История криминальной культуры в России кратко

История преступности в России уходит своими корнями еще в ХIV век, когда в Троицком списке Русской правды были описаны основные злодеяния: кражи, разбои и убийства. Однако первые упоминания о воровстве с признаками организованной преступности появились в нашей стране только в  ХI веке.

Первые разбойники Руси

Преступность в Древней Руси была плохо организована. Как правило, основными видами противоправных действий выступали кражи (зерна, вещей, лошадей), а украденное имущество перепродавалась по нескольку (иногда более трех) раз на рынке. Пойманные с поличным обязаны были выплатить крупный штраф, риски воров в то время были очень высокими (хозяева вещей могли убить их на месте без суда князя).

Конокрадов судили строго – выгоняли из общин,

а убийц еще строже – конфисковывалось все имущество в пользу общины, а их вместе с семьей и родственниками изгоняли.

Сама система правосудия была очень слабой и неразвитой: община и пострадавшие сами искали нарушителя, а князь судил его. Такая практика продолжалась вплоть до конца ХV века, но затем потеряла свою актуальность.

Организация первых преступных групп

Суд в Московском государстве. Худ., С.Иванов,1909 год

В Киевско-Печерском патерике существует упоминание первой трети XIII века о действовавших в то время воровских шайках. Круг их интересов был весьма специфичен – книги. А поскольку сбыть книги было весьма сложно, такой интерес говорит о существовании связей с теми, кто сбывал краденое, т.е. можно вести речь о профессиональных криминальных связях — с этого времени прослеживается такое явление, как «организованная преступность». Из того же патерика можно узнать и о существовавшей практике преследования бандитов, а также о том, что пойманные «на горячем» имели возможность откупиться от наказания.

Морские разбойники: русские пираты

История пиратства на Руси берет свое начало от жителей Великого Новгорода, которые ходили по морям и крупным рекам на маленьких судах, грабили корабли торговцев, соседние земли, небольшие города. Первые упоминания об их деятельности относится к XI веку, однако наибольшего масштаба они достигли в XIV веке.  Пиратская вольница закончилась в ХV веке — после присоединения Новгорода и прилегающих земель к Москве пиратство как явление прекратило свое существование.

Самое громкое преступление Древней Руси

Самое резонансное дело датируется 1551 годом, когда жители одного села Ярославской губернии ограбили монастырь и убили его игумена. Как стало известно впоследствии, около двадцати жителей были организованы священником. Внутри группы были распределены обязанности:

  • одни охраняли выходы,
  • другие выносили ценности,
  • третьи прятали тело убитого,
  • четвертые связывали свидетелей.

Налицо прослеживается совершение действий по предварительному сговору организованной преступной группой. С другой стороны, им не хватило криминальной сноровки сокрытия следов преступления — это говорит о том, что уровень организации злодеев в те времена был крайне низким.

Разбойники из высшего общества

Летом 1679 года на Красной площади состоялась казнь, вошедшая в историю, как наказание представителей высшего сословия. Казнили стольника и его сообщников, которые длительное время жгли, грабили села и убивали жителей. Для поимки преступников организовали специальный отряд. Несмотря на то, что одну их часть поймали, а вторая — сдалась добровольно, все они были повешены. Предполагаемые мотивы совершенных ими деяний —  потребность в деньгах для ведения светского образа жизни, но доподлинно это неизвестно. Этот случай – первое дошедшее до нас упоминание о злодеях из высшего сословия.

Появление термина «вор-карманник»

Реформы Петра I породили такое явление в истории российского криминала, как вор-карманник. Безусловно, кражи денег на городских улицах и раньше существовали. Однако поскольку ранее деньги носили в мошне, привязанной к поясу на веревке, то тех, кто занимался их кражами, называли «мошенники». Соответственно, после появления при Петровских реформах в русской одежде карманов, воров, занимающихся кражами денег из карманов стали называть «карманники». Параллельно с развитием промышленности и ростом городского населения стала расти и городская преступность, которую больше привлекало тайное хищение имущества, нежели простой придорожный грабеж.

Истоки «авторитетной» преступности

Первой легендой организованной преступности России стал Ванька Каин (урожденный Осипов), промышлявший карманными кражами, а затем впоследствии ставший официальным доносителем. Им была организована небольшая банда злоумышленников, которая занималась поимкой других нарушителей закона. За семь лет успешной работы Каин отправил в темницу 774 человека, которые имели отношение к криминальному миру Москвы. Однако его заслуги не помогли ему избежать наказания в виде пожизненной ссылки на каторгу с клеймом «вор». Неординарность личности Ваньки Каина подчеркивается тем, что при жизни появилась его автобиография, которая впоследствии легла в основу нескольких популярных в ХVIII-ХIХ веках романов.

Становление криминальной субкультуры преступного мира

Благодаря делу Ваньки Каина мы можем получить представление о взаимоотношениях в криминальной среде и образе жизни злодеев. Так, у преступников существовали группы, объединенные видами совершаемых деяний: домовые кражи, карманные кражи, разбой на дороге и в городе, кражи в банях, кражи с телег и возов. Днем бандиты промышляли кражами в городе, а ночью собирались в кабаках, заброшенных зданиях, под мостами, в притонах. Портрет типичного вора того времени:

  • деклассированные элементы,
  • бывшие работники мануфактур
  • или солдатские сироты в возрасте от 18 до 30 лет.

Большинство бандитов родилось в Москве и встало на воровской путь в силу жизненных обстоятельств.

Женщины и криминал

В XIX веке, как в России, так и в Европе наметилась тенденция к феминизации преступности. Женщины (в основном, как соучастники) в большинстве случае совершали кражи, грабежи, мошенничества.

Самой знаменитой преступницей тех времен была Софья Ивановна Блювштейн, больше известная как Сонька Золотая Ручка. Эта неординарная воровка прекрасно владела этикетом, была обучена хорошим манерам, обладала высоким артистизмом, благодаря чему она осуществляла самые смелые аферы и незаурядные кражи. В целом она специализировалась на краже драгоценностей. Несмотря на то, что ее неоднократно задерживали, долгое время ее вину так и не удавалось доказать. Однако в 1880 году ее все-таки поймали и сослали на Сахалин.

В общем, женская преступность того времени не носила серьезного характера, а Сонька Золотая Ручка до сих пор остается в истории легендарной воровкой про которую и в наше время снимают фильмы.

 Преступность и бандитизм в Одессе

Московская и петербургская преступность постепенно распространялась по стране и ко второй половине XIX-начале XX века закрепилась в других городах Российской империи.

Особое место в истории развития организованной преступности занимает Одесса, характеризующаяся быстрыми темпами роста криминала. Преступный  мир Одессы представлял собой пестрый национальный состав, в котором евреи сыграли не последнюю роль. В отличие от евреев Америки и Австро-Венгрии, предпочитавших экономические преступления (шантаж, различные махинации), одесская группировка была вовлечена во все виды противозаконной деятельности, в том числе связанной с насилием и убийствами.

Криминальная культура Одессы была многократно отражена в литературе и позднее в кинематографе. А в главных героях романов и фильмов легко угадываются авторитеты одесских бандитов во главе с главой преступного мира этого города — легендарным налетчиком Мишкой Япончиком.

Бандитизм после 1917 года

События 1917 года и последующей Гражданской войны стали новой вехой в истории развития организованной преступности в России. В стране начал процветать бандитизм, яркими представителями которого стали одесский Мишка Япончик и петроградский Ленька Пантелеев.

В борьбе с набирающей обороты преступностью правительство усилило меры борьбы с криминалом путем внедрения новой системы наказаний – лагерей с принудительными работами. Однако лагеря и колонии стали основой новой уголовной субкультуры и возникновения такого понятия, как «вор в законе».

Жаргоны и тюремная лексика   

Первое упоминание о жаргонах в криминальной культуре можно отнести к началу XVII века. Считается, что он пошел из казачьей среды. В то время казаки приравнивались к разбойникам, а в обиход вошли такие фразы, как:

  • «притон» (тайная пристань речных разбойников),

  • «дуванить» (то есть делить добычу),

  • «пустить красного петуха» (поджечь),

  • «влазное» (пошлина нового сидельца в пользу общины).

Последнее слово, кстати, использовалось вплоть до начала ХХ века и упоминается в «Словаре воровского и арестантского языка», написанного Всеволодом Поповым еще в 1912 году.

Благодаря «Исследованиям жаргона преступников» Павла Ильина (бывшего студента и осужденного) удалось выяснить, что лексика, употребляемая преступниками, тесно связана с их специализацией и местом отбывания наказания. Так, например,

  • в петербургских «Крестах» морг звали восьмым отделением,
  • в тобольской тюрьме покойник отправлялся «под березки»,
  • а в Иркутской тюрьме о мертвом говорили, что он отправился «по Усольскому тракту».

Позднее, после событий 1917 года и возникновения понятия «вор в законе» появляются новые тюремные жаргонизмы, часть которых используется и в настоящее время.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.