К 1991 году русский рок представлял собой сформированное культурное движение с собственной спецификой.
Постсоветская история русского рока (1990-е)
Распад СССР повлёк за собой появление ряда новых условий развития русского рока:
- ликвидация внутренней цензуры.
Как известно, в советское время тексты коллективов подлежали утверждению («литовке»), а сам процесс выступления также был строго регламентирован. После ликвидации советской системы музыканты более не были подвержены нравственному контролю со стороны культурных учреждений, а их творчество освободилось от цензурных рамок;
- падение «железного занавеса».
Началось свободное проникновение образцов западной рок-культуры к российскому слушателю, у которого появилась возможность знакомиться с новыми направлениями одновременно со всем миром. Это привело к сокращению «культурного отставания» отечественной музыки от мировых образцов и расширению музыкальных жанров, осваиваемых русским роком в постсоветской России (гранж, рэп-кор, нойз, амбиент и т.д.);
- появление независимых радиостанций.
90-е годы ознаменовались появлением первых негосударственных (Европа Плюс, SNC, Эхо Москвы), а также демократизацией уже существовавших станций радиовещания (Радио 1, Маяк), на волнах которых начинает звучать русский рок. Однако следует сказать, что большинство новых станций были ориентированы, в первую очередь, на западный материал в силу относительно невысокого качества записей русскоязычных коллективов. «Наше радио», первая радиостанция, целиком ориентированная на русский рок, появилась лишь в 1999 году;
- проведение масштабных рок-фестивалей.
Практика крупных сборных рок-концертов, основанная ещё в последние годы существования СССР, получила своё развитие в постсоветский период. В 1996 году по инициативе группы «ДДТ» в Санкт-Петербурге был проведён фестиваль «Наполним небо добротой», с этого же времени проводится мероприятие «Rock-Line», с 1995-го – «Maxidrom», а с 1999-го – фестиваль «Нашего радио» «Нашествие». Эти мероприятия были ориентированы, в первую очередь, на привлечение молодых коллективов. На этих площадках прошли первые выступления перед широкой публикой таких групп, как «Король и Шут», «Сплин», «Пилот» и т.д.
Вместе с тем, наметились тенденции, негативно воздействующие на развитие рок-музыки. Культура отныне подчинялась требованиям рынка, и русский рок, не представляющий более интереса как движение, находящееся в авангарде борьбы с советской системой, оказался вовлечён в конкурентную гонку.
Это осложняло многим молодым коллективам выход на большую сцену и попадание в эфир авторитетных радиостанций. Более того, около половины старых коллективов вынуждены были прекратить своё существование по этой же причине. Идеологические и цензурные ограничения уступили место требованиям «формата» и коммерческой успешности.
В 90-е годы наметился культурный водораздел между поколениями рок-музыкантов:
- творчество представителей «советской школы» характеризовалось большей вовлеченностью в политическую жизнь. Старые коллективы («Машина времени», «Алиса») участвовали в выступлениях в поддержку демократии в 1991 (во время августовского путча), в 1993 (во время Конституционного кризиса) и в 1996 году (акция «Голосуй или проиграешь» в поддержку президентства Б. Ельцина);
- молодые группы были сосредоточены преимущественно на творческом компоненте, предпринимая попытки перенести на русскую почву новые стили, популярные на западе.
В 1990-е годы создаются или приобретают всероссийскую известность коллективы, играющий в таких стилях:
- гранж, панк, поп-панк («Тараканы!», «Король и Шут», «Наив», «Ногу Свело!», «Пилот»);
- брит-поп («Сплин»);
- пауэр-метал («Эпидемия», «Catharsis»);
- готик-рок («Агата Кристи»).
Продюсерская музыка. «Рокапопс» – 2000-е
К началу 2000-х в русском роке начинает активно развиваться новое направление «рокапопс». Преимущественно дублируя традиции западного брит-попа, явление, тем не менее, получило специфическое название, характеризующее конкретное культурное явление, прогрессировавшее в России в указанное десятилетие.
Автором термина считается лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Это направление стало результатом массового развития продюсерской музыки в России и попыткой привести рок-музыку в наибольшее соответствие с требованиями среднестатистических FM-радиостанций.
Можно выделить такие характеристики данного жанра:
- популярность большинства групп была результатом продюсерского вмешательства (хотя коллектив мог существовать и долгое время до этого);
- прослеживалась стилистическая ориентация на западный поп-рок;
- относительная «лёгкость» звучания. Сохраняя в основе живой гитарный звук, коллективы использовали электронные элементы в аранжировках и имели «мягкий», более «форматный» саунд;
- как следствие, композиции групп гораздо чаще попадали в теле- и радиоэфир.
Первопроходцами стиля по праву считаются «Мумий Тролль» и «Земфира». Также в это время приобретают популярность группы «Танцы минус», «Би-2», «Ночные снайперы», «Маша и Медведи». Данное явление на два последующих десятилетия обусловило механизм продвижения многих рок-коллективов на большую сцену.
Русский рок в условиях кризиса звукоиздающей индустрии – 2010-е
Возрастающая популярность Интернета положила начало революции в области обмена информацией, которая характеризуется такими процессами:
- музыка распространяется преимущественно во всемирной сети, а не на CD;
- запись и издание альбома более не является источником стабильного дохода, поэтому музыканты отказываются от услуг звукоиздающих лейблов.
Таким образом, наметился крах монополии компаний, занимающихся вопросами публикации музыкального материала.
Какие же последствия это имело для русского рока?
- данная тенденция значительно упростила процесс попадания материала от музыканта к слушателю. Это открыло дорогу многим начинающим или экспериментальным коллективам в обход «форматных» и коммерческих препятствий;
- налаженный обмен информацией напрямую между музыкантом и слушателем предоставил возможность для стилевых экспериментов, позволил создать жанровое разнообразие, максимально удовлетворяющее запросы, даже самые малочисленные. На данном этапе начали активно развиваться такие экспериментальные для России жанры, как трип-хоп, эйсид-джаз, лаунж;
- отсутствие необходимости официального издания привело к снижению требований к качеству записи и позволило создавать материал даже в домашних условиях. Это привело к росту популярности направления low-fi в русской рок-музыке (от английского словосочетания low fidelity – низкое качество).
Данная ситуация обуславливает спрос на так называемую «инди-музыку» (от английского independent – независимый), которая создаётся в обход коммерческих требований и по этой причине призвана максимально соответствовать запросу слушателя.
В силу описанных явлений, в русском роке на данный момент наблюдается всё более углубляющаяся стилевая стратификация. Среди наиболее интересных коллективов информационной эпохи следует отметить «Барто», «РабФак» и др.
Однако следует учитывать, что
- новые тенденции в музыке не отменяют уже существующие, которые продолжают развиваться в традиционном русле;
- в данное время происходит рост стилевого разнообразия, а не поступательная смена одних стилей другими.
Итак, современный русский рок подвержен таким явлениям:
- сейчас он представляет совокупность разнообразных жанров, концептуальное родство которых прослеживается очень слабо;
- «глобализация» творчества ведёт к нивелировке региональных направлений;
- многие современные исполнители предпочитают позиционировать своё творчество как часть общемировой культуры в обход собственно русского рока;
- развитие обусловлено, в первую очередь, стремлением не допустить «культурного разрыва» между российской и западной музыкальной традицией.
Таким образом, понятие «русский рок» сейчас является скорее устоявшимся идеологическим символом, условно объединяющим множество разрозненных направлений.