К 1991 году русский рок представлял собой сформированное культурное движение с собственной спецификой.
Постсоветская история русского рока (1990-е)
Распад СССР повлёк за собой появление ряда новых условий развития русского рока:
- ликвидация внутренней цензуры.
Как известно, в советское время тексты коллективов подлежали утверждению («литовке»), а сам процесс выступления также был строго регламентирован. После ликвидации советской системы музыканты более не были подвержены нравственному контролю со стороны культурных учреждений, а их творчество освободилось от цензурных рамок;
- падение «железного занавеса».
Началось свободное проникновение образцов западной рок-культуры к российскому слушателю, у которого появилась возможность знакомиться с новыми направлениями одновременно со всем миром. Это привело к сокращению «культурного отставания» отечественной музыки от мировых образцов и расширению музыкальных жанров, осваиваемых русским роком в постсоветской России (гранж, рэп-кор, нойз, амбиент и т.д.);
- появление независимых радиостанций.
90-е годы ознаменовались появлением первых негосударственных (Европа Плюс, SNC, Эхо Москвы), а также демократизацией уже существовавших станций радиовещания (Радио 1, Маяк), на волнах которых начинает звучать русский рок. Однако следует сказать, что большинство новых станций были ориентированы, в первую очередь, на западный материал в силу относительно невысокого качества записей русскоязычных коллективов. «Наше радио», первая радиостанция, целиком ориентированная на русский рок, появилась лишь в 1999 году;
- проведение масштабных рок-фестивалей.
Практика крупных сборных рок-концертов, основанная ещё в последние годы существования СССР, получила своё развитие в постсоветский период. В 1996 году по инициативе группы «ДДТ» в Санкт-Петербурге был проведён фестиваль «Наполним небо добротой», с этого же времени проводится мероприятие «Rock-Line», с 1995-го – «Maxidrom», а с 1999-го – фестиваль «Нашего радио» «Нашествие». Эти мероприятия были ориентированы, в первую очередь, на привлечение молодых коллективов. На этих площадках прошли первые выступления перед широкой публикой таких групп, как «Король и Шут», «Сплин», «Пилот» и т.д.
Вместе с тем, наметились тенденции, негативно воздействующие на развитие рок-музыки. Культура отныне подчинялась требованиям рынка, и русский рок, не представляющий более интереса как движение, находящееся в авангарде борьбы с советской системой, оказался вовлечён в конкурентную гонку.
Это осложняло многим молодым коллективам выход на большую сцену и попадание в эфир авторитетных радиостанций. Более того, около половины старых коллективов вынуждены были прекратить своё существование по этой же причине. Идеологические и цензурные ограничения уступили место требованиям «формата» и коммерческой успешности.
В 90-е годы наметился культурный водораздел между поколениями рок-музыкантов:
- творчество представителей «советской школы» характеризовалось большей вовлеченностью в политическую жизнь. Старые коллективы («Машина времени», «Алиса») участвовали в выступлениях в поддержку демократии в 1991 (во время августовского путча), в 1993 (во время Конституционного кризиса) и в 1996 году (акция «Голосуй или проиграешь» в поддержку президентства Б. Ельцина);
- молодые группы были сосредоточены преимущественно на творческом компоненте, предпринимая попытки перенести на русскую почву новые стили, популярные на западе.
В 1990-е годы создаются или приобретают всероссийскую известность коллективы, играющий в таких стилях:
- гранж, панк, поп-панк («Тараканы!», «Король и Шут», «Наив», «Ногу Свело!», «Пилот»);
- брит-поп («Сплин»);
- пауэр-метал («Эпидемия», «Catharsis»);
- готик-рок («Агата Кристи»).
[the_ad id=»12793″]
Продюсерская музыка. «Рокапопс» — 2000-е
К началу 2000-х в русском роке начинает активно развиваться новое направление «рокапопс». Преимущественно дублируя традиции западного брит-попа, явление, тем не менее, получило специфическое название, характеризующее конкретное культурное явление, прогрессировавшее в России в указанное десятилетие.
Автором термина считается лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Это направление стало результатом массового развития продюсерской музыки в России и попыткой привести рок-музыку в наибольшее соответствие с требованиями среднестатистических FM-радиостанций.
Можно выделить такие характеристики данного жанра:
- популярность большинства групп была результатом продюсерского вмешательства (хотя коллектив мог существовать и долгое время до этого);
- прослеживалась стилистическая ориентация на западный поп-рок;
- относительная «лёгкость» звучания. Сохраняя в основе живой гитарный звук, коллективы использовали электронные элементы в аранжировках и имели «мягкий», более «форматный» саунд;
- как следствие, композиции групп гораздо чаще попадали в теле- и радиоэфир.
Первопроходцами стиля по праву считаются «Мумий Тролль» и «Земфира». Также в это время приобретают популярность группы «Танцы минус», «Би-2», «Ночные снайперы», «Маша и Медведи». Данное явление на два последующих десятилетия обусловило механизм продвижения многих рок-коллективов на большую сцену.
Русский рок в условиях кризиса звукоиздающей индустрии — 2010-е
Возрастающая популярность Интернета положила начало революции в области обмена информацией, которая характеризуется такими процессами:
- музыка распространяется преимущественно во всемирной сети, а не на CD;
- запись и издание альбома более не является источником стабильного дохода, поэтому музыканты отказываются от услуг звукоиздающих лейблов.
Таким образом, наметился крах монополии компаний, занимающихся вопросами публикации музыкального материала.
[the_ad id=»12896″]
Какие же последствия это имело для русского рока?
- данная тенденция значительно упростила процесс попадания материала от музыканта к слушателю. Это открыло дорогу многим начинающим или экспериментальным коллективам в обход «форматных» и коммерческих препятствий;
- налаженный обмен информацией напрямую между музыкантом и слушателем предоставил возможность для стилевых экспериментов, позволил создать жанровое разнообразие, максимально удовлетворяющее запросы, даже самые малочисленные. На данном этапе начали активно развиваться такие экспериментальные для России жанры, как трип-хоп, эйсид-джаз, лаунж;
- отсутствие необходимости официального издания привело к снижению требований к качеству записи и позволило создавать материал даже в домашних условиях. Это привело к росту популярности направления low-fi в русской рок-музыке (от английского словосочетания low fidelity – низкое качество).
Данная ситуация обуславливает спрос на так называемую «инди-музыку» (от английского independent – независимый), которая создаётся в обход коммерческих требований и по этой причине призвана максимально соответствовать запросу слушателя.
В силу описанных явлений, в русском роке на данный момент наблюдается всё более углубляющаяся стилевая стратификация. Среди наиболее интересных коллективов информационной эпохи следует отметить «Барто», «РабФак» и др.
Однако следует учитывать, что
- новые тенденции в музыке не отменяют уже существующие, которые продолжают развиваться в традиционном русле;
- в данное время происходит рост стилевого разнообразия, а не поступательная смена одних стилей другими.
Итак, современный русский рок подвержен таким явлениям:
- сейчас он представляет совокупность разнообразных жанров, концептуальное родство которых прослеживается очень слабо;
- «глобализация» творчества ведёт к нивелировке региональных направлений;
- многие современные исполнители предпочитают позиционировать своё творчество как часть общемировой культуры в обход собственно русского рока;
- развитие обусловлено, в первую очередь, стремлением не допустить «культурного разрыва» между российской и западной музыкальной традицией.
Таким образом, понятие «русский рок» сейчас является скорее устоявшимся идеологическим символом, условно объединяющим множество разрозненных направлений.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь