Даниил Гранин (наст. Герман) – сперва советский, а позже российский писатель, который начал свой творческий путь ещё в первые послевоенные годы, автор произведений
«Зубр», «Иду на грозу», «Мой лейтенант».
Творчество Д.Гранина – ранние годы, литературное становление
Даниил Гранин появился на свет в 1919-м в Вольске (Саратовская губерния). Первые годы писателя прошли в русской глубинке, и сам он называл своё раннее детство «лесным»:
«Детство, оно было лесное… Баня со снежным сугробом, куда прыгал распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи…»
Реальность русской периферии формировала начальные представления автора о красоте, мире и месте человека в нём. Сам Гранин утверждал, что родиной писателя непременно является детство, поэтому истоки его творческого реализма стоит искать именно здесь – в Поволжье.
Перебравшись чуть позже с семьёй в Ленинград, будущий писатель поступает в Политехнический институт. Он тогда ещё не задумывается всерьёз о литературе, однако к концу обучения неожиданно для себя создаёт первое произведение – повесть о польско-французском революционере Ярославе Домбровском. Этот факт обусловил творческую тенденцию к созданию документально-биографических произведений, которым Даниил Александрович уделял особое внимание на поздних этапах творческого пути. Однако сама повесть тогда не понравилась автору, поскольку, по его словам, он писал о том, чего сам не видел:
«Написанное казалось безобразным, жалким, но остановиться я не мог».
В будущем это также определит специфику его творчества – реализм или документальная доказательность как обязательное условие литературного процесса.
В годы войны, будучи в Ленинграде, Гранин сперва трудился на Кировском заводе, позже, добившись снятия с него «брони», ушёл на фронт. Война произвела глубокое впечатление на автора, она, как он утверждал, научила его любви и братству. Однако к военной тематике он обращается позже.
В 1949-м в издании «Звезда» был опубликован первый рассказ писателя, который носил название «Вариант второй» и был создан им годом ранее. Тогдашняя жизнь писателя наложила отпечаток на специфику этого произведения. Работая в Ленэнерго, он создаёт повествование об аспирантах «политеха» и впервые воплощает в жизнь свою творческую философию – брать за основу сюжета лишь переживания и проблемы, взятые лишь из реальной жизни, и искать романтизм в трудовой повседневности. Избранная сюжетная модель для того времени была отнюдь не нова – отечественный соцреализм тогда находился в своём зените. Традиционной была и коллизия – столкновение таланта и целеустремлённости с бюрократией и карьеризмом. Чуть позже выходят произведения «Спор через океан» и «Искатели», которые также были выдержаны в духе реализма и научно-технической поэтичности. Именно роман «Искатели» и принёс писателю широкую известность.
Оказавшись в Союзе писателей, Гранин знакомится с тогдашними прозаиками и поэтами: К.Паустовским, А. Чивилихиным, М. Дудиным. По словам писателя, ему также посчастливилось застать ещё живыми Е. Шварца, А. Ахматову, О. Берггольц.
Все эти литераторы в разной степени формируют его как начинающего литератора.
Таким образом, в рассмотренный период:
- происходит становление творческой личности Даниила Гранина,
- им осуществляется поиск собственного стиля.
На этот процесс влияют разноплановые события в его жизни: учёба в качестве студента и аспиранта политехнического института, фронт, позже – знакомство с советскими литераторами. «Реализм Гранина» окончательно формируется лишь в 50-х годах.
Путь Гранина от социалистического к историческому реализму (1956–1980)
В середине 50-х годов в жизни страны произошли изменения, значительно повлиявшие на творчество Даниила Гранина. Самым главным из них оказался XX съезд КПСС, в ходе которого была произведена переоценка личности И. Сталина. На писателя это произвело огромное впечатление. Именно тогда он впервые появляется идея обратиться к военной теме с целью заставить себя и читателя взглянуть по-иному на недавние трагические события, избавиться от пафосного казённого стиля и показать войну со всеми её ошибками и несправедливостями. Вместе с тем, этот авторский замысел был реализован значительно позже.
В числе первых военных произведений оказалась книга «Пленные» (1967), а в 1977 году увидела свет «Блокадная книга» – документальное произведение, созданное Даниилом Граниным совместно с Алесем Адамовичем.
«Иной взгляд» удался – книга была запрещена, а опубликована без купюр лишь в 1984.
Для писателя это была попытка описания «окопной войны», которую он видел, будучи свидетелем ленинградской блокады. Кроме того, в этих произведениях автор рассуждал о генезисе нацистской идеологии и о необходимости межнационального объединения в битве за мир.
В 1960-е наступает конец этапа «научно-технической поэтичности». Последним произведением автора в подобном ключе стала повесть «Однофамилец», вышедшая в 1985 году. По признанию самого писателя, в прошлое ушла научная романтика, инженеры перестали быть героями своего времени и подобный отказ от прежней творческой модели являлся избавлением от ненужных надежд.
Путевые заметки – новые книги Гранина
С середины 50-х Даниил Гранин много путешествует. Это открывает новую страницу в его творчестве – освоение жанры записок путешественника. В разные годы писатель посетил Кубу, Японию, Австралию, США. Считая данный жанр «опасно лёгким», автор привлекал юмор в качестве способа ухода от принятых в этой отрасли литературных шаблонов. Тем более для него самого это послужило своеобразным экзаменом на творческую пригодность и позволило развить литературное мастерство, поскольку, как считает автор, всему можно научиться, кроме юмора. В центре повествования традиционно находилось не описание событий, а фигура самого писателя и его личные впечатления. Результатом этих поездок стала публикация произведений
– «Остров молодых»,
– «Месяц вверх ногами»,
– «Церковь в Овере»,
– «Сад камней» и др.
В указанный период происходит:
- пересмотр Граниным творческих взглядов,
- в частности, происходит отказ от научно-технической романтики,
- реализуется обращение к жанру путевых заметок,
- осуществляются первые серьёзные опыты на документально-художественном поприще.
Зрелое творчество писателя Д.Гранина
Последние три десятилетия в творчестве писателя отметились дальнейшим развитием документальной беллетристики.
В 1987 году вышло произведение о Н. Тимофееве-Ростовском «Зубр», через четыре года – «Повесть об одном учёном и одном императоре» о судьбе Доминика Араго, чуть позже – «Бегство в Россию» (про Альфреда Саранта и Джоэля Бара), и «Вечера с Петром Великим».
В 2011 году был опубликовано произведение «Мой лейтенант», в котором Гранин вновь обращается к теме блокадного Ленинграда. По признанию автора, это был взгляд на военные действия изнутри, из окопов, глазами населения, видевшего блокаду лично, слова и мысли которого вложены в уста главного героя – лейтенанта Д.
Гранин вне книг
С молодых лет Даниил Гранин тяготел к драматургии, поэтому неудивительно, что в его творческом багаже есть и сотрудничество с кинематографистами. Несколько его произведений было экранизировано, и писатель участвовал в написании данных киносценариев.
В разное время вышли картины по работам «Искатели» (1957), «После свадьбы» (1963), «Иду на грозу» (1965), «Однофамилец» (1978), «Первый посетитель» (1966).
Даниил Александрович Гранин преодолел на своём творческом пути эволюцию от соцреализма в сторону художественно-документальной прозы. Как писал сам литератор,
«Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь делать всё. В этом состоит профессионализм».
В 2012 году увидела свет его последняя к настоящему моменту книга «Заговор». Помимо литературы, Гранин сейчас занят также общественной деятельностью.
Кавалер орденов:
– Дружбы народов,
– Трудового Красного Знамени,
– Андрея Первозванного и др.
Лауреат литературных премий:
– Литературная Бунинская премия,
– «Большая книга»,
– Царскосельская художественная премия.