Советская живопись социалистического реализма

Что такое соцреализм в культуре СССР

Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП. Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении. Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:

  • пафосность,
  • жизнеутверждающее начало,
  • народность,
  • интернационализм,
  • неразрывность общества и судьбы отдельного человека.

Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.

Первые картины соцреализма

Ярким примером жанра может служить работа Дейнеки «Стахановцы» ( 1937 г). Колонны демонстрантов в ослепительно белых одеждах с восторженными лицами шествуют в направлении, которое символично задает Ленин, парящий над всеми на заднем плане. Панно в духе апофеоза дает понимание о стиле, который монополизировал советское искусство на последующие почти 4 десятилетия. Похожее композиционное решение использовано в огромном коллективном панно (руководитель В. Ефанов) «Знатные люди страны Советов»: те же колонны демонстрантов в белых одеждах на первом плане, малыши на плечах героев труда и аксакалы в национальных одеждах.

Сообщества художников

Государство выступало основным заказчиком  и потребителем нового искусства. Культура же была агитационным и пропагандистским средством. Реалии времени заставляли художников, отображая в живописи соцреализм, создавать то, что необходимо было государству. И это имело отношение как к тематике, так и к способу отображения, к форме. Заказ не обязательно был прямой, мастера творили по собственному желанию, но существовала определенная властная инстанция, которая решала вопросы о присутствии картины на выставке, о поощрении творчества или его порицании. Зачастую роль такой инстанции брали на себя критики. И хотя определенных норм и канонов в советской живописи соцреализма не существовало, рецензенты отлично воспринимали и передавали идеологические запросы от высших эшелонов власти. Они творили суд над творчеством художников и выносили приговор. Тон критики мог быть нелестным, издевательским, растаптывающим и карательным.

Основы системы государственного заказа были заложены еще на заре Советской власти, а поставщиком была Ассоциация художников революционной России. В ее обязанности входило выполнение соцзаказов государственных органов. Но в то время существовали и конкурировали между собой другие сообщества, отражающие различные направления. Победителем в этой конкурентной борьбе вышел АХРР. Он своей эстетикой наиболее соответствовал чаяниям власти и вкусам масс. Сюжеты членов Ассоциации иллюстрировали и протоколировали то, что происходило в жизни, они были всем ясны и понятны. Такая эстетика легла в основу советского живописного  соцреализма после насильственного расформирования всех других обществ к началу тридцатых годов.

Жанры живописного соцреализма

В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.

Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма. Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе». Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.

  1. Исторические сюжеты

Тематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.

  1. Портрет как просвещение

Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.

Это также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова. В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.

Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона,  И. Машкова — «Дама в голубом».

Художественные средства соцреализма

  1. Масштаб

Масштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России. Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.

  1. Апофеоз

Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и  на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г. Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд.

  1. Гиперболизация

В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.

Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:

  • гигантизм,
  • пафосность объемов и масштабов.

Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы. Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.

  1. Монументализм

Монументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника». Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми. А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу.

  1. Умеренность

Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой. Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.

  1. Лиризм

Для разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве». Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.

  1. Футуристический вектор

В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.

Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у  художников жанра Ефанова и В.Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.

Наша презентация темы

Альтернативная живопись советского периода

Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.

Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.

Особенности поздней истории жанра

Позже, в 50-х годах, когда Сталина, олицетворяющего в себе стиль тоталитаризма, уже нет, социалистический реализм попытается присвоить черту человечности.

Предвестником этого направления стали полотна художника А. Пластова. Особенно пронзителен его сюжет о бессмысленной смерти пастушка в «Фашист пролетел» 1942 г.

Хорошо видно, как меняется государственная интонация на семейную у Ф.Решетникова. 

Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально  и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.

Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.