Советская литература – краткая история

Советская литература — это художественное творчество, созданное на территории СССР в период с 1917 по 1991 год. Её нельзя рассматривать исключительно как художественный процесс — это социально-культурный, политико-идеологический и эстетический феномен, тесно связанный с государственным устройством, его задачами и механизмами. Литература в СССР выступала не только формой искусства, но и мощным инструментом формирования общественного сознания.

Она выполняла двойную функцию:

С одной стороны — она формировала сознание масс, транслировала идеологию, создавала положительные образцы для подражания.

С другой стороны — оставалась пространством художественного поиска и внутренней свободы, в котором многие авторы, даже в условиях жесткого контроля, находили способы говорить о главном — о человеке, совести, правде.

Источники и предыстория

Советская художественная литература в своем развитии опиралась на:

  • революционную традицию (народническую, социал-демократическую публицистику, марксистскую литературу);
  • дореволюционную классику (Толстой, Чехов, Горький);
  • футуризм и авангард начала XX века.

Таким образом, она впитала в себя как просветительские традиции XIX века, так и революционную энергию XX века.

История советской литературы – периодизация, тенденции и имена

  1. Ранний советский период (1917–1929)

После Октябрьской революции 1917 года литература попала в бурный поток социально-политических преобразований. Основной задачей стало переосмысление мира, разрушение старой культуры и создание новой — пролетарской. Происходит демократизация литературной сферы: к слову и печати допускаются представители рабочих, крестьян, солдат.

Феномен пролетарской литературы

Цель — формирование нового типа литературы, созданной и понятной рабочим массам. Основной темой становится героизм рабочего класса, строительство нового общества, революционная борьба.

Алексей Гастев — поэт, прозаик, теоретик труда. В его стихах воспеваются машины, заводы, «новый человек» как часть механизма индустриального труда.

Литературные объединения:

  • Пролеткульт — организация, стремившаяся создать независимую пролетарскую культуру.
  • ЛЕФ (Левый фронт искусства) — футуристы и конструктивисты, во главе с Маяковским. Искали новый язык, «литературу факта», слом традиционных форм.
  • РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей (1925–1932), провозглашала классовую борьбу в литературе.
  • ОБЭРИУ — Объединение реального искусства: группа формалистов и абсурдистов (Даниил Хармс, Александр Введенский), позже репрессированных.

Тенденции периода:

  • Смелые эксперименты в форме и стиле.
  • Доминирование лозунговой поэзии.
  • Поиск новых героев (солдат, пролетарий, инженер).
  • Синтез литературы и революционной агитации.

Ключевые авторы:

  • Владимир Маяковский — поэт революции, мастер плаката, рекламы и поэтического манифеста.
  • Исаак Бабель — «Конармия» (1926) — реалистическое и жесткое осмысление Гражданской войны.
  • Андрей Платонов — философская проза, наполненная трагизмом человека в мире идеологических преобразований («Котлован», «Чевенгур»).

          2.  Литература сталинской эпохи (1930–1953)

Политический контекст:

  • Установление тоталитарного режима.
  • Репрессии против инакомыслящих писателей.
  • Провозглашение социалистического реализма в 1934 году на I съезде Союза писателей СССР.
  • Возникновение литературы о гражданской и Великой Отечественной войне

Социалистический реализм

  • Метод социалистического реализма стал обязательным для всех, допущенных к публикации писателей. Его суть:
  • Художник должен изображать действительность не такой, какая она есть, а какой она должна быть — в духе идеалов коммунизма.
  • В центре — «положительный герой», как правило, член партии, бесстрашный строитель светлого будущего.
  • Исключение психологизма, субъективности, сомнений.

Создание Союза писателей СССР (1932)

Цель — подчинение литературы государству. Членство в Союзе было необходимо для официальной карьеры, получения гонораров, права на публикации.

Темы и образы:

  • Коллективизация и индустриализация.
  • Подвиги рабочих и военных.
  • Превознесение Сталина.
  • Подавление критики и сомнений.
  • Цензура и репрессии

Множество талантливых писателей было репрессировано (аресты, ссылки, расстрелы). Литература теряет творческую свободу.

Вынужденная литература и лагерная проза

Многие писали «в стол» — для будущего, без надежды на публикацию. Пример — Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», произведений о жизни в сталинских лагерях.

Ключевые авторы:

  • Максим Горький — провозглашен «главным писателем» эпохи.
  • Михаил Шолохов — «Тихий Дон», «Поднятая целина».
  • Александр Фадеев — «Молодая гвардия», романизированная история  борьбы против фашистов.

3. Период «Оттепели» (1953–1964)

Исторический контекст: смерть Сталина, приход Хрущёва

Начинается период десталинизации, ослабления цензуры, культурного обновления.

Тематическое поле:

  • Переоценка сталинской эпохи.
  • Личность и внутренний мир.
  • Моральный выбор и совесть.
  • Возвращение тем, ранее табуированных (ГУЛАГ, репрессии).

Александр Солженицын — «Один день Ивана Денисовича» (1962) — первая публикация о ГУЛАГе в официальной прессе.

Поэзия «шестидесятников»

Возникло новое поколение поэтов-интеллектуалов:

  • Евгений Евтушенко
  • Андрей Вознесенский
  • Белла Ахмадулина
  • Булат Окуджава

Их творчество сочетало гражданский пафос с личной лирикой, отказ от штампов.

             4. Застой и двойная литература (1965–1985)

Советская литература периода застоя развивалась в историческом контексте расцвете власти Брежнева  восстановления контроля.

После краткой «оттепели» наступает застой — новый этап идеологической стабилизации, что сказывается на литературе.

В этот период советская литература “разделяется” на 2 потока:

  • Официальная — печаталась в издательствах, соответствовала идеологическим нормам.
  • Неофициальная (самиздат) — распространялась нелегально, часто в рукописном или машинописном виде.

Существовал и тамиздат — публикация запрещённых произведений за границей.

Происходит уверенное становление темы духовного сопротивления:

  • Отчуждение личности.
  • Внутреннее несогласие с режимом.
  • Рефлексия над моральной ценой компромисса.

Крупные имена:

  • Андрей Битов — роман «Пушкинский дом», метапрозa, обращённая к русской литературной традиции.
  • Фазиль Искандер — гуманистическая проза о Кавказе.
  • Василий Шукшин — «деревенская проза», философская глубина простых людей.
  • Василий Гроссман — роман «Жизнь и судьба» (запрещён в СССР, опубликован в 1980-х).

Эмигрантская литература:

  • Иосиф Бродский — нобелевский лауреат (1987), изгнан из СССР.
  • Владимир Набоков — крупнейший прозаик русского зарубежья, автор «Лолиты», «Дарa».

                     5. Перестройка и конец советской литературы (1985–1991)

Политика гласности

Горбачёвская перестройка изменила и существующий в СССР литературный климат:

  • Цензура ослабла.
  • Началась публикация запрещённых авторов.
  • Литература стала полем открытого обсуждения правды о советском прошлом.

Новые темы:

  • Травма репрессий.
  • Историческая память.
  • Крах утопии.
  • Социальное разочарование.

 

Краткая характеристика советской литературы – ее особенности и вклад

Особенности развития

  • Литература СССР всегда зависела от политического климата.
  • Произведения — зеркало и хроника своего времени.
  • Постепенный переход от лозунгов и деклараций — к интимной, рефлексивной прозе.
  • Развитие жанров: от эпопей к миниатюрам, от производственного романа — к психологической новелле.

Вклад и значение

Литература СССР — историко-культурный документ огромной ценности:

  • Внесла вклад в мировую культуру: Бродский, Солженицын, Шолохов — лауреаты Нобелевской премии.
  • Служит источником анализа трагических и героических страниц истории XX века.
  • Является основой для современной русской литературы.

Советская литература прошла путь от революционного пафоса к трагическому размышлению о судьбе человека в истории. Это противоречивое, глубокое и ценное культурное наследие, в котором сочетаются:

  • идеологические диктаты и поиски истины,
  • художественные подвиги и трагедии репрессий,
  • официоз и подлинная культура.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.