Решающую роль в популяризации российских постановок и исполнителей сыграла знаменитая антреприза С.П. Дягилева. Талантливый бизнесмен-организатор, ранее демонстрирующий Европе художественные выставки и оперные спектакли, хорошо осведомленный с запросами европейских зрителей, провел в 1909 году первые гастроли русского балета в Париже.
Фактически русские вернули на родину забытый там и сохраненный в России классический балет. Молодым артистам Большого и Мариинского театров рукоплескали Сара Бернар, Р.Ролан, О.Роден, К.Дебюсси, Э.Ростан, К.Сен-Санс, Э.Верхарн.
«Русские сезоны» стали регулярным и желанным событием, они проходили ежегодно в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Женеве, Риме, Нью-Йорке вплоть до 1929 года. Побочным явлением этого триумфа стала массовая ассимиляция балетмейстеров и танцоров в странах Старого и Нового света, которая многие годы позволяла русскому балету задавать тон в этой сфере.
Основным хореографом «Русских сезонов» по праву можно назвать Михаила Фокина. Окончив Петербургскую балетную школу, будучи учеником Карсавина, Волкова, Легата, Гердта и Петипа, он был принят в труппу солистом. Одновременно он брал уроки фортепиано и рисования, посещая вечерние классы Академии художеств. С 1902 года Фокин стал преподавать в балетной школе, а в 1904 году набросал план постановки первого балета «Дафнис и Хлоя» и предоставил его дирекции с докладной запиской, в которой излагал свое видение реформы балетного спектакля.
Молодой балетмейстер писал, что танец должен составлять единое целое с музыкой, его стилистика должна соответствовать содержанию, движение должно выражать эмоциональное переживание, стремление к мечте. Не получив ответ на докладную, Фокин занялся работой над спектаклем «Ацис и Галатея» для балетной школы.
Конфликт с администрацией в период революции 1905 г. привел к тому, что постановки Фокина ограничились выпускными и благотворительными спектаклями. На малой сцене удачные работы хореографа
«Сон в летнюю ночь», «Виноградная лоза», «Павильон Армиды», «Египетские ночи», «Евника» и чудесный дивертисмент «Шопениана»
не остались незамеченными.
Оформление ряда балетов художниками –«мирискусниками» привело к большому зрительскому успеху, вследствие чего ряд балетов был перенесен на сцену Мариинского театра. Во время работы с Дягелевым Фокин показал многие из вышеназванных балетов и поставил ряд новых:
«Петрушка», «Клеопатра», «Карнавал», «Ориенталии» «Шахерезада», «Жизель», «Жар-Птица», «Призрак Розы», «Нарцисс», «Подводное царство», «Золотой петушок», «Дафнис и Хлоя».
Многие из этих балетов стали достоянием европейской культуры.
Но уже в сезоне 1912 года Дягилев использовал как хореографа выдающегося танцовщика В.Нижинского, который поставил
«Послеполуденный отдых фавна», «Игры», «Тиль Уленшпигель», «Весна священная».
Эти перемены объясняются не только трениями между балетмейстером и антрепренером. Похоже, что Дягилев старался освежать репертуар для поддержания интереса поклонников «Русских сезонов».
Он
- поощрял использование современной музыки И.Стравинского, Э.Сати, С.Прокофьева, Ж.Орика, Д.Мийо, В.Дукельского, А.Лядова и прочих «небалетных» композиторов;
- приглашал для оформления спектаклей нестандартных художников – Л.Бакста, А.Матисса, Н.Рериха, А.Бенуа.
Балет на основе народных испанских танцев «Квадро фламенко» оформлял П.Пикассо.
В последующих сезонах был сделан упор на балеты Леонида Мясина, выпускника московского Императорского балетного училища. Им была создана комическая пантомима «Женщины в хорошем настроении» и другие балеты, которые принесли Мясину известность: «Парад», «Треуголка», «Волшебная лавка» и др. Последние годы ознаменовались привлечением к работе Жоржа Баланчина (Георгия Баланчивадзе), который учился не только в балетной школе, но и окончил Петроградскую консерваторию. Талантливый балетмейстер поставил ряд оригинальных балетов и снискал себе славу на этом поприще.
Любимый исполнитель Дягилева С.Лифарь также поставил в «Русских сезонах» свой первый балет – «Сказ про Лису, Петуха, Кота да Барана». Некоторые из этих балетов сейчас восстановлены на родине балетмейстеров. До недавнего времени в репертуарах наших театров была только «Шопениана» («Сильфиды»).
После смерти Дягилева все хореографы «Русских сезонов» остались работать за пределами России, воспитав учеников и последователей во многих уголках планеты.
В конце 30-х годов:
- М.Фокин стал автором прекрасного балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова, а потом основал первую балетную школу в США;
- Мясин создал «Русский балет Монте-Карло»,
- Баланчин организовал труппу «Американский балет»,
- Серж Лифарь возглавил «Гранд-Опера».
Большинство именитых солистов также не стали возвращаться в советскую Россию.