непостижимого края. С помощью игры света на скалах, воде и снегу художник создавал не просто четкое изображение, он придавал своим картинам символическое толкование, видимое им самим. Долина Верхнего Уймона была одним из любимых мест художника.

Охота, 1937

Ослепительно-белые пятна и бархатисто-синие тона передают всю красоту Алтайских гор. «Алтайский цикл» включает в себя следующие пейзажи и этюды: «Катунь», «Белуха. Алтай», «Белуха», «Горный пейзаж. Озеро», «Облако над озером», «Ойрот – вестник Белого Бурхана», «Буддийские пещеры. Кырлык», «Сосуд нерасплесканный», «Ковка меча (Нибелунги)».

Значение творчества Николая Рериха

Творческое наследие мастера невозможно оценить. Его картины, эскизы, рисунки хранятся во многих музеях мира и частных коллекциях. Полотна художника, хранящиеся в музее Международного Центра Рерихов в Москве, являются бесценным по значимости наследием.

Практически всю жизнь Рерих прожил в вынужденной эмиграции. Но при этом не терял надежды вернуться на Родину, поддерживал ее, продвигал русскую культуру. Результатом общемирового признания деятельности великого мастера являются его музеи во многих городах мира.

Его концепция цвета, видения форм предметов поистине уникальна и неповторима. Всю свою жизнь Николай Рерих нес в мир красоту и гармонию, его фраза, ставшая знаменитой:

«сознание Красоты спасет мир»

– является отражением внутреннего мира художника и звучит как завещание потомкам, которые будут наслаждаться его живописью.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.